Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

1). Предмет экономической теории. Основные этапы развития экономической мысли.
2). Методы экономической теории. Модели в экономике. Макроэкономика и микроэкономика.
3). Блага, потребности, ресурсы. Три функциональные задачи, которые решают экономисты.
4). Кривая производственных возможностей. Производственные возможности в условиях неполного использования ресурсов, экономического роста и альтернативного выбора.

Файлы: 1 файл

Экономика(зачет).docx

— 133.41 Кб (Скачать файл)

1). Предмет экономической теории. Основные  этапы развития экономической  мысли. 
Предметом экономической теории - являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

источником богатства  является труд только в земледелии.

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Основная идея в учениях  Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства  в экономику, рыночного саморегулирования  на основе свободных цен.

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Основная идея экономической  школы утопического и научного коммунизма

Неоклассическая экономическая  теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Экономическое хозяйство  рассматривается представителями  этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.


 

2). Методы экономической теории. Модели  в экономике. Макроэкономика и  микроэкономика.  
Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов. Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.   Метод функционального анализа

Используется зависимость  функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

Метод сравнительного анализа  Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления  наилучшего результата.

Метод Экономико-математического моделированияи Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов.

Микроэкономика изучает малые экономические единицы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, за­нятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политик


3). Блага, потребности, ресурсы. Три функциональные задачи, которые решают экономисты.  
Блага – все, что способно удовлетворять жизненные потребности людей, приносить пользу, доставлять удовлетворение и отвечать интересам, целям, устремлениям человека.

Потребности  Физиологические (в еде, питье, сексуальные и т.д.); В безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);   В социальных связах (любви, нежности, причастности к какой-либо группе населения и  т.д.); Самоуважения (в достижении цели, признания, одобрения); В самоактуализации (реализации способностей, понимания, осмыслении и т.д.).   Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые применяются для производства товаров и услуг.

Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)  Как производить? (с помощью каких  ресурсов и какой технологии)  Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)


4). Кривая производственных возможностей. Производственные возможности в  условиях неполного использования  ресурсов, экономического роста  и альтернативного выбора.  
Кривая производственных возможностей - трансформация. Её экон смысл в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем распределения ресурсов. Трансформация иллюстрирует тот факт, что нац экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить произ-во какого-либо блага, не пожертвовав другим благом.  Кривая АBС определяет границу произв возможностей. Каждая точка на прямой показывает максимально возможный объем произ-ва обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

 В условиях, когда объем  внутренних и внешних ресурсов  ограничен, доп. производство 1-го  из товаров возможно только  за счет сокращения произ-ва другого товара.

Альтернативные издержки- издержки 1-го блага, выраженного в  др. благе, от которого пришлось отказаться (издержки упущенных возможностей).

 


5). Альтернативные  издержки. Закон возрастающих альтернативных  издержек.  
Под альтернативными издержками понимают упущенную выгоду, т.е. "цену" одного товара (блага), выраженную в альтернативном количестве другого товара (блага), от которого отказываются, делая выбор. Например, если мы увеличиваем производство пушек с 1 до 2 тыс. штук, то при данном ресурсном потенциале необходимо уменьшить производство масла с 9 до 8 млн. т. Согласно закону возрастания альтернативных издержек, при увеличении производства одного товара неизбежно происходит увеличение его "цены", выраженной в другом, альтернативном товаре. Рост альтернативных издержек происходит из-за наличия специфических ресурсов, дающих высокую отдачу в одном виде производства, но низкую — в другом.

6). Рыночная экономика и ее основные характеристики. 
Рыночная эконом и ее характер-и.  Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцовнастолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.  Рынок выполняет определенные функции:      - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;    - уравновешивает спрос и предложение;    - обеспечивает сбалансированность экономики;    - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;    - это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;    - объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.


7). Субъекты рынка. Рыночный механизм: конкуренция и цены.  
Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рын мех действует как мех принуждения, заставляющий предпринимателей действовать в конечном счете на пользу потребителей. Рын мех- мех формирования цен и распредел ресурсов, мех взаимод продавцов и покуп по поводу производства и потребления. Особ рын мех-каждый его элемент тесно связан с ценой!

Субъектами рынка выступают  собственники товаров, производители  услуг, владельцы денег. Объекты  рынка — материальные блага, факторы  производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка  вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.


8). Спрос и факторы, воздействующие на спрос. Закон спроса.  
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени. В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.

Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие: Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе.

 


9). Предложение и факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения 
Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки. . Основными факторами (неценовыми), смещающими кривую предложения, явл-ся:

Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов.  Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение.

 Если все выше перечисленные  факторы остаются неизменными,  а меняется только цена, то  чем выше будет цена, тем больше  будет предложение данного товара  и наоборот,- в этом и состоит суть закона предложения.


 

10. Рыночное равновесие. Существование и единственность равновесия. 
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe)

равновесная цена- цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил. Равновесие спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установившаяся цена равновесная, одинаково удовлетворяющая и покупателей и продавцов. S - кривая предложения; D- кривая спроса; P- цена товара; Q- количество товара.

Но состояние равновесия на рынке  неустойчиво, т.к. изменения рыночного  спроса и рыночного предложения  вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители  могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1,а).

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

 


11). Эластичность спроса и предложения.  
коэффициент эластичности спроса-представляет собой отношение процентного изменения в объема спроса на данный товар к процентному изменению цены на этот товар. Мы рассмотрим коротко эластичность спроса по цене, которая выражается  отношением процентного изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению цены на эту продукцию. Если это отношение больше единицы, то спрос эластичный, если меньше единицы - спрос неэластичный; если равно единице, то речь идет о единичной эластичности спроса

 Коэффициент  эластичности предложения определяется отношением процентного изменения количества предложенного товара к процентному изменению цены на данный товар, т.е. это относительное изменение предложения в соответствии с относительным изменением цены.

Эластичность  предложеня зависит от ряда факторов.

1. Способности  товаров к длительному хранению: 2. Стоимость хранения: 3. Особенности производства: 4. Фактор времени: товаропроизводители Эластичность предложения по цене аналогична эластичности спроса и бывает больше единицы - предложение эластично, меньше единицы - неэластично, и единичная эластичность предложения.


12). Суверенитет и рациональность потребителя. Особенности потребительского спроса. 
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.

 В основе потребительского  выбора всегда лежит желание  покупателя удовлетворить ту  или иную потребность. Каждый  индивид имеет свои собственные  предпочтения. Рыночный спрос суммирует  эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают  свои желания путем распределения  своих доходов между различными  товарами и услугами, и определяет  цену и объем предложения на  рынке. Такая способность потребителя  воздействовать на производителя  называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.

 Гипотеза о рациональности  потребителя означает, что он  стремится максимально эффективно  распорядиться имеющимися у него  средствами. Абстрактного, идеального  человека, соответствующего данной  гипотезе, в экономической науке  принято называть "экономическим  человеком".

 


13). Кардиналистский (количественный) подход к анализу поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности — ютилах (от англ. utility — полезность). Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности — для другого.

Закон убывающей предельной полезности (Law of diminishing marginal utility) – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"