Шпаргалки по "Истории экономиченских учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет иэу -ист. процесс возн-я, разв., борьбы и смены эк. идей, их роли в развитии чел. общ-ва. Объекты - история теории эк.ой мысли+ история эк.ой политики и идеологии. Теор. ф-ция - эк. теория не т. конст-т факты, но выясняет суть явлений, законы, упр-щие хоз. процессами. Практич. – для анализа проблемы+делать выводы для прав. решения общ. задач.Методолог. - для теор. основы конкр. отраслевых наук. как фундам. методолог.наука. Критич.- явления рассм-ся критически, выяв-ся их преимущества, = целесообразность их исп-ния.

Файлы: 1 файл

готовые_шпоры_иэу.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Марксистский анализ стоимости,  денег и  цены.

Товар. бог-во соврем. общества  состоит из товаров. Товар - продукт труда, произведённый не для собств. потребления производителя / связанных с ним лиц, а для обмена его на другие продукты. Следовательно, не природные, а общ. особенности продукта делают его товаром. Т. по общ. м. узнать, является ли продукт товаром / нет.  2 фактора товара: потребительная стоимость и  стоимость (субстанция стоимости, величина стоимости). Товар- внешн. предмет, к-ый удовлетворяет какие-л. чел. потребности, в силу ее свойств. Товар. тело (железо) есть потребит. стоимость, / благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании / потреблении. Меновая стоимость - в виде колич. соотношения, в виде пропорций, в к-х потребительн. стоимости 1 рода обмениваются на потребител. стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются  кач-венно, как меновые стоимости они м. иметь т. колич. различия, следовательно, не заключает в себе потребительной стоимости. Общ. необходимое раб. t есть то рабочее t, к-е н. для изготовления какой-л. потребит. стоимости при наличных общ.о нормальных условиях произв-ва и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Величина стоимости дан. потребительной стоимости опред-ся лишь кол-вом труда, / кол-вом рабочего t, общ.о необх-го для ее изготовления. Вещь м.б. потребительной стоимостью и не б. стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для чел-ка не опосредована трудом (воздух). Тот, кто продуктом св. труда удовлетворяет св. собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Вещь не м.б. стоимостью, не будучи предметом потребления. Деньги, / обращение товаров. Деньги возникли из товар. обращения ист.и. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом (/ серебром), к-е и стало деньгами. 1.Мера стоимостей. Золото – всеобщая мера стоимостей и поэтому становится деньгами.. Деньги - общее воплощение челов. труда, масштабом цен – как фиксиров. вес металла. Цена есть ден. название овеществленного в товаре труда. Форма цены допускает возм.сть кол-венного несовпадения величины стоимости с ценой. 2.Ср-во обращения а. Метаморфоз товаров. Процесс обмена товара совершается в виде смен форм: Товар – Деньги - Товар. Товар - Деньги – 1 метаморфоз товара / продажа. Деньги – Товар – 2 метаморфоз – купля. b. Обращение денег. Деньги функционируют как покупател. ср-во. Движение денег есть лишь движение собственной формы товар. c. Монета. Знак стоимости. Весовая часть золота, представленная в цене, / в ден.ом названии товаров, д. противостоять последним в процессе обращения как кусок золота, / монета. Закон обращения бумажных денег: выпуск бумажных денег д. быть огр-н тем их кол-вом, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (серебро). 3.Деньги.  Товар, функционирующий в кач-ве меры стоимости есть деньги. а. Образование сокровищ. Чтобы удержать у себя золото как деньги, надо воспрепятствовать его образованию, его растворению как покупательного ср-ва. b. Ср-во платежа. заключается в противоречиях. Т.к. платежи взаимно погашаются, деньги функц-т лишь идеально как счетные деньги / мера стоимости. Деньги – инд. воплощение общ.ого труда, как сам. наличное бытие меновой стоимости (абсолютный товар). с. Мировые деньги. Выходя за пределы сферы обращения, деньги сбрасывают с себя приобр. ими в этой сфере локал.формы – масштабы цен, монеты, знаков стоимости – и опять выступают в св. первонач. форме слитков благор. металлов. Мир. деньги – всеобщее ср-во платежа, всеобщее покупат.ср-во.


