Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:20, шпаргалка
1. Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилах (utility – полезность). Предполагается, что потребитель может сравнивать разные товары с точки зрения их предпочтений и упорядочить их по определённой шкале предпочтительности, то есть потребитель может определить разницу полезностей разных товаров или их набора. Это означает, что конкретный потребитель может сказать, что потребление одной чашки кофе приносит ему удовлетворение в 30 ютилов, двух чашек кофе – 56 ютилов, двух чашек кофе и одной сигареты – 70 ютилов и т.д. Этот подход лежит в основе потребительского выбора, целью которого является максимизация общей полезности при ограниченном доходе.
Рисунок 8.3 показывает, что, перемещаясь от набора потребительских товаров А к набору В, потребитель готов отказаться от шести единиц одежды, чтобы получить одну единицу продуктов питания. Двигаясь от набора В к набору С, он готов поступиться только четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу продуктов питания, а при перемещении от C к D он откажется лишь от двух единиц одежды ради одной единицы продуктов питания. Чем больше одежды и меньше пищи потребляет человек, тем больше он готов отказаться от одежды ради продуктов питания.
Рис. 8.3. Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривой безразличия
7 вопрос.
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.
На рис. 8.4 бюджетная линия первоначально занимает положение KL. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат получаются следующим образом. Предположим, что потребитель весь свой доход I потратит лишь на приобретение блага X, тогда он сможет купить I / Рх единиц этого блага. Исходя из этого допущения длина отрезка OL равна I / PY.
Все наборы благ, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно I р. и потому доступны для потребителя. Все наборы благ, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I р. и, таким образом, недоступны для потребителя. Следовательно, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов благ.
Как изменится
бюджетная линия, когда меняются
доход и цены на блага? Предположим,
что доход потребителя
Рис. 8.4
9 вопрос.
Равновесие
потребителя – точка, в которой
потребитель максимизирует свою общую
полезность или удовлетворение от расходования
фиксированного дохода.
Если
кривая безразличия показывает, что
потребитель хотел бы купить, а
бюджетная линия – что
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:
а) находиться на бюджетной линии;
б) предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис. 5.
Рис. 5. Равновесие потребителя
Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NM. Точки, расположенные правее и выше M, недоступны, ибо им соответствует доход больший, чем тот, которым располагает потребитель. Точки, расположенные левее и ниже NM, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.
Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена на кривой безразличия наиболее высокого из возможных уровня. На рис. 8.5 такой точкой является точка B. В точке B бюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания норма замещения равна отношению цен PF / PC. Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразличия. Именно в точке B данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительный из доступных для потребителя набор находится в точке B.
Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.
Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:
Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.
С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).
Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.
Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р1х > Р2х > Р3х > Р4х и т.д.
Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».
11 вопрос.
Кривая Энгеля иллюстрирует
зависимость между объемом потребления
благ и доходом потребителя при неизменных
ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста
и статистика Эрнста Энгеля (1821-1896), исследовавшего
взаимосвязи между объемом покупаемого
данным потребителем блага и величиной его дохода.
На графике денежный доход нанесен на
вертикальной оси, а объем приобретенного
за определенный период блага X - на горизонтальной оси. Данные кривые
могут быть выведены для потребителя с
определенными предпочтениями (вкусами)
и при заданных ценах на благо X и другие блага.
Заметим, что кривые Энгеля схожи с кривыми
спроса, поскольку они изображают соотношение
между важным фактором, влияющим на спрос,
и количеством приобретаемых благ.
Считается, что получить для некоторого
блага кривую Энгеля достаточно несложно.
Для этого нужно отложить доход на вертикальной
оси и равновесное количество реализованного
блага, соответствующего этому доходу,
- на горизонтальной оси. Так, на графике кривая "доход-потребление"
изображает, что когда потребитель, чьи
кривые безразличия начерчены, имеет еженедельный
доход в размере I1$, равновесное количество приобретаемого
блага X составляет QX1 единиц в неделю. Это обозначено точкой А. Точка Всоответствует точке Е2, для которой доход равен I2 $ в неделю и потребляемый объем X равен QX2.
