Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 72.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Первонач-й основой развития любого общ-ва явл пр-во. Производство – это целесообразная деят-ть человека, напр-я на видоизменение и приспособления предметов природы природы с целью удовл-я потребностей. Процесс пр-ва вкл 3 осн момента:

 

1.         труд (рабочая сила)

 

2.         предмет труда

 

3.         средства труда

 

Предмет и ср-ва труда  образуют средства пр-ва, а последние  в свою очередь обр-т с рабочей  силой продукт.

 

Процесс пр-ва носит общ-й  хар-р, т.к. люди прямо или косвенно исп-т рез-ты труда др-х людей. Результатом процесса пр-ва явл произведенный  продукт. Сост-ми частями произв-го продукта явл материальные затраты.

 

             Продукт = Мз + Нп + Пп

 

Мз – затраты на сырье, материалы, топливо, эл\энергию и  т.д.

 

Нп –необходимый продукт  – матер-я основа воспр-ва раб  силы: покрывает расходы на питание, одежду, содерж-е жилища и удовл-я  др соц-х и культ-х потребностей.

 

Пп – прибавочный продукт  – необх для расширения пр-ва, удовл-я общих общ-х потребностей (управление, оборона, созд-е резервного фонда)

 

     Различают 2 уровня пр-ва:

 

1.         индивидуальное – это деят-ть  в масштабе одной пр-ой единицы  (предприятия, формы)

 

2.         общественное – вся система  пр-х связей м\у предприятиями  (с\х, пром-ть, транспорт)

 

Пр-ву присуще разделение труда – совокупность всех сущ-х  в данный момент вмдов трудовой деят-ти.

 

 

Р.т. хар-ся специализацией и  кооперацией (кооперированием).  Свойственное содержание р.т. означает обобществление труда. Пр-во делится на  материальное (мат-е блага и услуги) и нематериальное (немат-е блага и услуги).

 

    Непрерывное возобновление  прцессов пр-ва называется воспроизводством. Воспр-во может быть простым  – это повторение процессов  пр-ва в том же объеме; расширенным  -- это повторение процессов пр-ва  в увелич-м объеме; суженным -- это  повторение процессов пр-ва в  меньшем объеме (недопр-во).

 

    Рез-ом процесса  пр-ва явл совокупный общ-й  продукт, кот-й в своем движ-и  проходит след-е стадии:

 

А) прозводство, б) распределение, в) обмен, г) потребление.

16. Наиб глуб основу всей совокупности эк-х отношений сост отн-я собственности. Они опр-т весь общ-й строй, положение отд-х групп и слоев в обществе. Соб-ть имеет эк-е и юридич-е содержание: эк-е содержание соб-ти хар-ет отношение м\у людьми по поводу присвоения условий и результатов пр-ва. Юридич-я сторона этих отнош-й выр-ся в праве соб-ти. Право собственности – это урегулированные законом общ-е отношения по владению, распред-ю и последованию имущества. Отнош-е соб-ти предполагает наличие опр-х обьектов и субьектов соб-ти.

 

Объекты соб-ти: 1) недвижимое имущество, 2) движимое имущество, 3)интеллектуальная соб-ть – рез-ты инт-й деят-ти и  приравненные к ним ср-ва индивидуализации юридич лица (музыка, произведение).

 

Субъекты соб-ти: 1)физ-е  лица, 2)юридич лица, 3)гос-во и муниципальные  образования.

 

Соб-ть в системе эк-х  отношений вкл след-е элементы: 1) присвоения, 2) хоз исп-я, 3)эк-я реализация соб-ти. Присвоение выр-т эк-ю связь  м\у людьми , кот-я устанавливает  их отн-я к вещам как к своим. Хоз-е использование преполагает  передачу соб-ти во временное пользование  др лицам на опр-х условиях (аренда, концессия). Лизинг – аренда транспорта и оборудования. Концессия – договор, по кот-му гос-во сдает частным лицам, иностранным фирмам пром-е предприятия, участки земли на опр-х условиях с целью получ-я опр-х доходов. Эк-я реализация соб-ти преполагает  получение дохода ее владельцу. Соб-ть всегда выступает в опр-й кокрктной  осторической форме.