 

  1. Теория прибавочной стоимости: сущность, методы произв-ва. Этапы развития кап-ма в промыш-ти.

 Это понятие - центральным в теории М. Прибав. стоимость- стоимость продукта неоплач. труда рабочих. она показ-т как без нарушения закона стоимости раб. получает т. часть оплаты св. труда. Интерес капиталиста в том, чтобы возм. больше увеличивать составляющую его прибыль прибав. стоимость. Он добивается этого целым рядом приемов, к-ые м. свести к двум пунктам: а) возм. больше удлинять продолж-ть раб. дня, чтобы увеличить кол-во часов прибав. труда. Если, например, хозяин см. удлинить раб. день до 12 часов, его прибав. стоимость будет состоять из 7 часов вместо 5. б) уменьшить кол-во часов, посвящаемых воспроизводству ср-в сущ-ния рабочего. Если м. сократить его с 5 до 3 часов, то, очевидно, что и таким приемом, хотя и обратным предыдущему, прибавочная стоимость капиталиста точно так же поднимается с 5 до 7 часов. Но такое уменьшение совершается самопроизвольно, т. как результат всех индустриальных усовершенствований / каких-н. орг-ций, стремящихся к понижению стоимости жизни, zb. потребит. кооперативов. Но и капиталист м. содействовать ему открытием мнимых филантроп. фабричных лавок / приложением труда женщин и детей, для поддержания к-х требуется меньше ср-в существования, чем для взрослых рабочих. Прибав. стоимость подразделяется на 2 формы — абсолютную и относительную. 1 производится при неизменных технич. условиях труда поср-вом ув-ния продолж-ти раб. дня, 2 — при неизменной продолж-ти раб. дня и совершенствующихся технич. условиях труда, что хар-рно для зрелого кап-ма.


 

  1. Теория доходов основных клас. буржуазного общ-ва К.Маркса.

.Теория доходов основных  классов буржуазного общества  К.Маркса. 
По М-су, значение ренты как источника дохода в силу растущей индустр-ции всей экономики б. уменьшаться, поэтому останутся 2 больш. источника доходов — прибыль и зарплата, и 2 больш. класса-владеющий раб. силой пролетариат и присваивающие прибавоч. стоимость капиталисты. Т. труд наёмн. рабочих создаёт бог-во общества. Прибыль капиталистов -  неоплачен. труд рабоч. класса. У К. М. источником дохода - труд. В создании новой стоимости участвует т. 1 фактор – раб., владелец раб. силы. Остальные виды доходов: предпр-льская прибыль, торг. прибыль, ссудный процент, рента – превращенные формы прибавочной стоимости, результат неоплаченного труда рабочих. Справ-ть распределения доходов в том, что доходы участников труд. деят-ти формируются в соответствии с общ.о необх. затратами труда на произ-во товаров. Измерение доли кажд. работника производится 1 и той же мерой – трудом, что обеспечивает равенство в распределении труд. доходов. Действует не принцип уравнения, а принцип равнозначности труд.х ус/й. Учитывается как кол-во труда (отработанные часы), так и кач-во его (сложн. труд сводится к прост.у труду). С переходом от частн.к общ.ой соб-ти достигается равномер. участие всех трудоспособных в создании общ.ого продукта. При распределении общ.ого продукта участники произв-ва не д. претендовать на получение «полного неурезанного продукта труда». В «Критике Готской программы»: часть продукта идет на удовлетворение общих потребностей и на обеспечение нужд общ-ва в будущем. Это – прибавочный продукт. На оплату труда и удовлетворение текущих потребностей расходуется необход. продукт.


