Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 21:20, шпаргалка
Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» — дом, хозяйство и «номос» -правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмотрел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель исследует основание пропорций обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т. п. Впервые термин «политическая экономия» ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен. Он опубликовал в 1615 г. сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке. Политическая экономия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной деятельности. Определяющим направлением кономической мысли ХV-ХVII вв. стал меркантилизм.
(1)Генезис экономической теории
(2) Предмет, принципы, методы, и функции экономической теории.
(3) Общественное производство: понятия, факторы, структура.
(5) Координация экономических выборов: иерархия и стихийный порядок.
(4) Технологический выбор в экономике и альтернативная стоимость. Законы возрастания доплнительных затрат и убывающей доходности
7) Рынок: определения, условия, возникновение, субьекты, виды. Основные принципы и функции рынка.
(6)Типы и модели экономических систем
(8) Деньги: происхождение, сущность, функции.
(9) Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Рыночная цена. Эластичность спроса и предложения.
(11) Предложение и издержки производства. Явные и неявные, постоянные,
переменные, валовые, средние и предельные издержки: понятия,
графики.
(12)Совершенная конкуренция. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Рента потребителя и производителя.
(13) Преимущества и недостаткирыночного механизма. Внешние эффекты. Теорема Коуза.
(14) Несовершенная конкуренция: понятия, виды. Максимизация прибыли, в условиях несовершенной конкуренции.
(17) Рынок труда: понятя, спрос, предложение. Труд и з/п. Понятия и виды безработицы.
18) Рынок капитал: понятие, спрос, предложение. Капитал и ссудный процент. Дисконтирование.
19) Рынок земли: понятие,спрос, предложение. Дифференциальная земельная рента. Цена земли.
увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон
убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост
производства . Валовые (общие) издержки (ТС) представляют собой сумму
постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. На
графине (рис. 12) суммирование VС и FС означает сдвиг вверх линии VС на
величину ОF по оси ординат. Неравномерное изменение валовых издержек приводит к
тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на единицу
продукции, или средние издержки. Средние издержки равны валовым издержкам,
деленным на произведенное количество товара (АС=ТС:Q). тот вид издержек имеет
особое значение
для понимания рыночного
стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную
форму Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие
постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По мере
роста производства постоянные издержки распределяются на незначительный объем
продукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся на все
большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до
минимума в точке М. По мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх. Предельные издержки, т. е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства п единиц и издержками производства n-1 единиц: ми производства п единиц и издержками производства n-1 единиц: МС=ТСn-ТСп-1. Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции.
(12)Совершенная
конкуренция. Равновесие фирмы
на рынке совершенной
Рента потребителя и производителя.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При
совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в
состоянии воздействовать на рыночную цену. Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов
функционирования рыночного механизма. Установлению равновесия на рынке способствует: Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт. Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос
(платежеспособный) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном
итоге равновесие производства и потребления. Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если
предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается
конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар,
зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение
производства данного товара. Если спрос больше, Чем предложение, то
конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность
приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности
более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и
это стимулирует увеличение предложения данного товара. Избыток потребителя
(потребительская рента)- заключается в следующем: потребитель платит за каждую
единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней,
наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара,
предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду. Избыток
производителя представляет собой аналогичный показатель для производителя.
Рента (выигрыш) производителя — это разница между рыночной ценой и предельными
издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную
цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую
дополнительную единицу продукции. Графически этот избыток может быть показан в
виде площади над кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены
заштрихованный треугольник.
