Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:28, шпаргалка
1.Теория – основная форма научного знания в экономической науке
2.Типология методов познания в экономической науке
3.Единство логического и исторического методов исследования в экономической науке
Для рыночной экономик характерно отделение собственности от власти и образование института частной собственности.
Автомат – технологическая основа постэкономического общества. Автоматизированное производство (автомат). Ключевым звеном автоматического производства является управляющее устройство, предполагающее коммуникации и компьютер, Происходит отход от массового (индустриального) производства однородной продукции; Производство ориентируется на адресного, известного потребителя.
Постиндустриальное общество рассматриваемого как качественно новый этап развития общества, основанного на рыночной экономике. Концепции:
Общество развитого третичного сектора (Ж. Фурастье). Знаменует собой переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Ж. Фурастье выдвигал идею о «смене цивилизаций» (первичной, вторичной, третичной.), но был вынужден признать о невозможности преодоления капиталистических основ.
Информационное общество — стадия или форма постиндустриального общества. Такой позиции придерживался Дж. Белл: «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер) есть стадия постиндустриального общества.
«Общество всеобщего благоденствия», - включает в себя принципы устранения несправедливости капиталистического строя.
Экологоориентированное общество. Сохранение окружающей среды становиться условием жизни и развития общества. Экология - приоритетное направлением деятельности общества.
Постэкономическое общество (Вл. Иноземцев). Общество в котором экономическая система основанная на рыночных отношениях, отношениях частной собственности превращается в свою противоположность – нерыночное хозяйство, в котором частная собственность не занимает решающего значения.
Постэкономическое общество: Рост несостоятельности рыночного механизма в оптимальном распределении ресурсов (провалы рынка); Адресное производство на известный рынок (производство на заказ);Возрастает доля и значение невоспроизводимых благ. Растет сфера услуг. Деструкция частной собственности; Рост влияния общественных организаций на формирование цен.
15.Капитализм и социализм
как идеология и как
Капитализм: стадия вторичной (экономической) общественно-экономической формации. Для него характерны производственные отношения частной собственности на средства производства, объективно, сложившиеся на машинной стадии развития производительных сил и рыночном распределении ограниченных ресурсов. Классовая структура общественных отношений и эксплуатации собственников капитала. Основным мотивом принятия экономических решений является стремление к получению прибыли (прибавочной стоимости), создаваемой неоплаченным трудом наемного работника. Идеология: либерализм: Право на личную свободу и собственность – естественное право, данное природой человека, свобода выбора профессии, свобода собственности или частная собственность, свобода предпринимательства, свобода от вмешательства государства в экономику
Социализм: первая фаза коммунистической формации, экономическую основу, которой составляет общественная собственность на средства производства. Социализм как способ общественного производства исключает эксплуатацию человека человеком и направлен на повышение благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества. Идеология: Приоритет общественных, коллективных интересов над индивидуальными; Справедливость, понятая как социальное равенство; Общественный характер производства;Принцип распределения в обществе: «от каждого по способности, каждому по труду». Общественная система социального обеспечения. Нравственность как социальная норма поведения, вместо «разумного эгоизма».
I. Донаучный этап, описания и накопления эмпирического знания о хозяйствовании, а также появления систематизированного знания (учения меркантилистов, французских физиократов и т.д.).
Объект исследования – домохозяйство. Производство для потребления – основной смысл хозяйствования
Фома Аквинский: «Справедливая цена» - та, которая устанавливается богом. Привилегированные сословия (духовенство) имеют право продавать вещи дороже, ибо они заботятся об интересах людей.
II. Теоретический этап экономической науки, начавшийся с появлением с труда А. Смита (1776 г.), для которого было характерно появление новых теорий и направлений.
III. Современный этап экономической науки, характеризующийся сложной структурой научных направлений, теорий и дисциплинарного знания.
Каждому историческому этапу развития хозяйства, соответствуют свои особенности меновых отношений, продукта производства и т.д. Соответственно этому, складывается предмет исследования науки о хозяйстве.
