Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономической теории»
- дифференциация форм и методов приватизации
- постепенность и поэтапность.
Цели приватизации:
15. Экономическая
теория «пучка прав»
Оноре создает теорию пучка прав собственности. Рассматривает собственность не как экономическую категорию, а как юридическую.
Классифицирует право собственности по 11 элементам:
16. Типы и модели экономических систем.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных между собой экономических элементов, образующих устойчивую целостность.
Типы:
1) АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ
- монополия гос-ва на все сферы общественной жизни
- экономическую основу
составляла государственная
- централизованный механизм распределения ресурсов, определявший приоритетное отношение отраслей ВПК и отставание отраслей, производящих товары народного потребления.
- всеобщий дефицит товаров
- отсутствие конкуренции
- отсутствие экономических стимулов к труду
2) РЫНОЧНАЯ
- экономическую основу
составляет частная
- экономическая свобода
выбора видов деятельности, экономических
ресурсов, способов получения дохода.
Экономическая свобода
- конкуренция
- рыночный механизм ценообразования
- ограниченная роль
гос-ва в регулировании
3) СМЕШАННАЯ (совмещает черты 1 и 2).
4) ТРАДИЦИОННАЯ
- общинная собственность на экономические ресурсы
- отсталая технология производства
- многоукладность (существование
в стране одновременно
- сохранение роли
иностранного капитала и
МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ:
1) Американская
2) Немецкая
3) Японская
4) Шведская
17. Понятие и структура
Система – упорядоченная совокупность элементов, обладающая организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять определенные функции.
Экономика – сложная многоуровневая система, в которой можно выделить:
1) Экономическая система гос-ва
2) эс региона
3) эс отдельных
субъектов хозяйствования(
4) эс города
5) Мировая экономическая система
Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность и единство взаимосвязей, складывающихся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Система национальной экономики включает:
1) Производственные силы
2) Производственные отношения
3) Хозяйственные
взаимосвязи между
4) Организационные экономические формы (хозяйственный механизм)
5) Система
экономических законов и
18. Формы общественного хозяйства.
Условия и причины
Форма общественного хозяйства - это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей. Каждая экономическая система имеет свои специфические формы организации хозяйственной деятельности людей. Однако в них можно найти общие им экономические формы хозяйства. Такими формами являются натуральное хозяйство и товарное производство.
Натуральное хозяйство выступало исторически первой, простейшей формой общественного хозяйства. Оно характеризовалось господством отдельных натуральных хозяйств, без устойчивой хозяйственной связи между ними. В период натурального хозяйства шло формирование общественного разделения труда.
Развитие общественного разделения труда способствовало расширению сферы товарно-денежных отношений и объективно привело к трансформации натурального хозяйства в товарное. Товарное хозяйство характеризует собой развитую форму организации экономики, основанную на товарном производстве и обеспечивающую связь производства и потребления через рынок. Товарное производство предполагает, что отдельные продукты производятся частными обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется на производстве какого-либо определенного товара.
19. Товар и его свойства. Стоимость и цена. Закон стоимости.
Товар – это продукт труда, удовлетворяющий какую-то потребность человека и предназначенный для обмена.
Свойства товара:
- полезность (способен
удовлетворять какую-либо
- стоимость (воплощенный труд товаропроизводителя).
Цена — количество денег, в обмен на которое продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.
Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене.
Формы стоимости:
Ta=Tb(товар А обменивается на В). А≠В
Тв
Тс
Та = Тл экв.
Тк
Тв =
Тс = Та
Тб =
Деньги – всеобщий эквивалент, который в своей стоимости выражал стоимость всех товаров.
Закон стоимости : производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.
20. Развитие обмена и форма стоимости. Сущность и функции денег. Закон денежного обращения.
Развитие обмена, постепенное возрастание его интенсивности вызывало использование сначала отдельных видов товаров (скота, меха), а затем драгоценных металлов (главным образом золота) в качестве всеобщего эквивалента. Выделению золота как всеобщего эквивалента и, в конечном счете, в качестве денег способствовала его однородность, делимость и сохранность от порчи.
Деньги — специфический товар (вещь), который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ:
- Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены.
- Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров.
- Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты.
- Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.
- Организующее начало. Функция, упрощающая управление обществом, позволяющая строить высоко кооперированные производства, устанавливать правила взаимоотношений между людьми, общественными образованиями и т. д.
ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Экономический закон, который определяет количество денег, необходимых для обращения
— сумма цен товаров, подлежащих реализации;
— сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;
— сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;
— сумма взаимопогашенных платежей;
O — скорость оборота денежной единицы.
21. Рынок: сущность и функции. Позитивные и негативные стороны рынка.
Рынок - совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, осуществляющихся на основе рыночных законов и принципов (закон стоимости, закон спроса, закон предложения).
Условия для возникновения рынка:
1. Общественное разделение труда
- отделение скотоводства от земледелия
- выделение ремесла как самостоятельной отрасли, появление городов, развитие промышленности и с/х
- выделение класса купцов.
2. Специализация
Причины возникновения рынка:
Функции рынка:
- регулирующая (через
механизм цен устанавливаются
объемы производства и
- информационная (рынок
выдает информацию о цене и
количестве реализованной
- санирующая (оздоравливает экономику, освобождает от неконкурентно способных предприятий)
- социальная
Преимущества рынка:
- позволяет более
эффективно использовать
- позволяет производить товары, нужные обществу и потребителю.
- устанавливает четкую
зависимость между реальным
- в центре – потребитель.
Недостатки рынка:
- наличие цикличности в развитии экономики.
- наличие безработицы и инфляции.
- дифференциация людей на бедных и богатых.
- наличие внешних эффектов рынка.
22. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена и конкуренция.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции с целью решения экономических проблем: что, как и для кого производить? Спрос, предложение, цена и конкуренция образуют конъюнктуру рынка.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Конъюнктуру рынка отражают следующие показатели:
1) Соотношение спроса и
2) Уровень цен
3) Платежеспособность покупателей
4) Наличие товарных запасов
23. Спрос и неценовые факторы на него влияющие. Закон спроса. Кривая спроса.
Основной инструмент рыночного механизма – это спрос, который характеризует поведение покупателей на рынке готовой продукции.
Спрос – желание и способность потребителей приобрести какой-либо товар (платежеспособная потребность)
Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Индивидуальный спрос – количество товара, которое желает и способен приобрести отдельный покупатель на рынке готовой продукции.
Рыночный спрос – совокупный спрос всех покупателей на рынке конкретного товара.
Спрос конкретного товара реализуется через величину спроса.
Спрос – D. Величина спроса = QD
Величина спроса – количество товара, приобретенного на рынке на определенный момент времени при определенном уровне цены на этот товар.
На величину спроса оказывают влияние различные факторы, и зависимость между величиной спроса и влияющими на нее факторами называется функцией спроса.
QD = f( PA, PS, PC, T, I, S, N, R )
PA – цена товара
PS – цена товара субститута (взаимозаменяемый товар)
PC – цена товара-дополнителя
T – вкусы и привычки потребителя
I – доход потребителя
S – сезонная потребность в товаре
N – количество покупателей на рынке
R – реклама товара
Рассмотрим влияние цены товара на величину спроса
QD = f( PA )
Эту зависимость отображает экономический закон спроса.
Закон спроса не всегда действует:
1) Ажиотаж
2) Закон Веблера (на рынке появляется
группа дорогих товаров и
3) Эффект Гиффена ( товары первой необходимости )
Закон спроса объясняется двумя причинами:
1) Убывающая предельная
2) Наличие эффекта дохода и эффекта замещения