Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 01:49, курсовая работа
Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Актуальность темы является тот факт, что современное состояние рынка труда отражает неоднозначность происходящих в сфере занятости процессов, обусловленных влиянием экономических и социальных преобразований в России.
Введение………………………………………………………………….…3стр.
Глава I. Рынок труда и его особенности……………………………………4стр.
1.1 Роль рынка труда………………..……………………………………..4-6стр.
1.2 Структура и сущность рынка труда…………………………………..6-9стр.
1.3 Регулирование рынка труда…..……………………………………..9-12стр.
1.4 Специфика российского рынка труда. Спрос на труд…………….12-16стр.
Глава II. Занятость населения……..…………………………………….17стр.
2.1. Показатели безработицы……..……………………………………..17-20стр.
2.2. Причины безработицы…..…………………………………………20-22стр.
2.3.Методы борьбы с безработицей……………………………………22-25стр.
2.4. Будущее российской политики в области занятости………….…25-27стр.
Заключение……………………………………
В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. Значительна и посредническо - вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро
занятости, подчиненные министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при
трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых,
изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление
информации о требующихся
Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.
В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное де регулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.
Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации.
Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в
прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости -
надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная
занятость. В рамках де регулирования
рынка труда все более
проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.
Итогом фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.
1.4 Специфика российского рынка труда. Спрос на труд. Предложение труда.
Равновесие на рынке труда.
Рынок труда понимается в настоящей работе как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда. Принципиальным отличием данного выше определения от ряда других является то, что к рынку труда мы относим не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала и сферу использования труда. Такой подход к определению основного объекта исследований выработан нами в процессе участия в практических работах по анализу рынка труда, в ходе которых выяснилось, что фиксация внимания на сфере обмена может искажать общую картину происходящего. Например, на определённых временных интервалах может наблюдаться сокращение регистрируемой
безработицы в России, что иногда интерпретируется зарубежными специалистами как начало оздоровления рынка труда в экономики в целом. Однако нарастание диспропорций в сфере использования труда подготавливает новый период дестабилизации сферы обмена труда в отдалённой перспективе. В России широко распространено понятия рынка труда, использовавшееся бывшей Федеральной службой занятости для аналитических целей и при разработке прогнозов. В его основе лежит отождествление рынка труда с процессами и механизмами трудоустройства. В настоящей работе эта разновидность процессов рассматривается как текущий рынок труда.
Применение понятия «рынок» к анализу трудовой сферы не уравнивает труд с обыкновенными товарами. Труд в первую очередь представляет собой процесс экономической деятельности людей и только после этого и в дополнение к этому может рассматриваться как ресурс или товар. Человек как носитель способности к труду в нормальном обществе обладает свободой воли. Поэтому в современных обществах работники не могут быть куплены или проданы, они могут быть только наняты. Решение, принимаемое человеком о продаже своего труда,- это социально-психологический процесс, отличающийся от принятия решения о продаже, например, партии телевизоров, произведённых заведомо для рынка. От товаров в вещественной форме труд отличается тем, что он не производится заблаговременно и не храниться. Но труд отличается и от большинства услуг своей незаменяемостью. Услуги, как и товары в вещественной форме, во многих случаях заменяемы, но труд вообще даже на автоматизированных производствах не может быть полностью заменён капиталом. Конкретные виды труда взаимозаменяемы, но труд вообще выступает как безальтернативный ресурс. Ключевые моменты анализа и прогнозирования рынка труда – предложение, спрос и цена. Предложение труда на уровне народного хозяйства рассматривается нами как сложившийся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу. В необходимых случаях базовое определение предложения труда через численность экономически активного населения могут заменяться ещё более широкими – «трудовые ресурсы» и «население трудоспособного возраста».
Спрос на труд на соответствующем уровне выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест. Рабочие места в данном контексте рассматриваются в их социально-экономическом, а не физическом понимании. Наши определения спроса и предложения охватывают все контингенты работающих и желающих работать и всю численность функционирующих и временно свободных рабочих мест. Встречающиеся в публикациях специалистов Министерства труда и соцразвития РФ и некоторых других трактовки соотношения спроса и предложения труда как численности только вакантных рабочих мест и безработных мы считаем недостаточным для целей анализа и прогнозирования в условиях России. Гипотетическая ситуация равенства спроса и предложения на рынке труда именуется равновесием или равновесным состоянием. Понятие равновесия на рынке труда близко к понятию полной занятости, которая определяется нами, как полное обеспечение работой всех трудоспособных людей, желающих трудиться. Близость указанных понятий приводит некоторых авторов к их отождествлению. Но такое отождествление не всегда оправдано. Возможны неравновесные состояния национального рынка труда и при полной занятости – ситуации дефицита кадров. Поэтому понятие «равновесие рынка труда» и «полная занятость» не полностью идентичны и употребление каждого из них должно соотноситься с контекстом исследования.
Рынок труда как социально-экономический механизм существенно отличается от других типов рынка. Товарные рынки, как правило, находятся в динамических состояниях, стремящихся к равновесию. Несмотря на ряд отклоняющихся факторов, в числе которых и регулирующие воздействия государства и межгосударственных органов, спрос и предложение на рынках большинства товаров балансируются через цены. Напротив, на рынках труда неравновесие-норма, а совпадение спроса и предложения приходится рассматривать как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние. Основное влияние на конъюнктуру рынка труда оказывает социально- экономические, демографические и природно-ресурсные факторы. Обеспеченность российской экономики природными ресурсами, одна из самых высоких в мире, служит в настоящее время и будет в перспективе, вплоть до послекризисного восстановления производственно-технического, финансового и интеллектуального потенциалов общества, основным стабилизатором экономики и занятости.
Рассмотрим теперь некоторые особенности структуризации российского рынка труда. В некоторых исследованиях рынка труда делается акцент на мобильность работников и её направления. Так, в российской научной литературе распространено деление рынка труда на внешний и внутренний. В России пока управление персоналом зачастую понимается как манипуляция людьми ради достижения краткосрочных целей, поставленных руководителем предприятия. Поэтому эффективное применение теорий внутреннего рынка и человеческого капитала на микроэкономическом уровне в нашей стране на практике встречается довольно редко. В то же время некоторая польза от использования понятий внешнего и внутреннего рынков труда может быть извлечена при анализе открытого и скрытого рынков труда, реально развившихся на российской почве. Скрытый рынок труда включает две группы явлений – потенциальную безработицу и неформальную занятость.
Таким образом, российский рынок труда представляет собой сложно структурированную схему, сложившуюся под влиянием инерции прежней планово- централизованной системы организации труда и вследствие экономического кризиса и позитивных процессов преобразования хозяйственной системы.Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное приближениек образцам развитых стран с российской спецификой и национальными трудовыми
Глава II. Занятость населения.
2.1. Показатели безработицы
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей. Не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.
Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.
Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, мало оплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.
Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.