Семейное предприятие. Доходы и расходы семьи (домохозяйства). Семейная занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Тема развития семейного бизнеса актуальна во всем мире. Основа благосостояния любого государства, как свидетельствует опыт Америки, Азии и европейских стран – развитый сектор малого и среднего бизнеса.
Особенно роль малого бизнеса возрастает в условиях экономического кризиса, когда уже сформировались тенденции сокращения объемов производства и налоговых поступлений.
При условии существования новой государственной политики в области семейного бизнеса, малые предприятия могут обеспечить переход инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и стать основой рыночных структур во многих отраслях.
В России с давних пор существуют семейные традиции, благодаря которым, секреты профессионального мастерства, накопленный капитал и жизненный опыт передаются из поколения в поколение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Семейное предприятие…………………………………………………...8
1.1 Условия создания семейного предприятия……………………………8
1.2 Виды семейного бизнеса………………………………………………..8
1.3 Особенности семейного бизнеса……………………………………….9
2. Доходы и расходы семьи………………………………………………..11
2.1 Определение домохозяйство…………………………………………...11
2.2 Отличие домохозяйства от семьи………………………………………12
2.3 Доходы и расходы……………………………………………………….15
3. Занятость населения………………………………………………………18
3.1 Понятие занятость…………………………………………………….18
3.2 Семейная занятость…………………………………………………...26
3.3 Программа содействия развитию семейного предпринимательства в России…………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовик экономическая теория.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

Признаки домохозяйства:

  • совместное проживание и обустройство быта;
  • совместное ведение хозяйства;
  • обладание определёнными ресурсами;
  • самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
  • стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

В домохозяйствах, где число членов более двух, аналогично семьям происходит распределение ролей. Одной из функций домохозяйства является принятие решения группой, а не отдельным индивидуумом: для решения о покупке характерно распределение ролей (функций) между несколькими людьми.

2.2 Отличие домохозяйства от семьи

Значение домохозяйство отличается от понятия семья, которое вообще-то является социальным. Хотя наиболее характерные признаки домохозяйства и семьи, чаще всего, совпадают, суть домохозяйства отличается от понятия семьи:

Семья — это группа двух или более людей, связанных кровным родством, браком или усыновлением и живущих вместе.

Отсутствующий или отдельно живущий член семью не включается в состав домохозяйства, т.е. семья в значении «родни» может и не быть домохозяйством, но домашнее хозяйство семьи является по определению ядром домохозяйства.

Самое явное отличие домохозяйства от семьи состоит в том, что домохозяйство может образовать и один человек, а для семьи нужно – по крайне мере - двое.

Домохозяйство - это экономическая категория, тогда как семья - социальное понятие. Понятие домохозяйство намного шире понятия семья, так как в составе домохозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с его членами, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

Семейные домохозяйства являются самыми распространенными. Главное для данной классификации домохозяйств является наличие семьи, домашнее хозяйство которой является ядром домохозяйства.

Домохозяйство и семью объединяет взаимозависимость потребления каждого из членов домохозяйства от потребления других. Аналогично семье расходы домохозяйств согласовываются между членами по каким-то правилам.

Однако следует также видеть различие между деятельностью домохозяйства, как более широким понятием, и ведением домашнего хозяйства как домашней экономики семьи.

Семейное домохозяйство — основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей социального класса следующему поколению.

Семейное домохозяйство является основной средой формирования будущих потребителей, что называется потребительской социализацией. Потребительская социализация — это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей. Потребительская социализацияпроисходит как передача культурных ценностей от одного поколения к другому в нуклеарной (с обоими родителями) или расширенной семье (например, в детском доме или в семье из нескольких поколений).

В жизни каждого члена роль домохозяйства настолько существенна, что он порой не может существовать отдельно, а чаще молчаливо считает такое участие выгодным. Люди, зарабатывающие деньги и самые сильные члены домохозяйства считают нужным делиться привилегиями со слабыми, так как видят в этом какой-то смысл. Поэтому доходы домохозяйств формируются из заработка членов вне хозяйства, но по их молчаливому согласию распределяются по потребностям на остальных членов. Расходы домохозяйств на одного члена не зависят от величины его заработка вне домохозяйства.

Основной смысл домохозяйства состоит в воспроизводстве духовных, моральных и физических сил каждого члена домохозяйства. В этом состоит основная разница между домохозяйством и семьей, так как целью семьи является сексуальное удовлетворение членов и рождение детей.