Аристотель (IV-VI вв.) закладывает понятия рационального знания о хозяйстве.
Этика хозяйственного поведения раннехристианского общества (канонисты);
Схоластика – первый опыт систематизации знания о хозяйстве. Фома Аквинский (1225-1274);
Социальные утопии позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла) – идеи равенства и справедливости.
Ренессанс и Реформация (XVI в.) Появление индивидуалистической этики хозяйственного поведения. (Мартин Лютер, Жан Кальвин).
Появление систематического знания о хозяйстве. Меркантилисты (XV – XVIII вв.). Физиократы: Кене, Тюрго (XVIII вв.).
Классическая политическая экономия А. Смита - начало теоретического экономического знания. (1776).
Формирование двух теоретических направлений в экономической науке (вторая половина ХIХ столетия). Ж-Б. Сэй, Мальтус и Д. Рикардо;
Два этапа «маржинальной революции» - маржинализм австрийской школы и неоклассический анализ А. Маршалла (середина ХIХ в. и первая половина XXв.);
Марксистская политэкономия (середина ХIХ столетия и первая половина XX).
Современный теоретический этап развития экономической науки (неоклассика, кейнсианство, институционализм, неоинституционализм и т.д.).
Аристотель: Выдающийся греч мыслитель, вошел в историю как основоположник рацион знания о хоз-ве. Его заслуга состояла в том, что он, руководствуясь своим методом познания, заложил основы первых экономических понятий «единое о многом»: деньги, товар, ценность, торговля.
Богатство, соответственно представлялось как богатство в границах этой собственности. В трудах Аристотеля можно найти постановку и решение проблемы соизмерения ценности товаров – «справедливая цена».
И самое главное, как выдающийся мыслитель, Аристотель формулирует два смысла хозяйствования: воспроизводственный («ойкономия» или искусство вести хозяйство) и расчетливый («хрематистика» или «искусство наживать состояние»). Эти два смысла сформулированные Аристотелем, будут сопровождать экономическую науку, обнаруживаясь в различных ее концепциях и теориях, вплоть до настоящего времени. Знание о том, как хозяйничать, вести хозяйство, т.е. обеспечить всем необходимым, жить в достатке, сохраняться и воспроизводиться – «истинное богатство».
Поздний период средневековья заканчивается с началом двух процессов, получивших в литературе название – Ренессанса (Возрождение) и Реформации.
Ренессанс: эпоха возрождения культурных традиций дохристианской античности. Это возвращение к античности, но не к тем ее чертам, которые отражали обезличенность человеческого существования. В христианстве человек является уже личностью свободной и независимой от внешних сил, имеющий возможность личного выбора пути спасения при жизни и после земной жизни.
Ренессанс вносит в европейскую культуру: гуманизм, секуляризацию жизни и мышления, представление о богатстве как благополучии человека и т.д. Человек в гуманизме рассматривается как индивидуальность, как «мера всех вещей», а критерием богатства становится индивидуальное благополучие человека.
Реформация: - вторая составляющая великого переворота начавшегося в европейской культуре на пороге Нового времени. Реформация означала раскол христианской церкви в ходе ее реформирования. В ходе реформ Мартина Лютера во втором десятилетии XVI века, и Жана Кальвина (1509—1564) появляется протестантизм – обновленное христианское учение, выступившего против ошибочного, как считали идеологи протестантизма, поведения католической церкви и греховного стиля папского престола.
Христианская идея равенства и справедливости постепенно трансформируется в идею равенства граждан - продавцов и покупателей. Появляются идеи эквивалентности рыночного обмена, справедливого вознаграждения за рачительный труд, моральные оправдание богатства. Новые хоз принципы: Время. ограниченный ресурс и источник дохода.
Судный процент. Кальвин прямо выступил против тезиса о бесплодности денег. Если человек сам пускает свои или чужие деньги в дело, то она единодушно признавалась справедливой наградой за его труд подобно плате за труд наемного работника.