 

  1. Теория  общ.ого воспроизв-ва К.Маркса (П том «Капитала»)

Всякий общ. процесс произв-ва, рассматриваемый в пост. связи и в непрер. потоке св. возобновления, является в то же t процессом воспроизв-ва. Ни 1 общество не м. непрерывно производить, т.е. воспроизводить, не превращая непрерывно известной части св. продукта в ср-ва произв-ва, / элементы нов. произв-ва. Простое воспроиз-во есть простое повторение процесса произв-ва в неизмен. масштабе. Исходным пунктом процесса произв-ва является купля рабочей силы на определенное t. Простое повторение производ. процесса, / простое воспроиз-во, неизбежно превышает по истечении более / менее продолжит. периода всякий капитал в накопленный капитал, / капитализирован. прибавочную стоимость. Капитал. процесс произв-ва, как процесс воспроизв-ва, производит и воспроизводит само капитал. отношение.

Теория воспроизв-ва по К.Марксу заключается в следующем: эк. цикл начинается с подъема вызванного ростом совокупн. спроса для накопления ради максимизации прибыли капиталистов и заканчивается спадом – снижение нормы прибыли и замедляется накопление. При прост. воспроизводстве произ-во возобновляется в неизменных, а при расширен. — в увел-щихся масштабах. Расширенное воспроиз-во ведет к изменению структуры капитала, к появлению безработицы, обострению противоречий капит. экономики и в конечном итоге – к социалист. революции.

 

  1. Маржинальная революция: методология и этапы развития.

В сер.19 в. класс. школа  оказалась в состоянии кризиса, т.к. ее теория базировалась на затратной трактовке ценности, она слабо была сориентирована на потребителя, ради которого осуществляется произ-во. Выход у маржиналистов. Это напр-ние эк.ой мысли возникло в последней трети XIX в., к-е широко использует в анализе эк.их процессов и законов предел.величины. Осн. положения: исп-ние предел. величин как инструментов для анализа изменений эк.их явлений; основой изучения поведение отд. фирм и понятие потребности покупателя; иссл-ние рац. распределения ресурсов и нахождение оптимального исп-ния этих ср-в;  предметом анализа - вопросы устойч. состояния экономики не т. на макро -, но и на микроуровне; шир. применение матем. методов для принятия опт.решений статист. задач; гедонизм, т.е. жизнь ради счастья. Маржинал. революция  в два этапа. 1 этап  (70 - 80 годы XIX века) Джевонса (1835 - 1882) – осн-тель матем. школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австр. школы, Леона Вальраса (1834- 1910) – осн-ль лозанской школы.  Этот этап  «субъек.ого направления» в теория предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкр. потребителя на психолог. уровне. К «-»:  категория полезности товара как незав. от кол-ва других товаров; опт. распр-ние ресурсов сводилось к макс-ции совокупности полезностей для общ-ва в колич. выражении. 2 этап в 90 гг 19 века. Маршалл (1842 -1924) - основатель кембридж.школы; Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумб. университета, Отказ от «субъекти. направления» и отвержение психолог. аспекта оценки полезности вещей. Сущность маржинал. революции. Во-1х, осуществился переворот в методах анализа : а) центр тяжести в анализе был решительно перемещен с издержек и затрат на конечные результаты; б) в кач-ве исх. момента для эк.ой теории принята субъек.ая мотивировка эк. поведения индивидов (в отличие от в неличностной трактовки в предш-щих теориях); в эк. науку был впервые внесен принцип предельности. Клас. наука обычно использовала средние величины,а маржиналисты пришли к выводу о том, что гл. закономерности отражают предел. величины. Возник предельный анализ.  Во2х, гл.о изменилась постановка задач. Классики- внимание на динам. задачах (эк.ий рост, увеличение общ.ого бог-ва), упор на статич. задачах, хар-рных для краткоср. периодов, в к-ые величины не успевают измениться. При этом анализируются разл. способы исп-ния ресурсов для удовл-ния потребностей, для выбора наилучшего (оптимального) - целевая ф-ция.

 

  1. Матем. школа  Франции. Модель общего эк.ого равновесия.

