Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:57, шпаргалка
1. Предмет задачи курса «Экономическая история».
3. Становление раннефеод экономики на территории Б в 9 – первой пол 13 вв.
5. Белорусские города во второй пол 13 – первой пол 17 вв. Развитие ремесла и торговли.
22. Эканомика США во второй половине 1940-х — начале XXI ст.
25. Особенности эк. развития Англии после 2 Миров. войны до начала XXI в.
26. Особенности эк. развития Франции после 2 Миров. войны до начала XXI в.
22. Эканомика США во второй половине 1940-х — начале XXI ст. В годы 2МВ для США повторилась ситуация ПМВ. Воен действия проходили в Европе, ее хоз-во разрушалось. В войну США вступили позже других стран; на тер-рии США воен действия не велись. Вклад США в победу над Герм был преим-но мат-ным. 46 млрд $. составили поставки по ленд-лизу, т. е. передача участникам войны против Гер разл военных мат-лов. Чтобы отправить снаряжение союз-никам, оно закупалось у амер корпораций. Ленд-лиз вызвал эк. оживление, увеличение занятости нов доходы, новое стр-тво. В период войны увел-ся вес гос-ва. Воен пром пред-тия строило тогда гос-во. Было построено 2,5 тыс. нов заводов, оснащенных передовой техникой, После войны эти пр-тия были проданы монополиям.В этих усл-х война обеспечила новый скачок в эк. развитии США. Пром пр-во ^ с 1938 по 1948 г. более чем в 2 раза. Выросла и доля США в мир пр-ве. Евр. страны только в 1948 г. вос-становили довоенный уровень пр-ва. А пром-ть США ^ ускоренными темпами. США сохраняют 1 ме-сто в мире по основным эконом. показателям. За послевоен время амер хоз-во испытало 9 кризисов. Но послевоен кризисы намного слабее, чем довоенные; пр-во v не на 30—50%, а только на 5—10%. Неравномерность развития разных отраслей пром-ти увел-сь когда отдельные отрасли исп-т застой в период общего подъема. В таком положении чаще всего оказываются старые отрасли, особенно уголь-ная и металлургическая пром-ть. Существенно изменились монополии: 1. Монополии не монополизируют
пр-во опр товара. В отрасли
действует неск корпораций, конк-щих
между собой. Идет процесс 2. В условиях интеграции корпорации все более становятся транснациональными 3. Корпорации и фингруппы потеряли семейный характер 4. Самые большие доходы теперь имеют не кап-ты, не владельцы капитала, не акционеры, а управ-ляющие, менеджеры, в руках кот и сосредоточено управление корпорациями В США существует гос. сектор хоз-ва. Гос-ву принадлежит часть инфраструктуры. Гос-во регулиру-ет хоз. развитие в осн через гос. бюджет. Раньше через бюджет проходила незнач часть нац дохода. Те-перь ам гос-во изымает в виде налогов и других поступлений и использует как гос. капитал около 1/3 ВНП. Использованием этих денет гос-во и регулирует экон. развитие: 1. Гос заказами промышленным фирмам. 2. Гос стр-вом (свыше 20% нового строительства). 3. Государство принимает на себя расходы по научным исследованиям (около 60% ). Дополнительным элементом гос. регулирования является ссудный %. В США гос-во через ФРС, т. е. через объединение банков, действующее под контролем государства, может увеличивать или умень-шать ссудный %, делать деньги "дорогими" или "дешевыми". До конца 70-х годов задачей ФРС было стимулирование эк. роста, т. е. обеспечение дешевого креди-та. Затем задача усложнилась. С ^ инфляции для ее сдерживания ФРС была вынуждена ^ %. Характер и методы гос. рег-ния со времени "нового курса" Рузвельта сущ-но изменились: гос-во стимулирует рост пр-ва, потому что в условиях НТР обеспечить соответствие спроса и предложения, пр-ва и потребления товаров можно лишь при опр темпах роста. Гос. эконом. регулирование при президенте Рейгане ("рейганомика"). Толчком к этой реформе стало обострение трудностей гос рег-ния в 70-х годах. Адм-ция Рейгана решила ослабить гос. рег-ние. Это оз-начало прежде всего сокращение налогов и гос. расходов, ослабление юр. регламентации бизнеса. По-пытки уменьшить воен расходы столкнулись с сопротивлением воен-пром комплекса. В наиб степени стали сокращаться расходы на соц. программы, на борьбу с бедностью, но это была сравн-но небольшая доля гос. затрат. В рез-те расходы стали превышать доходы, увеличивая дефицит бюджета, и гос. долг стремительно нарастал. 1980-1982гг – эк кризис. Затем новый эк подъём, увсь I в прово срв инфрмации. Админ-ция Клинтона, задачи: 1. Усиление фиск мер гос-ва 2. Гос регул-ие по поддержке НИОКР 3. Поддержка ср и малого бизнеса 4. Стркут перстройка эк-ки 5. Усиление роли гос-ва в реш-ии соц проблем
24. Особенности эк. развития Японии после 2 Миров. войны до начала XXI в. Поражение в войне > к глуб эк кризису. Промсть =28,5% довоен уровня. Выплавка чугуна умсь в 9, стали – 6,5 р, хлопчатбум прво в 5 р. Наиб сокрие в лёгк и пищ пром. Саботаж на монополиях, причины: 1. Госво должно возместить им потери от войны; 2. Боязнь воен репораций; 3.Оккупация амер. Для покрытия дефицита гос бюджета эмиссия бум денег, с 1945 по 1947 гг ден масса увсь в 4 р. 1946 г –закон о чрезв мерах в обл фин-в и эк-ки. Ден реформа. (обмен старых денег на новые, замо-раж-ие з/п и вкладов) Эк реформы: 1946г – создано Бюро эк стабции и Комитет по гос регул цен. 1945-1947гг – роспуск
дзайбацу Функции рук-ва 1947 – закон о запрещении монополий и обесп справедл сделок. 1947 – з-н о труд нормах (8 ч раб день,час перерыв, надбавки 25 % за сверхуроч, оплач отпуск) 1946г – новая Конституция.
