Сетевая форма бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 23:21, реферат

Описание работы

Современный этап развития экономики характеризуется глубокими изменениями в традиционной системе взаимодействия предпринимательских структур. Существенной чертой этих изменений стали процессы глобализации и информатизации.
Информатизация бизнеса, развитие системы электронных коммуникаций, появление новых технологии в мобильной связи меняют взгляды на партнеров и потребителей. Растущий потенциал и быстро снижающиеся издержки информационно-коммуникационной сферы открывают большие возможности для развития новых форм делового взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Setevaya_forma_biznesa.docx

— 2.43 Мб (Скачать файл)

      Сетевая форма организации бизнеса.

               

Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономики характеризуется глубокими изменениями в традиционной системе взаимодействия предпринимательских структур. Существенной чертой этих изменений стали процессы глобализации и информатизации.

Информатизация бизнеса, развитие системы электронных коммуникаций, появление новых технологии в мобильной связи меняют взгляды на партнеров и потребителей. Растущий потенциал и быстро снижающиеся издержки информационно-коммуникационной сферы открывают большие возможности для развития новых форм делового взаимодействия. Процесс глобализации усиливает взаимозависимость различных сфер деятельности, что, в свою очередь, подталкивает не только предпринимательские структуры и общественные организации, но и государственные институты активно взаимодействовать между собой как на локальных, так и на зарубежных рынках.

Под влиянием этих процессов все более и более актуальными становятся вопросы эффективного взаимодействия между партнерами, создания принципиально новых организационных форм, построения системы взаимодействия особого типа, с помощью которой можно будет успешно управлять отношениями между компаниями.

Ответом на эти и многие другие вопросы стало развитие сетевых форм взаимодействия предпринимательских структур, отличающихся от прочих гибкостью, специализацией, упором на управление взаимоотношениями и связями, а не рыночными трансакциями.

Основные задачи исследования

  • Разобрать сущность сетевой формы;
  • Выделить основные цели создания  и факторы устойчивости и эффективности сетей;
  • Рассмотреть  классификацию сетевых структур;
  • Рассмотреть структуру российского сетевого бизнеса и выделить основные перспективы развития сетей в России;
  • Подвести итоги и сделать вывод.

 

СУЩНОСТЬ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ.

Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети.

Таким образом, сети помогают получать доступ к ресурсам партнера и достигать максимального синергетического эффекта от их использования. Например, мелкие предприятия, создавая и используя общую ресурсную базу, могут быстро реагировать на изменение потребностей потенциальных клиентов. Для крупной корпорации перестройка внутренней структуры в сетевую означает введение рыночного механизма внутрь организации. Теперь корпоративные единицы не получают гарантированных заказов из центра, а конкурируют на равных с существующими альтернативными поставщиками таких же услуг.

Если бывшие подразделения корпорации не справляются, то они могут быть заменены на других партнеров. При этом корпорация должна сохранить свои ключевые компетенции, которые ни при каких условиях не отдаст на аутсорсинг (например, НИОКР в главной сфере).

Предпосылки развития межфирменных сетей:

-усложнение деловой  среды (глобализация);

-изменение поведения  потребителя, т.е. нестабильность потребностей вынуждает переходить к производству изделий по индивидуальным заказам, что требует большей гибкости, лучшего знания тенденций развития потребностей, креативности, гибких технологий, использования компетенций партнеров; крупное предприятие с неповоротливой иерархической структурой не способно быстро адаптироваться к изменению спроса и вынуждено разукрупняться и использовать партнеров и преимущества горизонтальных связей;

-специализация  и углубление компетенций на  глобальном уровне вынуждает  компании обмениваться компетенциями, кооперироваться, развивать долгосрочные  взаимоотношения и создавать  партнерства;

-основной ресурс  рынка – информация, для доступа  к которой нужно стать участником  сети, постоянно генерирующей, передающей, обрабатывающей и использующей  информацию;

-повышение рисков  во внешней среде, связанных с  ее быстрыми изменениями, справиться  с которым помогает привлечение  партнера, обладающего знаниями, снижающими  риски.

Таким образом, сети – это результат закономерного развития процессов организации и институционализации социально-экономической системы, которая стремится выжить, адаптируясь к новым условиям существования.

