Рынок труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Рынок труда: понятие, типология и структура…………………………6
1.1. Понятие рынка труда………………………………………………………….6
1.2. Типология и структура рынка труда…………………………………………8
1.3. Особенности рынка труда в России…………………………………………13
Глава 2. Проблемы функционирования рынка труда в РФ, и его регулирование……………………………………………………………………..16
2.1.Проблемы функционирования рынка труда в современной России……...16
2.2.Механизм саморегулирования рынка труда………………………………..20
2.3.Государственное и правовое регулирование рынка труда………………...24
Заключение………………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования  развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

 Возможности федерального  центра в улучшении территориального  размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

 Для обеспечения  занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

 Значительно снижают  трудовую мотивацию работников  уравнительные тенденции, проявляющиеся  как в старых, так и в новых  формах. Этому способствуют компенсационные  надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.

 Условием решения  этих задач является не только  увеличение ресурсного обеспечения  на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

 Изменение экономической  ситуации в РФ, широкое развитие  негосударственного сектора экономики,  утрата государством функции  основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

 Условия трудовых  отношений, возникающих в процессе  производства, отражаются на всех  сторонах жизни конкретного человека  и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

 Формирующееся в  условиях экономической свободы  и конкуренции трудовое право  РФ не может игнорировать опыт  регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

 Скорее всего для  России наиболее приемлемой будет  европейская модель трудового  законодательства, отличающаяся гораздо  большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.9

 Вместе с тем  особенностью современной государственной  политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.10

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

  • признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
  • учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
  • учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  • установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует  отметить, что само по себе наличие  должным образом подготовленного  закона не достаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

 

Заключение

 

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

 Итак, теперь можно  уже с уверенностью говорить  о том, что рынок труда это  не только отношения между  наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

 Также нельзя замыкаться  на каком-либо отдельном сегменте  рынка труда, считая ситуацию  на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства  на рынке труда в целом только  тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

 В работе был  также поставлен вопрос о необходимой  степени вмешательства государства  в рыночную экономику, и конкретно  в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

 В нашей же экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный "теневой" сектор. Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества. 

Список литературы

 

  1. В.А. Павленков "Рынок труда." М., 2005г
  2. Г. Лещинская "Экономист.", №8, 2006г., стр. 62-70.;
  3. Е.М. Майбурд "Введение в историю экономической мысли.", Москва 2000г.
  4. И. Заславский "К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики." "Вопросы экономики.", №2, 2006г., стр.76-91.;
  5. К. Микульский "Формирование новой модели занятости." "Экономист", №3, 2003, стр.47-52;
  6. М.Н. Чепурин "Курс экономической теории"., Киров, 2005г., стр.233-248;
  7. Н. Чернина "Российский экономический журнал", №11-12, 2004г., стр.50-59.;
  8. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи "Экономика" Москва, 2004г.
  9. Т. Четвернина "Положение безработных и государственная политика на рынке труда." "Вопросы экономики", №2, 2005г., стр.102-113.;

1 М.Н. Чепурин "Курс экономической теории"., Киров, 2005г., стр.233-240

2 М.Н. Чепурин "Курс экономической теории"., Киров, 2005г., стр.244-248;

3 С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи "Экономика" Москва, 2004г.

4 Е.М. Майбурд "Введение в историю экономической мысли.", Москва 2000г.

5 Н. Чернина "О новой модели занятости." "Российский экономический журнал", №11-12, 2004г., стр.50-59.;

6 Н. Чернина "Российский экономический журнал", №11-12, 2004г., стр.50-59.;

7 Т. Четвернина "Положение безработных и государственная политика на рынке труда." "Вопросы экономики", №2, 2005г., стр.102-113.;

8 М.Н. Чепурин "Курс экономической теории"., Киров, 2005г., стр.233-248;

9 Г. Лещинская "Экономист.", №8, 2006г., стр. 62-70.;

10 И. Заславский "К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики." "Вопросы экономики.", №2, 2006г., стр.76-91.;




Информация о работе Рынок труда РФ