 

Истории разв-я общ-ва известны разл формы соб-ти. Прежде всего, разл 2 осн формы соб-ти – общественную и частную. 1) общественная форма  соб-ти хар-ет совместное присвоение условий  и рез-тов труда. Историч она  возникла в виде общины, а затем  принимала такие формы как  семейная, коллективная, муниципальная  и др 2) частная с-ть хар-ет эк0е  отн-я м\у людьми, когда отд-е  лица или группы людей присваивают  условия и рез-ты труда. Частная  с-ть выступает в 2-х видах: трудовой (основана на личном труде производителя) и нетрудовой (предполагает эксплуатацию труда и присвоения прибавочного продукта произ-ля – феод-я с-ть, рабовлад-я с-ть). Сущ смешанная  форма соб-ти, в кот-й в разных вариантах могут сочетаться вышеприведенные  формы, виды и типы соб-ти (акционерная  с-ть).

 

В Украине в Конституции  отражены след-е формы с-ти: 1) индивидуальная ( личная, частная, трудовая), 2) коллективная, 3) гос-ная (республиканская), 4) интеллектуальная.

 

8. Преобр-е форм соб-ти  в условиях перехода к рын эк-ке. Разгос-е и приватизация.

 

Переход к рынку предполагает преобр-е гос соб-ти в др формы  соб-ти путем разгос-я. Разгосударствление-это  преобр-е соб-ти в др формы или  вывод предпр-я из-под управления гос структурами. Формы разгос-я: аренда; акционирование; кооперирование.

 

Приватизация-термин, близкий  к разгос-ю, кот-й хар-ет преобр-е  гос соб-ти в частную или в  частно-долевую.цели и задачи разгос-я  и прив-ии: 1) устранение монополизма  гос соб-ти 2)предоставление макс-й  свободы хозяйствующему субъекту 3) ликв-я убыточных дотаций убыточным  предпр-ям 4) создание конкурентной среды 5) ускорение НТП 6) привлечение иностр-х  инвесторов.

 

Прив-я проводится: на платной  и бесплатной основе. Бесплатная часть  гос имущества передается гражданам  путем оформления именных приват-х  сертификатов. Часть гос соб-ти продается  по ценам, определяемых рынком, т.е. платно.

 

Способы прив-ции: 1) продажа  по конкурсу 2) покупка акций, приват-х  предпр-й работниками этих предпр-й 3) выкуп объектов, наход-ся в аренде.

 

Этапы прив-ии: 1) малая-пр-я  мелких предпр-й 2) средняя-предпр-я  ср-х размеров (100 чел) 3) пр-я крупных  предпр-й

32. истории разв-я общества известны разл формы хоз-ва: 1) натуральное произв-во; 2) тов-е пр-во; 3) планомерное, непосредственно-общественное пр-во.

 

Натуральное пр-во – это  такая форма хозяйствования, когда  продукты произв-ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн формой богатства явл нат-й  продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности чел-ка. Н\пр-во в своем  развитии прошло 2 стадии: а) собирательное  хоз-во, б) воспроизводящее х-во. Осн  черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е  разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я 

 

произв-х  сил; 3) замкнутый  локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е  ручного универсального труда; 5) принцип  самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл  господствующей формой х-ва до возн-я  капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва: а) обществ-е разделение труда; б) хоз  обособление товаропроизводителей как разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2 стадии: бартерное и денежное х-во.

 

Товарное пр-во – это  такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся для обмена и продажи. Осн черты  т\пр-ва: 1) развитое общ-е  разделение труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-ем устанавливаются отношения  конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва: 1) простое т.п.: предшествует  капит-му; а) основано на личном труде товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл  его собств-ю. в) цель – удовл-е  потребностей; г) т.п. носит огранич-й  хар-р; д) обслуживало рабовлад-й  и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.

 

В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров  пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.

 

2) капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде;  б) раб сила становится товаром;  в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда  явл собственностью не непросредственного  предприним-ля, а собственника капитала; г) носит всеобщий хар-р труда; 

 

                                                                 товар

 

потребит-я стоимость                     стоимость

 

конкретный труд                  абстрактный труд

 

частный                                                общественный


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:

 

Потребительная стоимость- это способность продукта труда  удовлетворять какие-либо потребности  человека, его полезность. Потр. стоимость  не всегда явл. Свойством товара. Продукт  может обладать полезностью, но товаром  может не являться. Потр. стоимость  как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать  в потребление через обмен.