Капитал. Изменилось значение и функции кредита. Протестантизм оправдывает кредит данный в «рост». Взятые в долг деньги должны идти в оборот с целью получения дохода превышающий сумму ссуды, т.е. становятся капиталом. они должны давать доход, превышающий сумму ссуды.
В хозяйстве складывается уклад отличный от прошлых укладов особым характером хозяйственного поведения людей. Обман, насилие, нарушение законов считаются злом как и прежде, но торговля в любых видах злом уже не считается. Возникает потребность в реформировании христианских норм нравственного поведения.
Лютер вводит принципы мирского аскетизма, сломав тем самым перегородку между двумя моралями — внешней и внутренней, религиозной и внешней, мирской. Стремление к богатству признается естественным и моральным для человека. Справедливая цена устанавливается уже по взаимному соглашению между покупателем и продавцом
Священными и неприкосновенными становятся частная собственность, частная жизнь человека и сама его личность.
Иная суть бережливости. Деньги должны пускаться в оборот и становиться капиталом.
Ссудный процент считается нормальным явлением.
Новый тип хозяйственника: Это активный, предприимчивый, но осмотрительный в выборе партнеров и направления вложения денег тип. Смелый и готовый идти на разумный риск, но для которого сохраняется приоритет доброго имени. Растущее богатство его сочетается с умеренностью в потреблении, простым образом жизни, скромностью в одежде и привычках.
Меркантилизм обозначает начало системных представлений о хозяйственных процессах, возникших в ХVI веке и существовших вплоть до XVIII столетия. С меркантилизма начинается систематизированное знание в хозяйственной сфере.
Меркантилизм – это система взглядов в хозяйственной сфере, выражавшая идеологию нарождавшегося торгового и промышленного капитала. Эта особая система взглядов на хозяйственные процессы, которые продвигалась ее сторонниками для претворения властью в хозяйственной политике их интересов. В эпоху великих географических открытий и развития торгового капитала в европейских странах переживающих промышленную революцию – Испания, Португалия, Англ, Голландия, Фр
Трактаты и памфлеты. Начало систематизации знания о хозяйстве положили авторы трактатов или памфлетов, о хозяйствовании. Это были купцы, промышленники, финансисты, служащие торговых компаний, работы которых были посвящены конкретным экономическим вопросам.
Отличительной особенностью представителей раннего меркантилизма является их представление о том, что деньги (золото, серебро) составляют богатство. Деньги не только обеспечивают обмен товаров, они становятся воплощением богатства.
На исходе средневековья в Западной Европе стал остро ощущаться дефицит денежного материала. Недостаток денег оказывался препятствием для роста производства и торговли в какой либо местности. Приток туда золота и серебра, давал импульс для хозяйственного развития.
Богатство и бедность государственной казны территориального образования приобретали свое выражение в деньгах. Деньги становились выражением богатства государственного образования.
«Справедливая цена» у ранних меркантилистов»: неэквивалентный обмен понимается как источник богатства, а торговля предстает как производительный труд (производящей богатство), а потому должна поощряться и поддерживаться экономической политикой государства.
Цена у поздних меркантилистов: деньги и цена ими выражаемая не одно и то же. Позднее меркантилисты определяют богатство уже не как деньги (золото), а как товарные ценности – товары. Деньги здесь уже не накопленные сокровища, а деньги, находящиеся в постоянном движении. Источником притока богатства служит внешняя торговля.
Французская экономическая школа (от греч. физиократия - власть природы) возникла в XVIII столетии Франсуа Кенэ, Р. Тюрго.
Источником богатства является сфера производства материальных благ – земледелие. Не деньги и не товары как у меркантилистов. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным».
Под чистым продуктом понимается разница между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы.
Идеи:Господство идеи естественного порядка (природа — высшая и лучшая власть), - невмешательство государства в хозяйственную деятельность, естественность рыночного саморегулирования. -Экономические законы действуют, как законы природы -Равновесие – обеспечивает естественную пропорцию в обмене и справедливую цену.-Классовое деления общества. -Идея общественного богатства.