Смешанная экономика: ее сущность, типы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем. Они различаются по способу координации хозяйственной деятельность людей, фирм, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм), смешанная.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Устройство смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.Сущность смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.Модели смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан 14
1.Этапы и особенности формирования смешанной экономики Казахстана.14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

49143.docx

— 49.07 Кб (Скачать файл)
  • Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха[9, с. 25.].
  • Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику[9, с.26.].

Германская  модель, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное  равенство - рыночное распределение  доходов обусловлено объемом  вложенного капитала или количеством  индивидуальных усилий, в то время  как достижение относительного  равенства требует энергичной  социальной политики. Социальная  политика опирается на поиск  компромиссов между группами, имеющими  противоположные интересы, а также  на прямое участие государства  в предоставлении социальных  благ, например, в жилищном строительстве;

- стимулирование  технологических и организационных  инноваций;

- проведение  структурной политики;

- защита  и поощрение конкуренции. Перечисленные  особенности германской модели  есть производные от основополагающих  принципов социальной рыночной  экономики, первым из которых  является органическое единство  рынка и государства. 

  • Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала[9, с. 26.].
  • Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства"[9, с. 27.].

ГЛАВА 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан

 

2.1. Особенности смешанной экономики в условиях Республики Казахстан

 

С момента  обретения государственной независимости  в Казахстане осуществлялись преобразования, направленные на создание экономики  рыночного типа. Учитывая сложившиеся  социально-экономические и политические условия, отсутствие опыта и традиций государственного управления рыночной экономикой, необходимо было определить будущий тип государственного устройства, характер и способы защиты национальной безопасности.

Как известно, кризис экономики Казахстана, как  и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться с середины семидесятых годов и выражался  в снижении темпов роста и эффективности  производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр  экономической политики были поставлены вопросы повышения эффективности  общественного производства, в частности  путем ускоренного внедрения  рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалось осуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночной системе  ведения хозяйства, были разработаны  ряд программ такого перехода.

Первый  этап радикальной экономической  реформы в Казахстане в этой связи  начался в конце 80-х годов и  продолжался по 1991 год, когда союзным  и республиканским правительствами  были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации  и предоставить больше прав непосредственно  хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование  хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой  системы централизованного планирования производства, распределения материально-технических  и финансовых ресурсов, не затрагивая при этом саму экономическую систему, а главное, не затрагивая отношения  собственности.

Характерной чертой того времени стало уклонение  товаропроизводителей от поставок продукции  по госзаказу по фиксированным ценам, преимущественное использование договорных цен, необоснованное увеличение заработной платы. Это привело к вынужденной  эмиссии денег, не подкрепленных  соответствующими товарными ресурсами. Таким образом, подавленная инфляция переросла в открытую форму, инфляционные процессы усилились и, соответственно, усилились кризисные явления  в экономической и политической сферах.

Второй  этап экономических реформ охватывает период 1992-1993 г.г. - с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан  эти годы полностью зависел от изменений социально-экономической  и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались  половинчатостью, следовали в фарватере  российской политики. В первую очередь  это относилось к денежно-кредитной  и бюджетной политике, которая  в условиях единой валюты диктовалась  Центральным Банком РФ.

Следующий этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций  в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе началось формирование самостоятельной  макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно  и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке  решить проблему неплатежей посредством  предоставления предприятиям эмиссионных  директивных кредитов для погашения  задолженности в растянувшемся  во времени процессе либерализации  цен, что только усугубило инфляционные процессы.

Как известно, в основе самостоятельной экономической  политики, проводимой Правительством Республики Казахстан, был заложен  стандартный пакет антикризисных  мер, который рекомендовали Международный  Валютный Фонд и другие международные  финансовые организации:

- уменьшение  роли государства в непосредственном  управлении социально-экономическими  процессами в стране, отказ от  директивных методов в пользу  рыночных механизмов;

- либерализация  цен и заработной платы;

- либерализация  внешнеэкономической деятельности;

- создание  условий развития негосударственного  сектора экономики, приватизация  государственной собственности;

- рационализация  государственных расходов;

- сведение  до минимума дефицита государственного  бюджета;

- осуществление  коренных институциональных преобразований  в стране;

- повышение  эффективности финансовой сферы;

  • проведение жесткой антиинфляционной политики.