 

Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в  товаре. Проявляется стоимость в  процессе обмена через меновую стоимость.

 

Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар  приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что  они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает  как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом  которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии  мозга, мускулов, нервов. Абстрактный  трудом создаётся стоимость товара.

 

Основным противоречием  простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением  труда и частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает  на произ-во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость  товара. Однако на рынке формируется  общественная стоимость товара и  товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости  на рынке формируется как средняя  величина в основе которой лежат  общественно необходимые затраты  труда определяются общественно  необходимым рабочим временем которое  измеряется при среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.

 

Факторы оказывающие влияние  на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность  труда 4. Сложность труда

 

Основные положения маржиналистской  теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой  людей

 

2. все блага подразделяются  на две группы: а) имеющиеся  в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают  их полезными и не оплачивают  их стоимость. Б) относительно  редкие и обладающие стоимостью  в) человек располагает в своей  потребности в порядке понижения  степени их важности. При этом  стоимость зависит от степени  важности товара и от степени  насыщения потребности. В эк. Жизни  общества действует закон убывающей  полезности. Суть закона сост. В  том, что каждая последующая  еденица товара на рынке представляет  для каждого потребителя всё  меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество  способствует всё большему удовлетворению  потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется  как считают  маржиналисты предельной полезностью.

 

Предельная полезность- это  полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных  направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как считают  ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами  труда воплощёнными в товаре, а  с дрю стороны следует учитывать  полезность товара со стороны потребителей.

36. В эк. лит-ре рассм. 2 концепции происх. денег: рационалистическая, эволюционная.

 

Первая теория впервые  была изложена Аристотелем, кот. писал, что для осуществления обмена должна сущ. какая-то единица измерения, причем основанная на условности. Вторая теория изложена в «Капитале» Маркса. Согласно ей деньги возникли в рез-те процесса обмена и формирования стоимостей. Сначала обмен носил случайный  характер и этому этапу сооств. простая случайная форма стоимости: 1овца = 20 кг зерна. Овца – отн. форма  стоимости, зерно – эквивалентная. Полная развернутая стоимость: 1овца = 20 кг зерна, 5 кг соли, 3 топора. Эквиваленты  различны, что затрудняет обмен. Всеобщая форма стоимости: здесь в качестве эквивалента выступает определенный товар. 20 кг зерна, 3 топора, 5 корзин= 4 шкуры. Денежная форма стоимости: здесь  все товары измеряются денежным эквивалентным (золотом). 20 кг зерна = 3 гр. золота или 20 гр. серебра.

 

В результате процесса обмена в роли денег стали выступать  благородные металлы (золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны, портативны, транспортабельны, содержат большое кол-во труда.

 

Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

 

Ф-ии:

 

1.               мера стоимости (т.к. затрачен  абстрактный чел труд). Сначала  функц-ли в форме слитков, затем  в форме монет. После открытия  китайцами бумажных денег, они  стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-ли в  течение длит времени, как знаки  золота и серебра. Каждой бумажной  единице соотв. опр. кол-во (весовое)  золота и серебра. Т.е. каждая  страна вводила свой масштаб  цен – фиксированный вес золота  и серебра денежной единице.  До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт стерлингов = 2 гр золота, 1 руб  = 0,987.

 

2.               средство обращения, т.е. роль  посредника в обращении товар  – деньги – товар. Деньги  функц-ют как реальные, но могут  быть неполноценными.

 

3.               деньги как средство накопления, образования сокровищ

 

4.               деньги как средство платежа

 

5.               мировые деньги

 

В нач. 70-хз гг XX в деньги утратили связь с золотом. Деньги сейчас обращаются как абсолютно ликвидное средство обмена. Важнейшим условием обращения  денег и покупательной способности  явл. их соразмерность с товарооборотом или стоимостью товаров, предложенных к реализации. Это требование выражает закон денежного обращения: КД=(СЦ-К+П-В)/О, КД– кол-во денег в обращении, СЦ – сумма цен реализуемых товаров, К – товары, проданные в кредит, П  – платежи, срок кот наступил, В – взаимно поглощающиеся платежи, О – скорость оборота одноименных денежных ед.

 

В наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и зависимость м/у денежной и  товарной массой выражена Фишером в  следующей форме: М=PQ/V, М – кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во товара, V – скорость оборота.

