Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 08:19, шпаргалка
1. Возникновение экономической теории, её школы. Значение экономической теории в жизни общества.
2. Предмет экономической теории, её функции.
3. Методы исследования в экономической науке. Макроэкономический и микроэкономический уровни анализа.
4. Понятие собственности, ее экономический и правовой аспекты. Типы и формы собственности.
5. Понятие капитала. Основной и оборотный капитал.
6. Основные цели приватизации государственных и муниципальных предприятий, их осуществление в России.
7. Факторы производства, их совершенствование под влиянием научно-технического прогресса. Производительность
общественного труда
8. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Эффективность производства.
Вопросы к зачету по экономической теории.
1. Возникновение экономической теории, её школы. Значение экономической теории в жизни общества.
2. Предмет экономической теории, её функции.
3. Методы исследования в экономической науке. Макроэкономический и микроэкономический уровни анализа.
4. Понятие собственности, ее экономический и правовой аспекты. Типы и формы собственности.
5. Понятие капитала. Основной и оборотный капитал.
6. Основные цели приватизации государственных и муниципальных предприятий, их осуществление в России.
7. Факторы производства, их совершенствование под влиянием научно-технического прогресса. Производительность
общественного труда
8. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Эффективность производства.
9. Формы организации общественного производства: натуральная и товарная. Общие основы товарного хозяйства
10. Экономические системы, их типы и модели
11. Теория рыночных отношений. Признаки и функции рынка.
12. Становление рыночной системы в России.
13. Система рынков по экономическому назначению. Инфраструктура рынка.
14. Рынок труда и проблемы занятости. Социальная защита безработных.
15. Рынок ценных бумаг, его значение для экономики страны. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
16. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.
17. Понятие эластичности спроса и предложения.
18. Теории потребительского поведения. Бюджетная линия и кривые безразличия.
19. Понятие конкуренции. Типы и виды конкуренции в рыночной экономике.
20. Причины возникновения монополизма в экономике. Основные направления антимонопольного регулирования: мировой
опыт и специфика в России.
21. Основные типы рынков в зависимости от степени конкуренции.
22. Организационные формы монополий.
23. Издержки производства: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки и их влияние на определение объёма
производства.
24. Сущность издержек производства. Их структура; внешние и внутренние и.
25. Основы ценообразования в рыночной экономике. Функции цены.
26. Виды доходов в рыночной экономике.
27. Прибыль, её формы и функции.
28. Сущность заработной платы, её формы. Современные тенденции в развитии заработной платы.
29. Основные макроэкономические цели. Показатели развития национальной экономики: валовой национальный продукт,
валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.
30. Понятие ВНП. Два подхода к его измерению.
31. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.
32. Национальное богатство страны, его структура и источники роста.
33. Совокупный спрос и совокупное предложение. Достижение макроэкономического равновесия.
34. Потребление и сбережения, их функции и влияние на объем национального производства.
35. Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.
36. Экономический рост: сущность, цели, типы.
37. Факторы экономического роста. Показатели эффективности их использования.
38. Необходимость структурных преобразований общественного производства в Российской Федерации.
39. Цикличность развития рыночной экономики и её причины. Виды циклов.
40. Безработица и её типы. Экономические и моральные последствия безработицы.
41. Сущность инфляции, её виды и социально-экономические последствия.
42. Причины и источники инфляции.
43. Система антиинфляционных мер.
44. Экономические функции государства в рыночной экономике. Концепции классической, кейнсианской и неолиберальной
школ по проблемам экономической роли государства.
45. Кредитно-банковская система, её структура в современной экономике.
46. Реформирование банковской системы в России.
47. Сущность кредита, его формы и функции
48. Финансовая система. Государственный бюджет. Проблемы профицита и дефицита государственного бюджета.
Государственный долг.
49. Деньги, их происхождение, функции. Современные денежные средства и их агрегаты.
50. Налоговая система и налоговая политика в России.
51. Фискальная политика, механизм её действия.
52. Возникновение и становление всемирного хозяйства. Важнейшие формы международных экономических отношений
53. Международное разделение труда, его особенности на современном этапе.
54. Вывоз капитала и его формы как проявление интернационализации хозяйственной жизни.
55. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике (на примере ЕС, НАФТА и АТЭС).
56. Международная торговля.
57. Международные экономические организации (МВФ, МБРР, ЕБРР, ВТО). Их роль в регулировании мирохозяйственных
отношений.
58. Международная валютная система и валютный курс.
59. Интернационализация и глобализация международных экономических отношений.
60. Рентные отношения на рынке земли и природных ресурсов.
1.Возникновение эк. теории, школы. Значение в жизни общества.
Представители: Антуан Монкритьен, Томас Манн.
Мерканте (ит) - купец, торговец.
Представители школы поставили задачу: выяснить источник богатства общества и как его преумножить.
16-17 вв – века расцвета купечества.
Утверждение:
Источник богатства - в сфере обращения и прежде всего внешней торговой деятельности.
Ошибочность утверждения:
В сфере обращения происходит только перераспределение богатства, нового не создается.
Меркантилисты сводили богатство только к деньгам и золоту.