В соответствии с Программой и Планом действий Правительства  с 1995 года по настоящее время более  или менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной  и бюджетной политики, либерализации  внешнеэкономической деятельности, реформи-рова-ния отношений собственности  и формирования рыночной инфраструктуры.

В рассматриваемый  период времени был задействован механизм санации и процедуры  банкротства несостоятельных предприятий. Последовательно проводилась структурная  перестройка и демонополизация  экономики с целью создания конкурентной среды. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектов жизнеобеспечения - электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку  нефти и газа) и связи, переработки  сельскохозяйственной продукции, а  также строительство приоритетных объектов со строительной готовностью  не ниже 85%.

Бюджетная политика в целом адаптировалась к неблагоприятным экономическим  условиям, связанным с резким сокращением  доходной части, и была ориентирована  на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических  мероприятий. При этом, правда, бюджет в значительной степени утратил  такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую, социальную. Меры по сокращению бюджетных  расходов на социальные нужды сопровождались усилением адресности социальной защиты малоимущих слоев населения. В 1996 году была начата реализация новой Программы  действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый период времени были разработаны и приняты  такие важные документы как: среднесрочная  программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих  субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной  собственности на 1996-1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности.

Несмотря  на неоднозначные оценки и различное  отношение к проводимой в Республике Казахстан реформе, реализация антикризисных  программ создала организационно-правовые и экономические предпосылки  для перехода к рыночной экономике. В этой связи следует отметить, что социально-экономические реформы  в Казахстане в целом проходят противоречиво и с огромными  сложностями, а потому с переменными  успехами и провалами, с наличием ряда принципиальных позитивных сдвигов, произошедших в 1992-1997 г.г. в обществе и экономике и негативных социально-экономических  последствий рыночной трансформации.

Переход Казахстана от социалистической системы  к рыночной (и многоукладной) экономике  вызвал серьезные изменения в  социальной структуре, которые имеют  долговременные последствия. По данным переписи 1999 г., в сельском хозяйстве  были заняты 21,9% трудоспособного населения, в промышленности и строительстве  — 18,3% трудоспособного населения, в  сфере услуг — 59,8% трудоспособного  населения[1]. В 2004 г. это соотношение  несколько изменилось. По данным Агентства  РК по статистике, в 2004 г. в сельском хозяйстве были заняты 32% населения, в промышленности и строительстве  — 18%, в сфере услуг — 50% населения[1]. По данным Всемирного банка, в Казахстане в 2002 г. насчитывалось 2,6% безработных  от общей численности трудоспособного  населения[2]. В то же время число  официально зарегистрированных безработных  в 2004 г. составило 1,5% трудоспособного  населения[1].

Для поддержания  дальнейшего политического роста  и развития в условиях кризиса  на мировых рынках капиталов, а также  роста ценовой конъюнктуры особое значение приобретает необходимость  формирования системы прогнозирования  и адекватного реагирования на внешние  изменения. Данная система должна объединять ресурсы экономического и административного  воздействия на деятельность субъектов  экономики – с тем, чтобы нейтрализовать угрозы и в полной мере использовать возможности внешней среды.

С этой точки  зрения целесообразно усилить позицию  государства во всех сферах экономики, что позволит более эффективно защищать собственные экономические интересы. Тенденции мировой экономики  состоят в том, что в жесткой  конкурентной борьбе могут выстоять только мощные национальные корпорации, создание которых без участия  государства на данном этапе представляется невозможным. Пристального внимания требуют  и вопросы стабильности финансовой системы государства, так как  ее состояние и возможности развития определяют условия роста экономики.

В целом  казахстанская модель развития, определяемая движением от экономики к политике, вполне доказала свою жизнеспособность. Она содержит потенциал будущего устойчивого развития при сохранении ее сути, когда для формирования сильного государства необходима стабильная экономическая основа, а для реализации экономической стратегии – стабильность внутренних и внешних политических приоритетов.

Информация о работе Смешанная экономика: ее сущность, типы и перспективы