 

2.3 Доходы и  расходы домохозяйства

Доходы домохозяйств - это средства, получаемые членами извне, которых используются для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих непосредственные материальные, духовные и социальные потребности членов домохозяйства. Суть домохозяйства заключается не только в обслуживании нужд отдельных членов за счет ведения общего домашнего хозяйства, так и внешнее взаимодействие членов домохозяйства с другими субъектами в интересах всего домохозяйства.

Финансы домохозяйств формируются из следующих источников:

  • заработная плата членов вне домохозяйства;
  • труд в домашнем хозяйстве;
  • прибыль собственника, если домохозяйство располагает собственностью;
  • капитал, если домохозяйство участвует в какой-то фирме;
  • проценты и дивиденды за накопления домохозяйства в банке;
  • участия в акционерном обществе как доля прибыли или акции;
  • рента за сдачу собственности в пользование;
  • природные ресурсы (земля).

Однако доходы домохозяйства являются частными доходами, хотя домохозяйство может заниматься производственной деятельностью. Общие финансы домохозяйства формируются, лишь как сумма частных доходов всех членов домохозяйства.

Все доходы домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  • выплата налогов государству;
  • удовлетворение личных потребностей;
  • формирование личных сбережений.

Закономерными являются также два основных направления расходов домашних хозяйств: потребление и сбережения.

Потребление составляет ту часть дохода, которая предназначена для приобретения потребительских товаров и услуг и уплаты налогов. Объем и структура потребления зависят от уровня дохода потребителя, уровня цен, от типа общества, в котором он живет, от его жизненных привычек, от представлений о будущей экономической ситуации. В структуре потребительских расходов домохозяйств выделяют следующие составляющие: продовольственные товары (продукты питания); непродовольственные товары; услуги (медицинские, транспортные и др.); налоги.

По мере роста доходов люди становятся более обеспеченными и начинают приобретать больше товаров и услуг длительного пользования, в том числе дорогостоящих. Именно эту закономерность отражает закон Энгеля, согласно которому с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости (продовольствие, оплата жилья, коммунальных расходов, транспорта и т. д.), уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши увеличивается. Возраст и вкус потребителя также играет важную роль в том, сколько и как он потратит.

Значительное влияние на расходы домашних хозяйств оказывают представления потребителей о будущей экономической ситуации. Так; по мнению Кейнса, у потребителей более старшего возраста преобладает предельная склонность к сбережению, так называемая «психология бабушек», т. е. желание сберегать для будущего потребления превышает желание потратить деньги на текущее потребление. В условиях роста цен потребители все-таки предпочтут потратить свой доход, тем самым, стимулируя спрос.

Динамика расходов населения не устойчива и зависит от множества факторов: уровня инфляционного роста цен; насыщенности рынка потребительскими товарами; уровня доверия населения банковскому сектору экономики; динамики популярности у населения такого способа хранения денег от инфляции, как покупка иностранной валюты; уровня получаемых доходов.

В зависимости от уровня получаемых доходов и уровня жизни населения формируются такие направления расходов населения, как туризм, досуг, образование.

 

3.Занятость населения. Семейная занятость

3.1 Понятие занятость

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер: обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда.

Человеку принадлежит приоритетное право выбора:

участвовать или не участвовать в общественном труде;

создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.

Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости:

обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

развитие трудовых ресурсов;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся гражданам в трудоустройстве; 
сочетание местных мер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.

Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости): 
работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы; 
самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально - трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов; 
избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность; 
военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел; 
трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости; временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.); выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов.

Наемные работники — это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.

Работодатели — лица, управляющие собственным капиталом, либо уполномоченные управлять капиталом, принадлежащим государству, акционерным обществам, хозяйственным товариществам и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

Неоплачиваемые работники семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.

Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, — это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.

В условиях переходного периода к рыночным отношениям, по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться в целом по стране.

Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников, а также со снижением потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

Доля занятых в общей численности населения:

Уз1 = Чз : Чн.

Доля занятых в экономически активном населении 
Уз2 = Чз : (Чз + Чб).

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т.е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения: 
Уэа = (Чз + Чб) : Чн,

где Чз, — доля численности занятых;

Чн — общая численность населения;

Чб — доля численности безработных.

В экономической теории и практике разработана система показателей, которая отражает эффективность занятости. Обычно применяются четыре группы показателей.

Первая группа - это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности.

Вторая группа — уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой — потребность населения в рабочих местах.

Третья группа - структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства.

Четвертая группа — это профессионально - квалификационая структура работающих. Она показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

Информация о работе Семейное предприятие. Доходы и расходы семьи (домохозяйства). Семейная занятость