Рынок труда Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть современный рынок труда Республики Бурятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты рынка труда и доходов населения жителей Республики Бурятия
• Определить общее состояние рынка труда на сегодняшний момент

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда и доходов населения
1.1. Сущность и функции рынка труда…………………………………..3
1.2. Классификация рынков труда и
механизм функционирования рынка труда………………………………..5
1.3. Понятие, сущность и классификация доходов населения…………7
Глава 2. Рынок труда и доходы населения Республики Бурятия
2.1. Анализ рынка труда Республики Бурятия…………………………….13
2.2. Анализ доходов населения Республики Бурятия…………………….19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая рынок труда и доходы населения РБ.docx

— 349.95 Кб (Скачать файл)

Доходы различают  по источнику, способам, регулярности и очередности получения. Доход может приносить собственность на факторы производства, они могут быть получены частным лицом, фирмой, государством в наличной или безналичной форме. Причём поступать как регулярно, так и однократно, выплачиваться иногда в строгой последовательности (например, при банкротстве предприятия). 

Можно сказать, что  доходы совершают в экономике  своеобразный  кругооборот. Доходы поступают в семью, в обмен на факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность ). Обмениваясь на товары и предоставляя  семье услуги, они превращаются в доходы тех, кто произвёл эти товары и предложил услуги. Часть средств пойдёт на финансирование экономической деятельности, что обеспечит семью доходами в будущем. Свою долю доходов получит и государство. Оно поддержит экономически слабых и неимущих, создаст лучшие условия для функционирования экономики в целом. Это позволит семьям не только увеличить свои доходы, но и более щедро обеспечивать поступления средств в бюджет, создавая благоприятные условия для выполнения государством его функций, в том числе экономических. 

Стремление к  максимизации своего дохода диктует  экономическую  логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого  активного участника  рыночной  экономики,  объективным  и   мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно значимая выгода, поскольку они,  в  конечном  счете,  являются единственным источником удовлетворения общих  потребностей,  расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно  сформулировать  так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным».

Получателей рыночного  дохода всегда волнуют  три  вопроса: 

  • надежность источников, 
  • эффективность   использования   дохода 
  • оправданность налогового бремени.

Экономическая теория отвечает на эти  вопросы,  исследуя образование и движение совокупного дохода.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности  физического  (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики.

 

 

 

 

 

       
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Рынок труда Республики Бурятия

2.1. Анализ рынка  труда Республики Бурятия

Формально началом  образования рынка труда следует  считать 1991 год, когда был принят Закон “О занятости населения  в РСФСР”. В апреле того же года была образована федеральная служба занятости  России и начало действовать ее региональное подразделение в Республике Бурятия, то есть государство приняло на себя предусмотренные Законом функции  по регулированию рынка труда.

Кризисные процессы в экономике  Бурятии в переходный период обусловили динамику регионального рынка труда, для которого характерны две главные  тенденции:

  • Трансформация структуры занятости, схожая с общероссийской: снижение доли занятых в промышленности и строительстве при росте занятости в сфере услуг и относительно стабильной аграрной занятости.
  • Более высокая безработица в течение всего переходного периода по сравнению со среднероссийским уровнем.

Наиболее интенсивно теряло занятых строительство, что было связано с общим инвестиционным спадом и сворачиванием «стройки века» (БАМ) на Бурятском участке. До дефолта быстрее всего росла  занятость в торговле, выполнявшей  роль «накопителя» для высвобождающихся работников промышленности. Как и  по всей стране, продолжает расти управленческая занятость, особенно в последние  годы. Отрасли бюджетной сферы (образование, культура и здравоохранение), несмотря на низкую оплату, притягивают население  в условиях кризиса производства, поэтому доля этих отраслей в структуре  занятости увеличилась. Согласно сведениям  на 10.11.2009 в Улан-Удэ об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением штата, число работников, предполагаемых к увольнению с начала 2009 года, составило 4391 человек, из них фактически уволено 1923 человека.