(особ знач 9 статьи об отказе
от применения воен силы как
ср-ва разре-шения межд Аграр. реформа 1947—1949 гг. Гос-во принуд-но выкупало у помещиков землю, причем если поме-щик жил в деревне, у него оставляли 3 га, а если он был "отсутствующим", у него выкупалась вся земля. В рез. помещ землевладение было прак-ки уничт-но. Это была буржуаз реформа. Она ликвид-ла паразит полуфеод землевладение. Реформа вызвала рост с/х пр-ва. С 1946 по 1970 г. оно ^ более чем вдвое. 1947 – реформа образие (обяз 9 лет) 1947 г к власти приходит социалист Катаяма Тэцу, прога чрезв мер для преодоления кризиса (уст-ся контроль над з/п и ценами, выдся приор произ-ва, гос субсидии) Первая послевоен прога (усиление роли госва) 1948 г –смена права, цель сбаланс бюджет, рост налогов, почт сборов, жд тарифов. До 1949 г восстановление эк-ки за счёт го субсидий. Новая политика «Обратный курс» (ограничение демокр свобод, восст-ие позиций крупных монопо-лий и првращ Я в «мастерскую Азии», запрет забостовок, ограничение прав профсоюзов, гос контроль) 1948 г амер админ-ция
план эк стаб (сбаланс бюджет,
увие налог поступлений, 1949 – реформа налогообл-ия (ум-ие налогов на корпорации) Довоенный уровень пр-ва был восстановлен только в 1952 г. Восст-ие происходило на старой тех-нич. основе. Я утрач-ла прежнее положение в мир- эк-ке. Тогда лидеры хоз-ва Я резко изм-ли приорите-ты и началось "яп эк. чудо": по темпам роста основных эк. показателей Я- опередила весь мир. 1952 – з-н, разреш-ий
создавать эксп картели ( 1952 – з-н о модерн-ции
предпр (помощь монополиям,осущ мод- Яп эк чудо С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промыш. пр-ва составили ? 15%. Причины: 1 помощь всех стран мира,в прев очередь США. 2. масс обнов капитала 3. расшир-ие внутр рынка 4. шир исп-ие науч-техн иностр достижений 5. высококач раб сила 6. относ высокая норма накопления капитала 7. развитее собств науч-техн базы иссслед-ия и др 1973-75 – эк кризис, структ перстройка (обсп-ие приоритета наукоём прои-в; сокр-ие энерго- и ма-тёмк пр-в; рекнструкция отраслей, переживших тяж кризис из-за усиления иностр конкур.) Период по-стиндустр развития К 1990 г. промыш. пр-во Я ^, по сравнению с уровнем 1938 (или 1952) года, в 21,1 раза. Высокими остаются темпы Я и в 1970-1990 г. пром-ть Я ^ пр-во в 2,2 раза. По осн. эк. показателям Я вышла на 2-е место в кап мире. Она заняла 1-е место в мире по пр-ву судов, стали, авто., ряда электро- и радиотова-ров и др. 1997-1998 – наиб неблагопр
годы. Прога неотлож мер (осн
напр-ияр азвития: телекоммуник 1998 – банк реформа (отмена ограничений на валют опреции, сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала, либ-ция фин системы.) период инф общества. |
25. Особенности эк. развития Англии после 2 Миров. войны до начала XXI в. В результате 2МВ Анг была в числе победителей, но это не обеспечило ей процветания. Пром-ть Анг и в послевоен период развивается медленнее, чем пром-ть других стран. Но, по сравнению с дово-ен- периодом, она развивается теперь несколько быстрее. Это объясняется: 1. гос регулированием, стимулирующим эк рост. 2. обновлением осн
капитала после войны. 3. в связи с распадом
колониальной системы резко 4. после открытия крупных месторождений нефти в Северном море Анг стала обеспечивать себя нефтепродуктами, получив в условиях энергетического кризиса существенное преимущество перед др странами. В воен годы, когда выгоднейшие гос заказы получали самые крупные фирмы процесс монополиза-ции пром-ти Анг успешно завершился. В годы 2МВ гос-во стимулировало концентрацию пром-ти. Во-енные заказы получали крупнейшие фирмы. Чтобы обеспечить выполнение этих заказов, гос-во брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те круп-ные фирмы, кот- выполняли военные заказы. Но полностью гос-е рег-ние развернулось лишь после войны. В 1945 г. к власти в Анг
пришли лейбористы, англ раб партия.
