- Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха[9, с. 25.].
- Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику[9, с.26.].
Германская
модель, характеризуется следующими
чертами:
- индивидуальная
свобода как условие функционирования
рыночных механизмов и децентрализованного
принятия решений. В свою очередь,
это условие обеспечивается активной
государственной политикой поддержания
конкуренции;
- социальное
равенство - рыночное распределение
доходов обусловлено объемом
вложенного капитала или количеством
индивидуальных усилий, в то время
как достижение относительного
равенства требует энергичной
социальной политики. Социальная
политика опирается на поиск
компромиссов между группами, имеющими
противоположные интересы, а также
на прямое участие государства
в предоставлении социальных
благ, например, в жилищном строительстве;
- стимулирование
технологических и организационных
инноваций;
- проведение
структурной политики;
- защита
и поощрение конкуренции. Перечисленные
особенности германской модели
есть производные от основополагающих
принципов социальной рыночной
экономики, первым из которых
является органическое единство
рынка и государства.
- Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала[9, с. 26.].
- Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства"[9, с. 27.].
ГЛАВА 2. Формирование смешанной экономики
в Республике Казахстан
2.1. Особенности смешанной экономики
в условиях Республики Казахстан
С момента
обретения государственной независимости
в Казахстане осуществлялись преобразования,
направленные на создание экономики
рыночного типа. Учитывая сложившиеся
социально-экономические и политические
условия, отсутствие опыта и традиций
государственного управления рыночной
экономикой, необходимо было определить
будущий тип государственного устройства,
характер и способы защиты национальной
безопасности.
Как известно,
кризис экономики Казахстана, как
и всего бывшего Советского Союза,
начал проявляться с середины
семидесятых годов и выражался
в снижении темпов роста и эффективности
производства, нарастании технического
и технологического отставания от развитых
стран. В этой связи в центр
экономической политики были поставлены
вопросы повышения эффективности
общественного производства, в частности
путем ускоренного внедрения
рыночных методов ведения хозяйства.
Предполагалось осуществить достаточно
плавный переход от централизованной
экономики к рыночной системе
ведения хозяйства, были разработаны
ряд программ такого перехода.
Первый
этап радикальной экономической
реформы в Казахстане в этой связи
начался в конце 80-х годов и
продолжался по 1991 год, когда союзным
и республиканским правительствами
были сделаны попытки радикально
перестроить хозяйственный механизм
в целом, отказаться от чрезмерной централизации
и предоставить больше прав непосредственно
хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование
хозяйственного механизма ограничивалось
лишь внедрением отдельных мер по
расширению прав товаропроизводителей
в рамках сохранения достаточно жесткой
системы централизованного планирования
производства, распределения материально-технических
и финансовых ресурсов, не затрагивая
при этом саму экономическую систему,
а главное, не затрагивая отношения
собственности.
Характерной
чертой того времени стало уклонение
товаропроизводителей от поставок продукции
по госзаказу по фиксированным ценам,
преимущественное использование договорных
цен, необоснованное увеличение заработной
платы. Это привело к вынужденной
эмиссии денег, не подкрепленных
соответствующими товарными ресурсами.
Таким образом, подавленная инфляция
переросла в открытую форму, инфляционные
процессы усилились и, соответственно,
усилились кризисные явления
в экономической и политической
сферах.
Второй
этап экономических реформ охватывает
период 1992-1993 г.г. - с момента объявления
Казахстаном суверенитета и до введения
собственной национальной валюты. Казахстан
эти годы полностью зависел от
изменений социально-экономической
и политической ситуации в Российской
Федерации и, в связи с этим,
проводимые реформы характеризовались
половинчатостью, следовали в фарватере
российской политики. В первую очередь
это относилось к денежно-кредитной
и бюджетной политике, которая
в условиях единой валюты диктовалась
Центральным Банком РФ.
Следующий
этап экономических преобразований
в Казахстане начался с введения
в ноябре 1993 г. национальной валюты
- тенге и привлечения широкомасштабной
помощи международных финансовых организаций
в рамках программ системных преобразований
и стабилизационных кредитов.