Точки С и D на кривой Энгеля соотносятся на кривой
"доход-потребление" с точками Е3 и Е4соответственн
Наклон кривой Энгеля может быть выражен
как:
dI/dQx или
(Изменение в доходе)/(Изменение количества
покупок блага X)
Наклон кривой Энгеля, изображенной на графике, увеличивается по мере увеличения
еженедельного дохода. Форма кривой Энгеля
отражает информацию о способности покупок
блага реагировать на изменения в доходах.
Кривая Энгеля для блага, которое потребляется
безотносительно к уровню дохода покупателя,
имеет форму вертикальной прямой. Так,
ваши расходы на мандариновый сок не зависят
от ваших доходов. Если вы покупаете 5 литров
сока в неделю, то и при увеличении дохода
все равно будете покупать 5 литров сока
в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует,
что независимо от размера дохода вы приобретаете
в неделю один и тот же объем сока, т. е.
изменения в доходе не приводят к изменениям
в объеме приобретаемого блага.
Наклон кривой Энгеля уменьшается по мере
увеличения доходов, при этом восприимчивость
количества покупок блага X на изменение дохода возрастает, т. е.
объем покупок увеличивается с увеличением
доходов. Блага, которые приобретаются
с увеличением доходов, часто рассматриваются
как предметы роскоши. С уменьшением доходов
объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.
Кривые Энгеля (Engel curve) иллюстрируют зависимость между объемом потребления благ (C) и доходом потребителя (I) при неизменных ценах и предпочтениях. Названа в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля, занимавшегося анализом влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов.
|
Кривые Энгеля |
На оси абсцисс откладывается уровень дохода потребителя, а на оси ординат — расходы на потребление данного блага.
На графике показан примерный вид кривых Энгеля:
12 вопрос
Эффект замены (замещения)
- замена одного блага другим, обусловленная
изменением их относительных цен. Понижение
цены блага вызывает рост объема спроса
на него. Более низкая цена одного блага
при неизменных ценах на другие блага
повышает его привлекательность, стимулирует
потребителей заменить подешевевшим благом
другие блага, оказавшиеся относительно
более дорогими.Наоборот, если, например,
цена какао растет, а цены остальных благ
неизменны, то какао становится относительно
дороже. В этом случае его будут покупать
меньше, а чая купят больше.
Эффект замены (замещения) проиллюстрируем
на графике, где первоначальная бюджетная
линия обозначена буквами RS и рассматриваются два блага - продукты
питания и одежда. Потребитель максимизирует
свою полезность посредством выбора "потребительской
корзины" в точке А, достигая уровня полезности, соответствующего
кривой безразличия U1. Если понижается цена продуктов питания,
то бюджетная линия вращается против часовой
стрелки к линии RT. Теперь потребитель выбирает набор
в точке В на кривой безразличия U2. Мы видим, что понижение цены продуктов
питания повысило реальный доход потребителя,
выразившийся в увеличении потребления
с OF1 до OF2. Что касается одежды, то ее покупки снизились
с ОС1 до ОС2. Снижение представлено отрезком C1C2. Из сказанного следует, что продукты
питания сравнительно дешевые, а одежда
относительно дорогая.
^ Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя
вследствие изменения цены на потребляемые
блага.
Если денежный доход потребителя неизменен,
то повышение цен означает уменьшение
реального дохода, выражающего действительное
количество благ, которое можно приобрести
на его денежный доход. Когда цена некоторого
блага растет при неизменном денежном
доходе, то реальный доход потребителя
понижается, и он будет сокращать потребление
почти всех благ. Это и есть эффект дохода,
отражающий влияние изменения цены на
величину спроса на блага, которое имеет
место из-за влияния этого изменения на
величину реального дохода потребителя.