Основные цели создания сетей:

- формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;

- создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности;

- распределение рисков между партнерами;

- максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта).

Факторы устойчивости и эффективности сети:

- устойчивость информационных связей (наличие общего сетевого оперативно пополняющегося информационного ресурса).

- согласованность действий участников сети (в случае объединения компаний, имеющих равный вес на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимается сетевой БРОКЕР, осуществляющий координацию их деятельности);

- наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть четко прописаны и контролируемы бизнес-процессы, связанные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.);

- доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура (этот фактор часто является ключевым для достижения успеха).

Влад

Типы сетевых структур:

Первыми исследователями, наиболее четко описавшими сетевые формы организации крупного бизнеса, были Р.Майлз и Ч.Сноу . Они предложили классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основные формы: внутреннюю, стабильную и динамическую. Сферы применения сетевых структур (по Майлзу и Сноу):

- внутренние и стабильные сети наиболее приемлемы в зрелых отраслях, где требуются высокие капитальные вложения;

- динамические сети более подходят для низкотехнологичных отраслей с короткими циклами разработки продуктов и для развивающихся высокотехнологичных отраслей (электроника и биотехнология).

Внутренняя сеть предполагает, что корпорация сохраняет свои размеры, границы и число входящих в нее компаний, однако вводит во внутрифирменную среду рыночные механизмы.

То есть внутренние подразделения компании начинают работать по рыночным, а не по трансфертным ценам и могут продавать продукцию фирмам, не входящим в корпорацию. В результате эффективность их деятельности растет, поскольку они ориентированы на самостоятельный бизнес, а не на стабильный заказ от материнской фирмы, которая теперь сравнивает цены своих внутренних и внешних поставщиков. В качестве примера могут служить внутренние сети компании General Motors и корпорации ABB.

Стабильная сеть отличается тем, что центральная фирма контролирует несколько наиболее важных активов, которые определяют конкурентоспособность компании в той или иной сфере бизнеса. Остальные активы она получает за счет тесного сотрудничества со своими постоянными партнерами (дистрибьюторами, поставщиками и т.п.). Например, в BMW любой внутренний вид деятельности – кандидат на замену сторонним заказом, а компания контролирует лишь разработку новых материалов, технологий, электроники и фундаментальные исследования в смежных областях. Преимущество этого типа сети – в стабильности, согласованности, ориентации на единую цель благодаря сильной взаимозависимости партнеров. Её недостаток – минимальная гибкость, невозможность быстрой замены партнера и переориентации на производство другого продукта.

Динамическая сеть построена на максимальном выносе активов за пределы стержневой фирмы, которая контролирует только один-два важных актива, а иногда не имеет даже их, а лишь координирует информационные и денежные потоки. Всю деятельность по созданию продукта и его реализации стержневая фирма (БРОКЕР) передает своим партнерам, которые могут оперировать не только на данном рынке, но и на смежных рынках. Тем самым сеть достигает максимальной гибкости, сетевые деятели могут легко переориентироваться на другие рынки, а фирма-брокер может найти новых партнеров. Такие сети распространены в отраслях, для которых характерно кардинальное изменение спроса в течение короткого промежутка времени (как правило, это отрасли, на которые влияет мода).

На данном этапе можно выделить пять основных типов торговых сетей в России.

I. Национальные (федеральные  или общероссийские) операторы

1. Иностранные торговые  сети, открытые в России напрямую  материнскими компаниями. Торговая  сеть планирует общероссийскую  экспансию.

2. Иностранные торговые  сети, открытые в России на  правах франчайзинга. Торговая сеть планирует общероссийскую экспансию.

3. Российские компании, планирующие  экспансию во все регионы.

II. Локальные компании

1. Компании, работающие в  рамках одного города или одного  региона и не планирующие экспансию  во все регионы России.

2. Компании, работающие в  рамках одного или нескольких  регионов, но не планирующие выход в столицы и во все регионы России.

Настя

Практика.

По данным РБК.research в России за I квартала 2012 года - I квартала 2013 года на отечественном рынке начали работать около 1150 новых сетевых ресторанов, баров и кафе. В целом же на территории страны действуют около 420 крупных сетей общественного питания, консолидировавших в своих руках свыше 8 920 ресторанов, кафе и баров, включая уличные киоски.