 

Вальрас разработал модель общего эк.ого равновесия, к-я имеет в св.й основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений. Вывел матем. выражение теории спроса и предложения. В. считал, что экономика сама через рынок обеспечивает такие пропорции, к-ые создают общее эк. равновесие, при к-м эффект. спрос и предложение производств. услуг равны, сущ-т пост. устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, ему удалось построить замкн. модель общего эк.. равновесия, основанную на предел. полезностях. В этой модели общая сумма избыточ. спроса на всех рынках всегда равна нулю.

Теория общего эк.ого равновесия. Гл.ое место занимают ∫ы, хар-ризующие равновесие двух рынков –производит. услуг и продуктов потребления. На 1 рынке в роли продавцов выступают владельцы факторов произв-ва, а покупателями - предпр-ли, производящие потребит. товары. На 2 рынке владельцы факторов произв-ва и предпр-ли меняются ролями.

спроса и предложения. Вальрас считал ошибочной трудовую теорию стоимости и делил всех эк.их субъектов на 2 группы: предпр-лей и владельцев производительных услуг труда, капитала, земли, по его мнению, гос-во д. обеспечить стабильность денег, обеспечить безопасность граждан, дать возм.сть получить образование соц. защиту, обеспечить условия эффек. конкуренции и равенства возм.стей, земля д.б. национализирована, а рента дает необходимые ср-ва гос-ву. Но гл.ым в его наследии — теория макроэк.

равновесия, но она является теорией эк. статистики, она не учитывает многих реальных компонентов — эк. рост, цикличность и т.д


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Австрийская  школа политэкономии: методология, содержание. Теория предельной полезности.

Основатель- К. Менгер, возгл-ший кафедру Венского унив-та. Его идеи предопредели развитие австр. школы. +Визер и Бем-Баверк. Даль. развитие у Л. фон Мизеса и Ф. Хайека, влияние на совр. эк.ую мысль. Гл. методологич. особенности: последоват. и бескомпром. субъективизм и строгий методолог. индивидуализм. Австр. теория ценности подчеркивала чисто субъек. хар-р этого феномена. В основе меновой ценности, т.е. менов. соотношения благ (основы цен) лежит т. субъек. важность / ценность, приписываемая им обменивающимися лицами. Последоват. субъективизм в вопросе о ценности производ. благ→полностью выводилась из субъек.ых оценок потребител. благ, произв-ных с их помощью. Они  против любого формал. суммирования однородн. показателей, и макроэк. подхода. Методология иссл-ния К. Менгера - микроэк. анализ. Эк.ие процессы н.  изучать через «...их причинную связь и законы, которыми они управляются». Критерий эк. хар-ра благ он определял из отношения ϒ надобностью в благах и кол-вом благ. Сходство класс.школой – в отс-вии применения матем. методов. Принцип снижающейся полезности утверждает, что стоимость (ценность) любого блага опред-ся той наим. полезностью, к-й имеет последняя единица запаса. Эта наим. полезность зависит от соотношения кол-ва благ (объект. фактор) и интенсивности потребления индивида (субъек. фактор). → каждая дополн. единица блага получает все меньш. ценность. Ценность материальных благ опред-ся по шкале конкр. потребностей конкр. чел-ка. К. Менгер разделил эк. блага на порядки —шкала Менгера. → объяснить место кажд. блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нем, причем различается абстр. полезность разных категорий благ (предметы питания, одежда,.) и конкр. полезность кажд. единицы дан. рода благ (первого, второго, третьего и т. д. килограмма хлеба;). Блага перв. порядка - это самые насущ. блага (потребительские) для непоср-венное удовлетворения чел-ка. Блага более высоких порядков - это блага, к-ые используются для произв-ва потребит.х благ. →потреб. блага наделяют ценностью идущие на них уготовл. производ. ресурсы. Благами высш. порядка - ср-ва произв-ва.  Обмен возникает, когда блага 1 субъекта для него менее желательны, чем блага другого. Обмен для них взаимовыгоден, но неэквивалентен. Вместе с выгодой обмен- эк. жертва, отнимающую часть эк. пользы. Менгер относит торг.цев к производителям, т.к. они способ-т более полн. удовл-нию чел. потребностей, т.е. их деят-ть соот-т целям люб. хоз-ва.