Динамика безработицы  в республике совпадает с общероссийской однако периоды роста и падения  были более резкими из-за слабости экономической базы в республике. Массовое высвобождение рабочей  силы произошло в середине 1990-х  годов в результате остановки  крупных горнодобывающих предприятий  из-за нерентабельности добычи сырья (Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат, Гусиноозерские угольные разрезы и шахты), сокращения кадров в промышленности и сельском хозяйстве. Тяжелая ситуация сложилась  в многочисленных монопрофильных поселках севера и юга республики, первые из которых специализируются на лесозаготовке, а вторые – на переработке продукции  сельского хозяйства. В период экономического роста уровень безработицы в  республике значительно снизился, однако на фоне большинства регионов Сибири и Дальнего Востока он все еще  остается повышенным (в 2007 г. в Бурятии  уровень безработицы составил 12,9%, а в среднем по РФ – 6,1%).

Финансовый кризис не привел к негативным проявлениям на рынке  труда Бурятии. По словам специалистов агентства, по прямому указанию департамента труда министерства здравоохранения и социального развития РФ в республике ежедневно проводится мониторинг ситуации на предмет выявления роста безработицы. Однако негативных изменений не произошло, что связано с экономической отсталостью региона. За период наблюдений ни одно из предприятий не подавало уведомлений либо о планируемом сокращении численности персонала, либо о реструктуризации (скрытой формы сокращения кадров).

Как подчеркнули специалисты  этого ведомства, сведения о состоянии  рынка труда поступают из всех 22 существующих в Бурятии центров  занятости населения. Согласно действующему законодательству, предприятия и  организации обязаны уведомить  агентство о планируемом сокращении или реструктуризации за два месяца. А службы занятости - принять меры по трудоустройству, провести переобучение оказавшихся без работы граждан, либо решить вопрос о досрочном выходе на пенсию.

В 2009 году в Бурятии были задействованы 1,9 тыс. человек. Реализация объектов федерального значения - один из факторов, сдерживающих рост безработицы. Они позволяли обеспечивать занятость как на самих объектах, так и в организациях, поставляющих и производящих стройматериалы.

Сегодняшний рынок труда  в Бурятии перегрет. Он такой же, каким был накануне кризиса 1998 года. Доля оплаты труда в ВВП больше 50% (в 2008 году 39%). 

Можно считать, что после  нескольких кризисных лет рынок  труда стал рынком работника, а не работодателя. Высокий спрос на персонал и умеренная активность соискателей  проявлялись уже в 2012 году. В начале 2013-го прекратился рост рабочей силы. Мы вступаем в период (до 2050 года), когда  она будет уменьшаться. И станет одним из тормозов развития экономики. Нехватка кадров будет провоцировать  рост зарплаты, не подкрепленный повышением производительности труда. В России больше зарабатывают, чем работают. С 1998 года работать стали лучше на треть, а живем в два раза лучше. 

Но, как известно, экономика, в которой рост производительности труда отстает от роста зарплат, живет от девальвации к девальвации  национальной валюты. 

Есть рекомендация ООН: недопустима  оплата труда ниже 3 долларов США  в час. Иначе человек теряет стимул работать и начинает воровать. К  примеру, у нас в республике средняя  зарплата в 2012 году — 22255 рублей в месяц, т. е. 4,3 доллара в час. Однако это  средняя температура по больнице. Может, потому и воруем? 

Если искусственно затормозить  рост зарплат, замедлится потребительский  спрос — главный источник роста  ВВП в последние годы. Если продолжать повышать зарплаты (что мы сейчас и  делаем), тогда потребуется очень  энергично улучшать инвестиционный климат для поддержания конкурентоспособности наших производств, особенно после вступления в ВТО. А это реально трудно. 

У государства есть рычаги воздействия на формирование цены труда. Например, увеличение страховых взносов  с целью побудить бизнес к оптимизации  численности персонала, к росту  производительности труда. И эта  политика продолжится. 

Рынок труда является одновременно фундаментом и продуктом социально-экономической  политики. И каждый регион имеет  свои особенности его регулирования. 

По данным Бурятстата, рынок  труда характерен устойчивой иммигарционной убылью, возросшей до 4,4 тыс. человек  в год. Население сократилось  с 981 тыс. (2002 г.) до 936 тыс. (2010 г.). Выезжают трудоспособные (76% от всех покинувших республику). Наше население можно  назвать «старым», хотя средний возраст  по республике 35 лет. Возможно, уже к 2015 году учреждения профобразования  потеряют до 50% своего контингента. 