В своей программе они С 1946 г. по 1951 г. они провели национализацию ряда отраслей хоз-ва. Были национализированы Англ банк, угольная и газовая пром-ть, электростанции, радио и телевидение, ж/д и др виды транспорта. Рез-ты национализации: 1. Национализированы были преимущественно "старые, малорентабельные отрасли. 2. В руки гос-ва
перешли гл образом те отрасли, Но эк гос сектор оказался малоэффективным, требовал больших расходов на содержание. Гос. хоз-во управлялось преим-но администр методами. Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по денационализации . В 80-х гг. правительство М. Тэтчер при-ватизировало ряд фирм. В национ-ные отрасли, которые до этого были монополией гос-ва, был допу-щен частный сектор. Были уменьшены гос. инвестиции в хоз-во. Проводились меры по ограничению гос. рег-ния. Но это лишь немного сократили гос. сектор хоз-ва. В конце 50-х гг. в противовес "Общему рынку" Англия образовала "зону свободной торговли" из 7 стран (Анг, Норвегия, Швеция, Дания, Авст-рия, Швейцария и Португалия). В торговле м собой эти страны снижали пошлины, обеспечивали преим-ва товарам партнеров по союзу. Анг колонии стали незав-ми гос-ми. Анг дипломаты добились сохране-ния связей с бывшими колониями. Брит империя стала Британским Содружеством. Ныне хоз-во Ангвсе более интегрируется в мир-сообщество.
14. Экономика белорусских
земель в период войн и Россия вступила в войну 1 августа 1914 г., а летом 1915г. война пришла на территорию Б. В октябре 1915г. фронт стаб-ся по линии Двинск — Поставы—Барановичи — Пинск. В результате Б была разде-лена примерно на 2 части: зап оказалась под оккупацией кайзеровских войск, а вост превратилась в прифронтовую полосу, в ближайший тыл русской армии. На оккупир кайзеровскими войсками части Б был установлен жесткий колониальный режим. Была введена система натуральных налогов и штрафов, проводились реквизиции лошадей, крупного рогатого скота, фуража, нас в принудительном порядке привлекалось к работам на нужды воен властей. В условиях войны на неоккупир части Б расширяли произ-во только те отрасли, которые работали на обеспечение армии пр-ми пит, обмундированием, оружием и боеприпасами. Военные заказы выполняли текстил, швейные, кожевен, обувные, хлебопекар, лесопильные, табачные и другие предпр. Бесконечные реквизиции у крестьян неоккупированной части Б царскими властями лошадей, круп-ного рогатого скота, зерна, фуража, муки, принудительные работы на нужды фронта, мобилизация в армию мужчин в возрасте 18—40 лет усложняли развитие с/х. Февральская буржуазно-дем революция, победившая 28 февраля 1917 г., свергла самодержавие. Было создано Временное буржуазное правительство. Однако Временное правительство, отражавшее интере-сы мелкой и средней буржуазии, не решило ни одного из самых злободневных вопросов того времени. 1. Не был решен вопрос о мире. Продолжая опостылевшую народу империалистическую войну, Вре-менное правительство усугубляло эк хаос в стране. 2. Не был узаконен переход на 8-часовой рабочий день, что требовали миллионы рабочих России, в том числе и в Б. 3. Не был решен ? о передаче кресть-янам помещичьих земель, а в те регионы, где крестьяне захватывали эти земли, Временное правитель-ство посылало карательные экспедиции. 4. Не был решен вопрос о хлебе. Хлеба в стране хватало, а нас городов голодало. 5. Практически ничего не делалось по преодолению хоз разрухи. Т.о., Временное правительство оказалось не в состоянии покончить с хоз разрухой, решить назрев-шие проблемы в экономике страны и своей внутр и внешней политикой во многом предопределило но-вый революционный взрыв в октябре 1917 г., ~ положил начало соц эксперименту в стране. Накануне Октябрьской революции н/х Б находилось в глубоком кризисе. Валовая продукция пром-сти в конце 1917 г. составляла не более 30 % довоенного уровня. Резко упал жизненный уровень нас, з/п рабочих едва достигала 50 % довоенной. Почти на треть сократился объем с/х произ-ва. Непрекращаю-щаяся эмиссия бумажных денег вызвала небывалый рост цен. Первые преобразования молодой Советской власти в сфере экономики. 1. Осуществление декрета