 

 

  1. Ист. школа Германии.

 «∫ народ. хоз-ва» Рошера, «Деньги и кредит» Карла Книса, «Нац.экономика настоящего и будущего» Б.Гильдебранда.Осн .черты ист. метода: 1.н. сравнивать эк. процессы у всех народов. 2.  Не огранич-ся наблюдением соврем. эк. явлений.3. Не ругать и не хвалить эк. учреждения.3 этапа в истории развития экономики, связанных с госп-вом факторов произв-ва: вначале земли, затем труда и наконец капитала. По Кнису, эк. наука м. лишь описывать возник-ние и развитие эк. явлений с этич. позиций и не м. дать их теор. обобщение. Рост торг.ли и улуч-ние ср-в связи вызывают тенденцию к синхр-ции развития разл. стран. Б.Гильдербранд выделяет 3 этапа развития хоз-ва: нат., ден. и кредитный. История-  ср-вом полн. обновления эк. науки, причем ссылается на прогресс, к-й совершил ист. метод в филологии. Он полагает, что поразительно низкая ценность отд.  экземпляров матер. благ, принадлежащих к самым полезным, объясняется их большим кол-вом.

Основоположником старой (немецкой) ист. школы- Фридрих Лист (1789 – 1846), –«Нац. ∫ политич. экономии» (1841). Гл. идея - призыв к эк.ому объединению страны в период раздробленности. Заслуга Ф.Листа не ст. в развитии эк. теории, сколько в настойч. разработке вопросов эк. политики, обосновании ак. роли гос-ва.  К молодой (новой) иторической школе относят Густава Шмоллера (1838 – 1917) («Основы общего учения о народном хоз-ве»), Адольфа Вагнера (1835 – 1917) («Учебник полит. экономии») и Карла Бюхера (1847 – 1930) («Возн-ние народ. хоз-ва»). Молодая школа не пошла по пути отрицания «естеств. эк. законов». Она утв-т, что законы экономики не м. быть открыты поср-вом логич.обоснований. Обобщения теор. хар-ра д. опираться на опыт, сравнит. анализ, факты. В центре внимания молод школы – практич.проблемы.

 

  1. ∫тизация основных понятий неоклассической школы.

англ. экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924).Именно он со своими «Принципами Экономикса» основатель англо – америк. школы эк. науки, получившей знач. влияние и в др. странах. неоклас. школа выдвинула в центр иссл-ния законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения..Неоклассическое напр-ние провозгласило принцип своб.ой конкуренции ,что способствовало обновлению идейн. арсенала бурж. либерализма. В XX в.это напр-ние заняло место осн. русла мировой эк. мысли. Осн. предпосылки :1) законы «чистой экономики» как экономики своб. конкуренции универсальны; 2) индивид действует как homo economics – гедонист-оптимизатор, исходя из рац. просчитанного стремления к св.му интересу; 3) ценность опред-ся предел. полезностью, и цена на рынке зависит от интенсивности той последней потребности, к-я д.б. удовлетворена; 4) ценность производит. благ обусловлена ценностью предметов потребления, и доходы подчинены общему закону цен, представляя собой цены факторов произв-ва; 5)происходит автом. уравнивание предложения и спроса, цены продукта с факторами его произв-ва, и достигается опт. распр-ние эк. ресурсов. Концентрируя св. внимание, на индивидуалистическом поведение на рынке отдельных потребителей и фирм. неоклас. теория стала развиваться как микроэкономика. Т.е. наука, изучающая формы челов. поведения с точки зрения соотношения ϒ огр-нными, но допускающими различное применение ресурсами и целями частной выгоды. Благодаря трудам Маршалла во многом определ/сь и основные направления неоклассической микроэкономики. Это: теория потребительского поведения и спроса, теория предложения с позиции отдельной фирмы, выбора ею ассортимента производимых товаров и динамики издержек в рын.ых условиях, теория ценообразования, теория распределения по факторам произв-ва.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории экономиченских учений"