Реализация этих требований
возможна лишь на основе использования
развитого рыночного хозяйственного
механизма в сочетании с государственным регулированием.
Прежде всего необходимо совершенствование
территориальной структуры производства,
а именно: преодоление неравномерности
развития производительных сил по регионам,
чрезмерной специализации регионов, более
полное использование местных ресурсов
и возможностей с учетом личного трудового
потенциала, устранение отставания сфер
социальной инфраструктуры регионов от
потребностей. Для этого необходима территориальная
мобильность рабочей силы, требующая определенного
регулирования, т.к. велика опасность усиления
различий в обеспеченности регионов рабочей
силой, в частности возрастание дефицита
кадров в регионах со сложным уровнем
проживания.
Возможности федерального
центра в улучшении территориального
размещения производства ограничены. Основное значение
для этого имеют перелив капитала, взаимодействие
финансового и промышленного капитала,
деятельность финансово-промышленных
групп и других экономических объединений.
Для обеспечения
занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается
преимущественно одно посредничество,
а не производственные услуги. Происходит
это из-за отсутствия действенной системы
поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного
спроса населения, отсутствия необходимых
навыков, ограниченности возможностей
получения соответствующих профессий.
Значительно снижают
трудовую мотивацию работников
уравнительные тенденции, проявляющиеся
как в старых, так и в новых
формах. Этому способствуют компенсационные
надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия
между оплатой труда руководящего состава
и рядовых работников. Появилась необходимость
гарантировать выплату заработка, формировать
применительно к новым условиям цену рабочей
силы, эквивалентно оплачивать повышенные
затраты труда, стимулировать рост его
качества. Особой проблемой является целесообразность
увязки заработка различных категорий
работников с рентабельностью производства.
Условием решения
этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения
на основе экономического роста, но и развитие
законодательства и соответственное изменение
общественного отношения к данным проблемам.
Изменение экономической
ситуации в РФ, широкое развитие
негосударственного сектора экономики,
утрата государством функции
основного работодателя, признание многообразия
форм собственности – всё это потребовало
изменения действующего законодательства
о труде. Определенные новации в трудовом
законодательстве уже были закреплены
федеральными законами о порядке разрешения
коллективных трудовых споров и о внесении
изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г.
Однако это не снимает вопроса о том, что
необходимо всеобъемлющее реформирование
всего законодательства о труде. Оно должно
быть глубоко продуманным, опирающимся
на положения Конституции РФ, отечественный
опыт в данном вопросе и максимально учитывать
реалии сегодняшней экономической ситуации.
Условия трудовых
отношений, возникающих в процессе
производства, отражаются на всех
сторонах жизни конкретного человека
и предполагают особый характер регулирования, вытекающий
из приоритета человеческой личности.
Анализ конституционных норм позволяет
сделать вывод о равной защите прав на
трудовую (в рамках трудового договора)
и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство
должно предусматривать равноправие,
взаимный учет прав и интересов сторон
трудового договора. Однако, будучи в юридически
равном положении с работодателем, работник
фактически является более слабой стороной
трудовых отношений, во многом зависит
от работодателя, что дает ему возможность
навязывать работнику свою волю. Реально
противостоять этому работники могут,
лишь объединившись в профсоюз. Однако
и он сам по себе не может обеспечить принцип
равноправия, поэтому решающую роль здесь
играет государственное законодательное
регулирование, содержащее механизмы
защиты прав сторон трудового договора
при реальном их исполнении.
Формирующееся в
условиях экономической свободы
и конкуренции трудовое право
РФ не может игнорировать опыт
регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего
с развитой рыночной экономикой. Такое
изучение крайне полезно, т.к. сущность
взаимоотношений наемных работников и
работодателей в принципе везде одинакова.
Освоение этого опыта позволит избежать
повторения тех ошибок, которые допускались
ранее другими странами и разработать
специфические концепции защиты труда,
пригодные в российских условиях.
Скорее всего для
России наиболее приемлемой будет
европейская модель трудового
законодательства, отличающаяся гораздо
большей степенью вмешательства государства
в трудовые отношения, поскольку слабость
частных предпринимательских структур
в правовом плане не позволяет передать
регулирование большинства вопросов,
связанных с трудовыми отношениями, на
уровень фирмы. Немаловажным является
и психология самих работников, обращающих
все свои требования по привычке государству,
считая, что именно им должны решаться
все вопросы регулирования трудовых отношений.9
Вместе с тем
особенностью современной государственной
политики России является децентрализация регулирования трудовых
отношений. Государство, оставаясь фактически
гарантом трудовых прав граждан, практически
утратило функции всеобщего работодателя
и всевластие в трудовых отношениях, что
предполагает более тесное участие работодателей
и профсоюзов в принятии социально-экономических
решений и определении условий труда и
передачу решения многих вопросов на уровень
конкретных сторон.10
С учетом изложенного к основным принципам
регулирования трудовых отношений можно
отнести следующие:
- признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
- учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
- гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
- учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
- установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.