Большой заслугой является правильная формулировка одного из направлений внешней торговой политики государства – протектеолизм.
Физиократы.
Представители: Пуагельер, Кенэ, Тюрго и т.д.
Физиократы – власть природы.
Считали, что источником богатства является сфера производства. Считали производительным только сельскохозяйственный труд.
Ограниченность преодолели Адам Смит и Давид Риккардо (18 век). Представители промышленно аристократии. Являются родоначальниками основателями научной дисциплины «Классическая буржуазная экономика». Они смогли доказать что экономические процессы функционируют не стихийно, а по своим законам.
1777 г. – «Исследование
о природе и причинах
Заслугой Смита и Риккардо является то что они своей работой доказали что источником богатства является промышленное производство, но в широком смысле слова. Считаются основоположниками трудовой теории стоимости.
Недостаток:
Недооценивали экономической роли государства в хозяйственной жизни страны.
Маркс и Энгельс создают концепцию научного коммунизма (социализма). «Капитал», 3 тома. Считали что капиталистическая формация имеет эксплуататорскую сущность и должна быть заменена коммунистической. Заслуга Маркса заключается в том, что он полнее, доказательней и т.д. остальных смог проанализировать развитие общества.
Виды формаций:
Краеугольным камнем Марксизма является трудовая теория. Ленин дал основной анализ Империализму. «Империализм – как высшая стадия капитализма».
Во второй половине XIX века возникают:
Неоклассическое направление.
Возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса. Господствовало до 30 годов ХХ столетия. Взгляды в основном сформулированы в работах английского экономиста Мармалла. Очень широко известен как основоположник ценовой концепции.
Сейчас: Манитаризм и Неолиберализм.
Монитанризм – это теория о стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Основатель Минтон Фридман.
Монитаристы сводят управление экономикой, прежде всего к контролю государства над: денежной массой; эмиссией денег; количеством денег в обращении и запасах; сбалансированность государственного бюджета; установление высокого кредитного банковского процента.
Крупнейшие экономические потрясения монитаристы объясняют последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. Следовательно, государство должно как можно меньше и очень осторожно вмешиваться в рыночные отношения.
Неолиберализм – необходимо сокращать роль государства в рыночной экономике. Заявляют, что частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и подъем благосостояния населения. Следовательно, необходимо предоставить максимальную свободу предпринимателям, торговцам в их хозяйственной деятельности. Представители: Мизес, Хайрек.
Кейнсианское направление.
Это направление теоретически обосновывает, доказывает государственное вмешательство в экономику. Дж. Мерйрон Кене (основатель) – 1936 год, «Общая теория занятости, процента и денег». Доказывают необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Это будет оказывать влияние на: инфляцию; занятость; будет устраняться неравномерность между спросом и предложением, это будет влиять на экономические кризисы, подавлять их.
Институционально-
Представители: Веблен, Митчелл, Гэл Брэйт. Представители рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и технико-экономических факторов. Среди последних упор на научно-технический прогресс. Ими очень широко трактуется понятие институт. В него включаются государство, корпорация, прав союзы, монополии, налоги, конкуренция, устойчивый образ мышления, юридические нормы. Указывают на недостатки капиталистической формации – пороки, растущая милитаризация экономики. Сторонники институанализма полагают что научно технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к пост индустриальному и супер индустриальному обществам.
2.Предмет эк. теории, ее функции.
Курс включает два раздела:
Микроэкономика – исследует поведение отдельных производителей, фирм, предприятий, домашних хозяйств, а так же закономерностей формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь исследуются затраты и издержки изготовления отдельных товаров, вопросы ценообразования на товары, вопросы мотивации труда.
Макроэкономика – занимается исследованием функционирования национальной экономики в целом. Закономерностями развития производительных сил и производственных отношений в масштабах всего общества. Объектами исследования являются: валовой национальный продукт; национальный доход общества; общий уровень цен; занятость и безработица в масштабах общества; инфляция и т.д.
Выделяют еще два раздела:
Большое внимание экономическая теория уделяет изучению общественного производства (это создание любого экономического продукта и сопутствующего ему преобразование ресурсов с использованием человеческого труда). Общественное производство состоит из 4-ох основных важнейших фаз:
Первая и последние фазы являются главными определяющими.
Распределение и обмен называются связующими фазами общественного производства, но они оказывают влияние и на производство и на потребление. Главная фаза – производство.
Факторы необходимые для начала производства:
Средства труда – это то чем человек воздействует на природные ресурсы.
Предметы труда – это то на что человек воздействует.
Труд – это целесообразная деятельность людей направленная на преобразование, отделение вещества от природы и приспособление его к потребностям людей.
Труд – это затраты рабочей силы человека.
Рабочая сила – это совокупность умственных и физических способностей человека к труду.
Предметы и
средства труда составляют важнейшую
экономическую категорию – Сред
Между людьми, государствами, предприятиями и т.д. отношения складывающиеся по поводу: производства, распределения, обмена и потребления материальных благ называются экономическими (производственными) отношениями.
Типов производственных отношений 5:
Если к способу производства добавить надстроечные отношения (юридические, бытовые, семейные, религиозные и т.д.) то мы получим общественно-экономическую формацию.