Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
8. Первонач-й основой развития любого общ-ва явл пр-во. Производство – это целесообразная деят-ть человека, напр-я на видоизменение и приспособления предметов природы природы с целью удовл-я потребностей. Процесс пр-ва вкл 3 осн момента:
1. труд (рабочая сила)
2. предмет труда
3. средства труда
Предмет и ср-ва труда образуют средства пр-ва, а последние в свою очередь обр-т с рабочей силой продукт.
Процесс пр-ва носит общ-й хар-р, т.к. люди прямо или косвенно исп-т рез-ты труда др-х людей. Результатом процесса пр-ва явл произведенный продукт. Сост-ми частями произв-го продукта явл материальные затраты.
Продукт = Мз + Нп + Пп
Мз – затраты на сырье, материалы, топливо, эл\энергию и т.д.
Нп –необходимый продукт – матер-я основа воспр-ва раб силы: покрывает расходы на питание, одежду, содерж-е жилища и удовл-я др соц-х и культ-х потребностей.
Пп – прибавочный продукт
– необх для расширения пр-ва,
удовл-я общих общ-х
Различают 2 уровня пр-ва:
1.
индивидуальное – это деят-ть
в масштабе одной пр-ой
2. общественное – вся система пр-х связей м\у предприятиями (с\х, пром-ть, транспорт)
Пр-ву присуще разделение труда – совокупность всех сущ-х в данный момент вмдов трудовой деят-ти.
Р.т. хар-ся специализацией и кооперацией (кооперированием). Свойственное содержание р.т. означает обобществление труда. Пр-во делится на материальное (мат-е блага и услуги) и нематериальное (немат-е блага и услуги).
Непрерывное возобновление
прцессов пр-ва называется
Рез-ом процесса пр-ва явл совокупный общ-й продукт, кот-й в своем движ-и проходит след-е стадии:
А) прозводство, б) распределение, в) обмен, г) потребление. |
16. Наиб глуб основу всей совокупности эк-х отношений сост отн-я собственности. Они опр-т весь общ-й строй, положение отд-х групп и слоев в обществе. Соб-ть имеет эк-е и юридич-е содержание: эк-е содержание соб-ти хар-ет отношение м\у людьми по поводу присвоения условий и результатов пр-ва. Юридич-я сторона этих отнош-й выр-ся в праве соб-ти. Право собственности – это урегулированные законом общ-е отношения по владению, распред-ю и последованию имущества. Отнош-е соб-ти предполагает наличие опр-х обьектов и субьектов соб-ти.
Объекты соб-ти: 1) недвижимое имущество, 2) движимое имущество, 3)интеллектуальная соб-ть – рез-ты инт-й деят-ти и приравненные к ним ср-ва индивидуализации юридич лица (музыка, произведение).
Субъекты соб-ти: 1)физ-е лица, 2)юридич лица, 3)гос-во и муниципальные образования.
Соб-ть в системе эк-х
отношений вкл след-е элементы:
1) присвоения, 2) хоз исп-я, 3)эк-я реализация
соб-ти. Присвоение выр-т эк-ю связь
м\у людьми , кот-я устанавливает
их отн-я к вещам как к своим.
Хоз-е использование
Истории разв-я общ-ва известны разл формы соб-ти. Прежде всего, разл 2 осн формы соб-ти – общественную и частную. 1) общественная форма соб-ти хар-ет совместное присвоение условий и рез-тов труда. Историч она возникла в виде общины, а затем принимала такие формы как семейная, коллективная, муниципальная и др 2) частная с-ть хар-ет эк0е отн-я м\у людьми, когда отд-е лица или группы людей присваивают условия и рез-ты труда. Частная с-ть выступает в 2-х видах: трудовой (основана на личном труде производителя) и нетрудовой (предполагает эксплуатацию труда и присвоения прибавочного продукта произ-ля – феод-я с-ть, рабовлад-я с-ть). Сущ смешанная форма соб-ти, в кот-й в разных вариантах могут сочетаться вышеприведенные формы, виды и типы соб-ти (акционерная с-ть).