В заключение следует
отметить, что само по себе наличие
должным образом подготовленного
закона не достаточно, чтобы заметно
повлиять на общественное сознание. Хороший
закон может просто не применяться,
и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения
прав работников связаны часто не с отсутствием
законодательных актов, а с простым неисполнением
закона). Условия реального исполнения
законов о труде, их действенности требуют
особого рассмотрения, однако в целом
необходимо отметить, что гарантированные
государством права работников должны
защищаться прежде всего путем обеспечения
для гражданина доступа к подлинному правосудию
без многомесячных и унизительных ожиданий.
Заключение
В данной работе я попыталась
дать анализ как научно-теоретического, так
и практического аспекта деятельности
такого составного элемента рыночной
экономики, как рынок труда. Я думаю, что
из-за чрезмерной обширности данной темы
невозможно подробно рассмотреть в одной
работу все стороны этой проблемы. Однако,
исходя из всего вышесказанного, можно
сделать некоторые выводы, обобщая анализ
каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно
уже с уверенностью говорить
о том, что рынок труда это
не только отношения между
наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями
как субъектами спроса, возникающие по
поводу купли-продажи этого труда. Ведь
рынок труда испытывает колоссальное
влияние со стороны различных субъектов
трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие
интересы наемных работников, и государство,
поддерживающее интересы как работников,
так и работодателей посредством специализированных
организаций и законодательного регулирования
трудовых отношений, и предпринимательские
объединения, создающиеся в противовес
профсоюзам.
Также нельзя замыкаться
на каком-либо отдельном сегменте
рынка труда, считая ситуацию
на нем общей для рынка труда
в целом. Ведь политика государства
на рынке труда в целом только
тогда может быть результативной,
когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.
Примером может быть необходимость коренного
преобразования существующей системы
подготовки и переподготовки кадров, которая,
по сути, входит в состав потенциального
рынка труда. Целенаправленное государственное
регулирование в этой области в совокупности
с другими мерами на остальных сегментах
может быть по-настоящему эффективной.
В работе был
также поставлен вопрос о необходимой
степени вмешательства государства
в рыночную экономику, и конкретно
в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с
развитой рыночной социально ориентированной
экономикой этот вопрос актуален только
в тот момент, когда начинается отток капитала
за границу, обусловленный чрезмерным
налоговым прессом на предпринимателей
(основной источник финансирования социальных
программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос
о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся
процессам для стимулирования экономического
роста.
В нашей же экономике
с присущим ей крупным государственным
сектором и активным вмешательством в рыночные процессы
говорить о построении эффективной социальной
экономики рано. Этому способствует и
несовершенство правовой базы, и налогового
законодательства, и коррупция в руководящем
составе, и сильный "теневой" сектор.
Следовательно, чтобы начать эффективно
решать проблемы на рынке труда, нужно
сначала реформировать все сферы экономической,
политической и социальной жизни общества.
Список литературы
- В.А. Павленков "Рынок труда." М., 2005г
- Г. Лещинская "Экономист.", №8, 2006г., стр. 62-70.;
- Е.М. Майбурд "Введение в историю экономической мысли.", Москва 2000г.
- И. Заславский "К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики." "Вопросы экономики.", №2, 2006г., стр.76-91.;
- К. Микульский "Формирование новой модели занятости." "Экономист", №3, 2003, стр.47-52;
- М.Н. Чепурин "Курс экономической теории"., Киров, 2005г., стр.233-248;
- Н. Чернина "Российский экономический журнал", №11-12, 2004г., стр.50-59.;
- С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи "Экономика" Москва, 2004г.
- Т. Четвернина "Положение безработных и государственная политика на рынке труда." "Вопросы экономики", №2, 2005г., стр.102-113.;
1 М.Н. Чепурин "Курс экономической теории".,
Киров, 2005г., стр.233-240
2 М.Н. Чепурин "Курс экономической теории".,
Киров, 2005г., стр.244-248;
3 С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи "Экономика"
Москва, 2004г.
4
Е.М. Майбурд "Введение в историю экономической
мысли.", Москва 2000г.
5
Н. Чернина "О новой модели занятости."
"Российский экономический журнал",
№11-12, 2004г., стр.50-59.;
6
Н. Чернина "Российский экономический
журнал", №11-12, 2004г., стр.50-59.;
7
Т. Четвернина "Положение безработных
и государственная политика на рынке труда."
"Вопросы экономики", №2, 2005г., стр.102-113.;
8
М.Н. Чепурин "Курс экономической теории".,
Киров, 2005г., стр.233-248;
9
Г. Лещинская "Экономист.", №8, 2006г.,
стр. 62-70.;
10
И. Заславский "К характеристике труда
современной России. Очерк социально-трудовой
политики." "Вопросы экономики.",
№2, 2006г., стр.76-91.;