Отток из села стабильно  продолжается из-за низкого качества жизни там, а не из-за нехватки рабочих  мест. Растет дефицит квалифицированных кадров. Каждый четвертый занят в бюджетной сфере. Ситуация требует серьезного реформирования со значительным сокращением расходов. И они начнутся с 2014 года, несмотря на декларирование социальных обязательств. 

Улан-Удэ ежегодно прирастает на 1,5 тыс. человек, плюс миграционный поток 3,6 тыс. Рост производств привел к  увеличению количества работающих. Отсюда рынок труда в городе трудоизбыточен, хотя и сочетается с нехваткой  квалифицированных кадров. 

Рынок труда законсервировался. Жесткое законодательство по защите рабочих мест подавляет создание новых, высокоэффективных. С одной  стороны призывают к модернизации, с другой борются с безработицей. Порочный круг. 

Теперь о ближайшем  будущем. Сокращение персонала будет  идти быстрее, чем создание высокопроизводительных рабочих мест. Рынок труда в  городе сузится. 

Думается, государство, регулирующее трудовые отношения, не должно препятствовать потребностям экономической эффективности, мобильности рабочей силы, высвобождению  лишних работников. Высокая занятость  обеспечивается не сохранением численности  работников, а созданием новых  высокооплачиваемых рабочих мест, в  которых нуждается население.11 

Рассмотрим прирост (снижение) количества рабочих мест по видам

экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) по Республике Бурятия.

 

Таблица 1. Прирост (снижение) количества рабочих мест по видам

экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) по Республике Бурятия.

Общее число замещенных рабочих  мест в 2012 году составило около 205,8 тыс. человек, и было ниже, чем в 2011 году на 1,3 %. В общем количестве замещенных рабочих мест в организациях на созданные  и ликвидированные рабочие места  приходились 19664 и 22354 человек, соответственно.

Наибольшее снижение числа  рабочих мест в 2012 году наблюдалось  в сферах предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг на 10,6 %, гостиниц и ресторанов – на 10,4 % по сравнению с прошлым годом.

Также вместе с тем, рост числа рабочих мест отмечен в сфере оптовой и розничной торговли;  ремонта автотранспортных средств, мотоциклов и предметов личного пользования – на 21,5 % по сравнению с прошлым годом,  в строительстве и добыче полезных ископаемых – на 12,8 % и 3,3 %, соответственно.12

2.2. Анализ  доходов населения Республики  Бурятия

Рассмотрим денежные доходы и расходы населения Республики Бурятия в январе 2013 года. Все данные предварительные и даны в млн.руб. На основании приводимых данных будут основываться выводы.

 

Таблица 2. Динамика денежных доходов и расходов населения.

 

 

В январе 2013 года денежные доходы населения сложились, по оценке, в сумме 13168,2 млн. рублей и увеличились  по сравнению с январем 2012 года на  12,0 %, денежные расходы населения составили 15134,3 млн. рублей, что на 13,6 % выше соответствующего показателя предыдущего года.

Превышение  денежных расходов населения над доходами составило – 1966,1 млн. рублей.

Реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обяза-

тельных платежей, скорректированные на индекс потребительских  цен), по

предварительным данным, в январе 2013 года по сравнению с  соответствую-

щим месяцем 2012 года увеличились на 9,2 %.

Таблица 3.Динамика реальных располагаемых денежных доходов

В январе 2013 года большую  часть денежных доходов население использовало на потребительские цели – 11470,2 млн. рублей, на уплату налогов и взносов – 1244,1 млн. рублей, на покупку валюты – 248,5 млн. рублей.

 

Таблица 4. Структура  использования денежных доходов  населения.

Денежные доходы на душу населения в январе 2013 года составили 13550 рублей, потребительские  расходы – 11803 рубля, в январе 2012 года – соответственно - 12107 и 10383 рубля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. А отличие от других рынков специфика  этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает  сам человек, его способность  к труду. Рынок труда как и  любой другой рынок, описывается  кривыми спроса и предложения, то есть в целом подчиняется законам  спроса и предложения. Он представляет собой рынок особого рода, имеющий  ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального  и социально-психологического характера.

Информация о работе Рынок труда Республики Бурятия