В Украине в Конституции отражены след-е формы с-ти: 1) индивидуальная ( личная, частная, трудовая), 2) коллективная, 3) гос-ная (республиканская), 4) интеллектуальная.
8. Преобр-е форм соб-ти в условиях перехода к рын эк-ке. Разгос-е и приватизация.
Переход к рынку предполагает
преобр-е гос соб-ти в др формы
соб-ти путем разгос-я. Разгосударствление-это
преобр-е соб-ти в др формы или
вывод предпр-я из-под
Приватизация-термин, близкий
к разгос-ю, кот-й хар-ет преобр-е
гос соб-ти в частную или в
частно-долевую.цели и задачи разгос-я
и прив-ии: 1) устранение монополизма
гос соб-ти 2)предоставление макс-й
свободы хозяйствующему субъекту 3)
ликв-я убыточных дотаций
Прив-я проводится: на платной и бесплатной основе. Бесплатная часть гос имущества передается гражданам путем оформления именных приват-х сертификатов. Часть гос соб-ти продается по ценам, определяемых рынком, т.е. платно.
Способы прив-ции: 1) продажа по конкурсу 2) покупка акций, приват-х предпр-й работниками этих предпр-й 3) выкуп объектов, наход-ся в аренде.
Этапы прив-ии: 1) малая-пр-я мелких предпр-й 2) средняя-предпр-я ср-х размеров (100 чел) 3) пр-я крупных предпр-й |
32. истории разв-я общества известны разл формы хоз-ва: 1) натуральное произв-во; 2) тов-е пр-во; 3) планомерное, непосредственно-общественное пр-во.
Натуральное пр-во – это
такая форма хозяйствования, когда
продукты произв-ся для собственного
потребления для внутрихоз-х
произв-х сил; 3) замкнутый
локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е
ручного универсального труда; 5) принцип
самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл
господствующей формой х-ва до возн-я
капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва:
а) обществ-е разделение труда; б) хоз
обособление
Товарное пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся для обмена и продажи. Осн черты т\пр-ва: 1) развитое общ-е разделение труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-ем устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва: 1) простое т.п.: предшествует капит-му; а) основано на личном труде товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель – удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.
В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.
2) капиталистическое т.п.:
а) основано на наемном труде;
б) раб сила становится
потребит-я стоимость
конкретный труд
частный |
33. Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:
Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.
Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость.
Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.
Основным противоречием
простого товарного произ-ва явл. Противоречие
между общественным характером произ-ва
обусловленным обществ. разделением
труда и частной формой присвоения.
Каждый товаропроизводитель
Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда
Основные положения
2. все блага подразделяются
на две группы: а) имеющиеся
в безграничном количестве: воздух,
морская вода. Люди не считают
их полезными и не оплачивают
их стоимость. Б) относительно
редкие и обладающие
Предельная полезность- это
полезность удовлетворяющая наименее
настоятельную потребность (полезность
конечного товара). Теория трудовой
стоимости и теория предельной полезности
рассматриваются как два |
36. В эк. лит-ре рассм. 2 концепции происх. денег: рационалистическая, эволюционная.
Первая теория впервые
была изложена Аристотелем, кот. писал,
что для осуществления обмена
должна сущ. какая-то единица измерения,
причем основанная на условности. Вторая
теория изложена в «Капитале» Маркса.
Согласно ей деньги возникли в рез-те
процесса обмена и формирования стоимостей.
Сначала обмен носил случайный
характер и этому этапу сооств.
простая случайная форма
В результате процесса обмена в роли денег стали выступать благородные металлы (золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны, портативны, транспортабельны, содержат большое кол-во труда.
Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.
Ф-ии:
1.
мера стоимости (т.к. затрачен
абстрактный чел труд). Сначала
функц-ли в форме слитков,
2. средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги – товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными.
3.
деньги как средство
4. деньги как средство платежа
5. мировые деньги
В нач. 70-хз гг XX в деньги утратили
связь с золотом. Деньги сейчас обращаются
как абсолютно ликвидное
В наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и зависимость м/у денежной и товарной массой выражена Фишером в следующей форме: М=PQ/V, М – кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во товара, V – скорость оборота.