 

М*V=P*Q. М*V>P*Q – инфляция.

 

Современная денежная система  включает в себя 2 важнейших компонента: 1). Неразменные гос. банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования  или  текущие счета в нац. кредитной  системе.

 

Новым моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных форм к совершению безналичных  платежей в системе расчетов с  помощью ЭВМ, т.е. электронных денег.

35. Основным законом товарного производства явл. з-н стоимости. Сущность з-на ст-ти заключается в том, что обмен товаров должен осуществляться эквивалентно в соответствии с затратами общественно необходимого труда. На рынке з-н ст-ти проявляется через механизм ценообразование

 

Цена-это денежное выражение  ст-ти и полезности товара. Она формируется  на рынке в зависимости от спроса и предложения. Если спрос больше, чем предложение, то цена повышается и наоборот. Происходит колебание  цен вокруг ст-ти

 

Функции з-на ст-ти:

 

1)з-н ст-ти выступает  регулятором в распределении  средств произв-ва и рабочей  силы по отраслям и видам  произв-ва

 

2)з-н ст-тистимулирует  повышение производительности труда  на единицу выпускаемой продукции

 

3)з-н ст-ти приводит  к дифференциации товара производителей  по доходам и делит общество  на бедных и богатых


 

 

 

 

 

 

 

 

38. Рынок возникает на базе товарного произ-ва. Условиями и причинами его возникновения является общ-ое разделение труда, эк-ое обособление тов-го произ-ва, свободный обмен тов-ми и услугами, конкуренция. Рынок характеризует совокупность эк-их отношений по поводу купле-продаже тов-ов и услуг по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конк-ции. Рынок характеризуется элементами: спрос, предложение, цена, кон-ция. Субъекты рынка: продавцы (производители), покупатели (потребители). Объекты рынка: товар и его модификации, деньги и их модификации. Принципы функц-ия рынка: свобода предпринимательской деятельности, свободная кон-ция, свобода перелива капитала, свобода ценообразования, автономность принятия решений, достоверность информации. Функции рынка: посредническая функция, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, информационная, санирующая (отчищающая). На рынке складывается определенная конъюнктура. Она определяется эк-ми показателями, характеризующими состояние рынка: соотношение спроса и предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей и т.д.

40. Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в границах национальной эк-ки мирового хозяйства и его регионов, а также взаимодействие м/у ними. Классификация рынков: по формам собственности (частный, государственный, кооперативный); по объектам рыночного обмена (товарный, финансовый, р. рабочей силы); по организации рыночного обмена (розничный, оптовый, экспортный, импортный, госзакупки); по видам кон-ции (р. совершенной и несовершенной кон-ции); по факторам произ-ва (р. капитала, труда, земли); по степени законности (легальный, нелегальный); по географическому положению (местный, национальный, мировой); по субъектам (р. покупателей, продавцов, государственных учреждений). Деление р. на виды в определенной степени условно, т.к. один и тот же р. может иметь разные признаки. Структура товарного рынка: р. потребительских товаров (продовольственный, вещевой), р. услуг, средств производства, технологий, информации, научно-технических разработок и т.д. Рынок продовольственных товаров и средств производства делятся на узкоспециализированные рынки, которые представляются биржей. Структура финансового рынка: р. капитала, состоящий из р. кредитов и р. ценных бумаг; валютный р. Структура рынка труда: р. рабочей силы; р. рабочих мест.

41. Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций, обеспечивающих движение тов-ов, услуг, цен. бумаг, раб. силы. Функции рыночной инфраструктуры: обеспечение участникам р-ых отношений реализации их экономических интересов; повышение оперативности и эффективности раб. р-ых субъектов; организационное оформление р-ых отношений; обеспечение форм экономического и юридического контроля. Основной функцией инфраструктуры р. является ф-ия, кот. позволяет связывать друг с другом все сферы общ-го произ-ва. Инфраструктура товарного рынка: представители тов-ых бирж, торговые дома, ярмарки, аукционы, рекламные бюро, лизинговые компании, антимонопольный комитет и т.д. Инфраструктура финансового рынка: банки, страховые компании, фондовая биржа, налоговая администрация, различные фонды. Инфраструктура рынка труда: биржа труда, центр занятости, коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предприним-ву, учебные заведения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"