о земле. Согласно этому |
26. Особенности эк. развития Франции после 2 Миров. войны до начала XXI в. Эк потери Франции во 2МВ войне были тем более знач-ми, что разрушения от воен действий и бом-бардировок дополнялись ущербом от оккупации герм войсками. Пр-во в ср сократилось втрое: на 70% снизилось пром пр-во, более чем вдвое — с/х, втрое сократился автомобпарк и груз перевозки. Довоен-ный уровень пром пр-ва (1938 г.) был восстановлен в 1948 г. К 1990 г. пром пр-во Фр выросло в 5,5 раза. Фр перестала быть страной с преобладанием легкой пром-ти. Уже в начале 80-х гг машиностроительная, металлоперерабатывающая, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и хим. Пром-ть в совокупности давали 60% пром. продукции, а вместе с добыв-ми отраслями — металлургической, угольной и нефтегазовой — до 70%. Легкая пром-ть теперь дает меньше 30% пром продукции. После войны первоначально во Фр был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей. Этот курс противоречил принципу интеграции, поскольку предполагал самообеспечение все-ми видами продукции. Он был эк нецелесообразен, потому что предполагал дальнейшее развитие и тех традицотраслей, продукция кот не польз-сь спросом на мир рынке. А это - 40% фр пром-ти. В 70-х го-дах курс изменился. Теперь прав-во стало стимулировать развитие тех перспективных отраслей, про-дукция которых могла быть на мир рынке достаточно конкурентоспособной. Особенно знач успехи бы-ли достигнуты в автомоб, авиаракетной и электротехнич пром-ти. Уже к началу 80-х гг. доля Фрпо этим отраслям превышала 10% от совокупного пр-ва развитых кап-х стран. Длительный застой в с/х-ве объяснялся тем, что основу его все еще составляли мелкие крестьянские хоз-ва, треть кот не могли прокормить владельцев, т е в с/х еще был не завершен переход к кап-му. По-этому решено было ликвидировать мелкие нерентабельные хоз-ва. Гос-во в принудит порядке выкупало нерент-ные хоз-ва, что вызвало тогда массовые выступления кр-н, кот трудно было найти место в эк. жизни города. Сегодня с/х-во Франции дает на экспорт более трети своей продукции.Та особенность, кот была характерна для Франции начала XX в. — высокая концентрация капитала, но низкая концен-трация пр-ва, — сохраняется до наст времени. 95% французских пред-тий сост-т мелкие заведения с числом рабочих до 20 человек. Остается очень значительной и доля ремесленного пр-ва.
В первые послевоендесятилетия в хоз-ве Фр сохраняли позиции прежние традиц фин группы Рот-шильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. началась экспансия двух новых групп — "Париба" и "Сю-эз", во главе групп стояли не банки, а холдинги, которые владели крупными пакетами акций пром ком-паний и банков. Во Фр развитие фин капитала зашло глубже, чем в др странах. Банки и фин группы все теснее связываются между собой, переплетаясь в одно целое. Каждый крупный банк скупает акции не только пром фирм, но и др банков. После войны у власти оказались коммунисты. Национализация была проведена по их программе. В руки гос-ва перешли 5 крупнейших банков, угольная и газовая пром-ть, электростанции, воен пром-ть, транспорт, авиационная, часть автомоб пром-ти. В руках гос-ва оказалось 20% пр-х мощностей. С само-го начала здесь наряду с предприятиями "старых" отраслей национализировались и предприятия "но-вых". Компенсацию получили не все. В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в гос. собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне гос. сектора. Кредитная система практически оказалась полностью в руках гос-ва. Были национализированы крупнейшие фи-нансовые группы "Париба" и "Сюэз", 5 крупнейших пром корпораций. После проведения 2го этапа на-ционализации коммунисты ушли из прав-ва. Социалисты после некоторого перерыва вернулись к вла-сти, но теперь это умеренная партия, хоз. политика кот мало отлич-ся от политики М. Тэтчер. В 1986 г. прав-во правых партий приняло закон о денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс при-ватизации был остановлен возвращением к власти социалистов. |