На сегодняшний день крупнейшей сетью общественного питания (по количеству заведений) в России является «Стардог!s», принадлежащий компании ООО «Маркон». Несмотря на массовые закрытия уличных точек в столице в 2011 году, данная сеть не только смогла сохранить свое первенство, но за последние 2 года увеличила количество своих заведений с 400 до 630 точек.

Второе место в рейтинге уже второй год подряд сохраняет за собой сеть «Subway», под брендом которой в России работают 470 заведения. Впрочем, данная сеть также демонстрирует высокие темпы развития. В I квартале 2012 года в России действовали 344 сетевых ресторанов «Subway». Благодаря выбранной франчайзинговой стратегии развития сеть за последний год выросла на треть.

Тройку лидеров в этом году замыкает «McDonald's», под брендом которого работают 363 сетевых фаст-фуд ресторана. Отметим, что в 2012 году третье место в рейтинге крупнейших сетей общественного питания в России занимала «Крошка Картошка». Сейчас же сеть располагается лишь на шестой позицию и уступает как «McDonald's», так и сети кафе-мороженых «33 пингвина», а также крупнейшей российской кофейне «Шоколадница».

Еще одним из примеров является гипермаркет «Глобус»

В настоящее время под брендом «Глобус» представлены 70 гипермаркетов в Германии, Чехии и России. Компания является семейным предприятием, основанным в 1828 году. 
Руководит компанией Томас Брух, представитель пятого поколения семьи Брух.

Влад

                  

 

 

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ СЕТЕЙ В РОССИИ.

Переход на сетевые формы организации бизнеса – это эволюционный шаг, который предпринимают компании для получения конкурентных преимуществ при увеличении рисков, связанных с переходом экономики от индустриальной фазы к информационной. Это выражается в резком повышении значения инноваций и способности фирм быстро и эффективно их разрабатывать и внедрять. Такая гибкость более свойственна, как правило, небольшим компаниям, а не гигантским, главенствующим в период индустриальной экономики. В России крупный бизнес пока продолжает укрепляться. 400 крупнейших корпораций РФ, по данным журнала «Эксперт», в течение последних 4-х лет в среднем увеличивали свою долю в выпуске товаров и услуг на 1,5% ежегодно и в 2005 г. их доля составила 41,4%. В то же время число малых предприятий в стране остается практически неизменным уже несколько лет и составляет около 900 тысяч. Доля малых предприятий в ВВП не превышает 12%, в то время как в развитых странах этот показатель доходит до 50%. В выпуске товаров и услуг на малые предприятия приходится около 30%. Что касается организации крупного бизнеса, то большинство отечественных корпораций имеют холдинговую или унитарную форму. В такой ситуации их переход к сетевой форме организации бизнеса представляется преждевременным, поскольку не созрели необходимые предпосылки внутри фирм, не готовы руководители и персонал, хотя и сегодня есть отрасли и компании, которые развиваются быстрее и более других включены в глобальную экономику. На наш взгляд, наиболее благоприятные предпосылки для развития сетей имеют компании, уже внедрившие современное программное обеспечение, имеющие профессиональный топ-менеджмент и развитую корпоративную культуру. Это прежде всего предприятия, входящие в систему РАО ЕЭС, нефтяные компании, отдельные машиностроительные предприятия, а также компании, развивающие инновационные продукты.

Для российских предприятий также перспективно развитие взаимоотношений и создание сетей с азиатскими, в основном китайскими, производителями, гибко реагирующими на изменение потребностей, поскольку они имеют своих представителей («шпионов») на всех основных глобальных рынках.

Большие возможности открываются и перед региональными сетями малых предприятий, объединяющих производственные мощности для оптимизации размещения заказов и повышения среднегодового коэффициента загрузки.

Вывод.

Таким образом, делая вывод можно сказать ,что сети являются средством многократного увеличения возможностей и скорости осуществления коммуникаций, следовательно, они решают одну из важнейших проблем глобального информационного общества, заключающуюся в генерации, хранении и обработке постоянного потока и огромного массива информации, которая становится главным общественным ресурсом.

Информация о работе Сетевая форма бизнеса