М*V=P*Q. М*V>P*Q – инфляция.
Современная денежная система включает в себя 2 важнейших компонента: 1). Неразменные гос. банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования или текущие счета в нац. кредитной системе.
Новым моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных форм к совершению безналичных платежей в системе расчетов с помощью ЭВМ, т.е. электронных денег. |
35. Основным законом товарного производства явл. з-н стоимости. Сущность з-на ст-ти заключается в том, что обмен товаров должен осуществляться эквивалентно в соответствии с затратами общественно необходимого труда. На рынке з-н ст-ти проявляется через механизм ценообразование
Цена-это денежное выражение ст-ти и полезности товара. Она формируется на рынке в зависимости от спроса и предложения. Если спрос больше, чем предложение, то цена повышается и наоборот. Происходит колебание цен вокруг ст-ти
Функции з-на ст-ти:
1)з-н ст-ти выступает регулятором в распределении средств произв-ва и рабочей силы по отраслям и видам произв-ва
2)з-н ст-тистимулирует
повышение производительности
3)з-н ст-ти приводит
к дифференциации товара |
38. Рынок возникает на базе товарного произ-ва. Условиями и причинами его возникновения является общ-ое разделение труда, эк-ое обособление тов-го произ-ва, свободный обмен тов-ми и услугами, конкуренция. Рынок характеризует совокупность эк-их отношений по поводу купле-продаже тов-ов и услуг по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конк-ции. Рынок характеризуется элементами: спрос, предложение, цена, кон-ция. Субъекты рынка: продавцы (производители), покупатели (потребители). Объекты рынка: товар и его модификации, деньги и их модификации. Принципы функц-ия рынка: свобода предпринимательской деятельности, свободная кон-ция, свобода перелива капитала, свобода ценообразования, автономность принятия решений, достоверность информации. Функции рынка: посредническая функция, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, информационная, санирующая (отчищающая). На рынке складывается определенная конъюнктура. Она определяется эк-ми показателями, характеризующими состояние рынка: соотношение спроса и предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей и т.д. |
40. Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в границах национальной эк-ки мирового хозяйства и его регионов, а также взаимодействие м/у ними. Классификация рынков: по формам собственности (частный, государственный, кооперативный); по объектам рыночного обмена (товарный, финансовый, р. рабочей силы); по организации рыночного обмена (розничный, оптовый, экспортный, импортный, госзакупки); по видам кон-ции (р. совершенной и несовершенной кон-ции); по факторам произ-ва (р. капитала, труда, земли); по степени законности (легальный, нелегальный); по географическому положению (местный, национальный, мировой); по субъектам (р. покупателей, продавцов, государственных учреждений). Деление р. на виды в определенной степени условно, т.к. один и тот же р. может иметь разные признаки. Структура товарного рынка: р. потребительских товаров (продовольственный, вещевой), р. услуг, средств производства, технологий, информации, научно-технических разработок и т.д. Рынок продовольственных товаров и средств производства делятся на узкоспециализированные рынки, которые представляются биржей. Структура финансового рынка: р. капитала, состоящий из р. кредитов и р. ценных бумаг; валютный р. Структура рынка труда: р. рабочей силы; р. рабочих мест. |
41. Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций, обеспечивающих движение тов-ов, услуг, цен. бумаг, раб. силы. Функции рыночной инфраструктуры: обеспечение участникам р-ых отношений реализации их экономических интересов; повышение оперативности и эффективности раб. р-ых субъектов; организационное оформление р-ых отношений; обеспечение форм экономического и юридического контроля. Основной функцией инфраструктуры р. является ф-ия, кот. позволяет связывать друг с другом все сферы общ-го произ-ва. Инфраструктура товарного рынка: представители тов-ых бирж, торговые дома, ярмарки, аукционы, рекламные бюро, лизинговые компании, антимонопольный комитет и т.д. Инфраструктура финансового рынка: банки, страховые компании, фондовая биржа, налоговая администрация, различные фонды. Инфраструктура рынка труда: биржа труда, центр занятости, коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предприним-ву, учебные заведения. |