Эффект дохода рассмотрим на графике,
на котором бюджетная линия проходит через
точку С и смещается к бюджетной линии RT. В этом случае потребитель выбирает
набор благ В на кривой безразличия U2, а не набор С на кривой U1, поскольку более низкая цена на продовольствие
повысила уровень полезности потребителя.
Увеличение потребления продуктов питания
с ОЕ до OF2 отражает эффект дохода, являющийся положительной
величиной, ибо продукты питания являются
нормальным благом. Эффект дохода выражает
перемещение от одной кривой безразличия
к другой, и, следовательно, с его помощью
можно определить изменение реального
дохода потребителя.
На этом графике представлены эффекты
дохода и эффекты замены (замещения) низкокачественного
блага. Отрицательный эффект дохода измеряется
отрезком F2E. Для низкокачественных благ эффект
дохода лишь изредка перевешивает эффект
замещения. В результате снижения цены
низкокачественного блага его потребление
почти всегда возрастает.
Для некоторых благ эффект дохода теоретически
может быть достаточно большим, чтобы
обеспечить увеличение кривой спроса
на благо. Такое благо принято называть
благом Гиффена - благо, спрос на которое
растет даже при повышении его цены.
На графике показаны величины эффектов
дохода и эффектов замены (замещения) для
блага Гиффена. Вначале потребитель находится
в точке А, потребляя сравнительно немного одежды
и много продуктов питания. Потом цена
продовольствия понижается, что высвобождает
часть дохода таким образом, что потребитель
желает купить больше одежды и меньше
продуктов питания. Такое положение отражает
точкаВ.
Считается, что благо Гиффена практического
значения не имеет, поскольку он должен
обладать большой отрицательной величиной
эффекта дохода. Однако, как правило, эффект
дохода незначителен и он существен лишь
в том случае, когда этот товар составляет
высокую долю в бюджете потребителя. Большие
же эффекты дохода, как известно, чаще
всего связаны с обычными, а не с менее
качественными товарами.
13 вопрос.
Микроэкономика (Вечканов Г.С.) |
Индивидуальный и рыночный спросВ условиях рыночной экономики
спрос выступает главным Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС
– спрос конкретного
Рис. 12.1. Эффект от изменения цен На рис. 12.1 показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цен на продовольствие. Первоначально цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды – 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12.1а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2. На рис. 12.16 изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс отложен объем потребляемого блага, как и на рис. 12.1а, но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рис. 12.16 соответствует точке В на рис. 12.1а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц. Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 р. Поскольку бюджетная линия на рис. 12.1а вращается по часовой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты питания увеличила величину угла наклона бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кривой безразличия U1. В точке А потребитель выбирает 4 единицы продовольствия и 6 единиц одежды. На рис. 12.16 показано, что модифицированный выбор потребления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4 единицы продовольствия. Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5 р., что приведет к вращению бюджетной линии против часовой стрелки, обеспечивающему более высокий уровень полезности, соответствующий кривой безразличия U3 на рис. 12.1а, и потребитель выберет точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 12.16 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия. Из рис. 12.1а вытекает, что при снижении цены на продовольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания увеличивает покупательную способность потребителя. Кривая спроса на рис. 12.16 изображает объем продовольствия, которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет двеособенности. Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности. Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения. Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ. РЫНОЧНЫЙ СПРОС характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2). Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене. Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2. Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 12.2в). Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие – низкий. Некоторые желают кофе, а другие – чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.
Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя. Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом. Основными факторами рыночного спроса являются: · доходы потребителей; · предпочтения (вкусы) потребителей; · цена данного блага; · цены товаров-заменителей и дополняющих благ; · количество потребителей данного блага; · численность населения и его возрастная структура; · распределение доходов среди демографических групп населения; · внешние условия потребления; · реклама; · стимулирование сбыта; · размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома. |