(13) Преимущества и
объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, с большим трудом, медленно и болезненно внедряющей достижения научно-технического прогресса, рыночная система стремится использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Производитель в условиях жесткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главным образом путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства. Используя последние достижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, но весомые преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения индивидуальных издержек и получения квазиренты. Командно-административная система осуществляет жесткий централизованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождает преимущественно уравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду. что важным преимуществом рыночной экономики
является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно
функционировать
без прямого вмешательства
экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как
наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм организации
общественного производства. Рыночная экономика является хотя динамичной, во
недостаточно стабильной системой. Внутри самой рыночной системы происходят
процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции. Во-первых, хотя
с общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждый отдельный
предприниматель стремится избавиться от тех Жестких ограничений, которые она
налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей,
использованию государства в своих интересах и т. д. Во-вторых, технический
прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях
требует, с
чисто технологической точки
зрения, крупномасштабного
что ведет к увеличению размеров фирм — как абсолютных, так и относительно
размеров рынка. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно
порождают тенденцию к монополизации рынка. В-третьих, к монополизации ведет и
сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители
укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и
поглощают более слабых. Так происходит процесс централизации производства и
капитала, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для монополизации
рынков. Внешние эффекты - которые представляют собой издержки и выгоды,
связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не
являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят на рынке
адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и,
следовательно, никак не отражаются в цене этого блага. Существуют
отрицательные
внешние эффекты и
экстерналии возникают в том случае, когда производство или потребление
какого-либо
блага порождают
сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство
или потребление
какого-либо блага порождают
стороны. Теорема Коуза-Теорема Коуза посвящена проблеме экстернальных (внешних)
эффектов и доказательству того, как их можно трансформировать с помощью
распределения прав собственности во внутренние издержки участников рыночного
процесса. Из теоремы Р. Коуза следовало несколько важных выводов : Во-первых,
что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдный характер. Из теоремы Р.
Коуза следовало несколько важных выводов : Во-первых, что внешние эффекты
носят не односторонний, а обоюдный характер. Во-вторых, теорема Коуза раскрыла
экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди
хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого
субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты
превращаются во внутренние. В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о
его «провалах». По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка
имеют ухе известные из гл. 4 и 5 трансакционные издержки (затраты по поиску
информации о ценах, по подбору партнеров, заключению контрактов, контролю за
их использованием, защите права собственности и т. п.).
(14) Несовершенная конкуренция: понятия, виды. Максимизация прибыли, в условиях несовершенной конкуренции.
Несовершенная
конкуренция-конкуренция в условиях рынка,
значительно отличающих от идеальных,
не соответствующая теоритическими представлениям
о чистой конкуренции. Существуют 4 вида
конкуренции: монополистическая(чистая)-
предлагаемые по разным ценам; отличается следущими важнейшими чертами: 1.
Монополист — это единственный продавец товара, не имеющего близких субститутов
(т. е. взаимозаменяемых товаров), монополист-продавец вступает в рыночные
отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений
таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать больше.
Олигополистический-небольшое кол-во крупных продавцов товара, способно
существенно оказывавть влияние на цены, при котором продается данный товар.
Подразделяется на 2 типа: олигополия первого вида —это отрасли с совершенно
однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида
— положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные
товары. Дуополия-частный случай ограниченной конкуренции, при котором, на рынке
действуют в основном два независимых продавца идентичной продукции(при
множестве покупателей), Монополистическая конкуренция с дифференциацией
продукта- предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида:
его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень
обслуживания и т. п. Дифференциация продукта означает отсутствие однородности
предоставляемых потребителю благ и услуг. В случае фирмы-несовершенного
конкурента кривая спроса DD имеет отрицательный наклон, поскольку чем больше
ее Q, тем меньшую цену может она установить. Следовательно, когда
фирма-монополист выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена
падает. расывает на рынок большое количество товара, его цена падает если же
фирма не обладает полной монополией, сокращение Р (т. е. цены) ее конкурента
сдвинет линию спроса 00 влево, в положение D1D1, как это показано на рис.
Следовательно, из-за соперничающей фирмы даже при снижении цены теперь можно
будет продать меньшее количество товаров.
Проблему максимизации прибыли монополией, возможно решить двумя путями: методом
сравнения валового дохода и валовых издержек, методом сравнения предельного
дохода и предельных издержек Максимизация прибыли и ценовая дискриминация.
Потери от несовершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции
власть монополиста над ценой тесно связана с эластичностью спроса. При прочих