На этом
этапе началось формирование самостоятельной
макроэкономической политики, которая,
к сожалению, осуществлялась непоследовательно
и не комплексно. Непоследовательность,
в частности, выразилась в попытке
решить проблему неплатежей посредством
предоставления предприятиям эмиссионных
директивных кредитов для погашения
задолженности в растянувшемся
во времени процессе либерализации
цен, что только усугубило инфляционные
процессы.
Как известно,
в основе самостоятельной экономической
политики, проводимой Правительством
Республики Казахстан, был заложен
стандартный пакет антикризисных
мер, который рекомендовали Международный
Валютный Фонд и другие международные
финансовые организации:
- уменьшение
роли государства в непосредственном
управлении социально-экономическими
процессами в стране, отказ от
директивных методов в пользу
рыночных механизмов;
- либерализация
цен и заработной платы;
- либерализация
внешнеэкономической деятельности;
- создание
условий развития негосударственного
сектора экономики, приватизация
государственной собственности;
- рационализация
государственных расходов;
- сведение
до минимума дефицита государственного
бюджета;
- осуществление
коренных институциональных преобразований
в стране;
- повышение
эффективности финансовой сферы;
- проведение жесткой антиинфляционной политики.
В соответствии
с Программой и Планом действий Правительства
с 1995 года по настоящее время более
или менее последовательно проводится
курс ограничительной денежно-кредитной
и бюджетной политики, либерализации
внешнеэкономической деятельности,
реформи-рова-ния отношений собственности
и формирования рыночной инфраструктуры.
В рассматриваемый
период времени был задействован
механизм санации и процедуры
банкротства несостоятельных предприятий.
Последовательно проводилась структурная
перестройка и демонополизация
экономики с целью создания конкурентной
среды. В условиях ограниченных инвестиционных
ресурсов велось строительство объектов
жизнеобеспечения - электроэнергетики,
транспорта (включая транспортировку
нефти и газа) и связи, переработки
сельскохозяйственной продукции, а
также строительство приоритетных
объектов со строительной готовностью
не ниже 85%.
Бюджетная
политика в целом адаптировалась
к неблагоприятным экономическим
условиям, связанным с резким сокращением
доходной части, и была ориентирована
на стратегию выживания, финансирования
наиболее неотложных социально-экономических
мероприятий. При этом, правда, бюджет
в значительной степени утратил
такие важные функции, как инвестиционную,
инновационную, структурообразующую,
социальную. Меры по сокращению бюджетных
расходов на социальные нужды сопровождались
усилением адресности социальной защиты
малоимущих слоев населения. В 1996 году
была начата реализация новой Программы
действий Правительства Республики
Казахстан по углублению реформ на
1996-1998 годы. В рассматриваемый период
времени были разработаны и приняты
такие важные документы как: среднесрочная
программа дальнейшего реформирования
банковского сектора на 1996-1998 годы;
программы поэтапной передачи объектов
социальной сферы хозяйствующих
субъектов на местные бюджеты; развития
рынка ценных бумаг; развития страхового
рынка; повышения занятости населения;
развития малого и среднего бизнеса,
поддержки предпринимательства; приватизации
и реструктуризации государственной
собственности на 1996-1998 годы (III этап)
и другие, которые были направлены на закрепление
уже свершившихся институциональных преобразований
и создание предпосылок для инвестиционной
и деловой активности.
Несмотря
на неоднозначные оценки и различное
отношение к проводимой в Республике
Казахстан реформе, реализация антикризисных
программ создала организационно-правовые
и экономические предпосылки
для перехода к рыночной экономике.
В этой связи следует отметить,
что социально-экономические реформы
в Казахстане в целом проходят
противоречиво и с огромными
сложностями, а потому с переменными
успехами и провалами, с наличием
ряда принципиальных позитивных сдвигов,
произошедших в 1992-1997 г.г. в обществе
и экономике и негативных социально-экономических
последствий рыночной трансформации.
Переход
Казахстана от социалистической системы
к рыночной (и многоукладной) экономике
вызвал серьезные изменения в
социальной структуре, которые имеют
долговременные последствия. По данным
переписи 1999 г., в сельском хозяйстве
были заняты 21,9% трудоспособного населения,
в промышленности и строительстве
— 18,3% трудоспособного населения, в
сфере услуг — 59,8% трудоспособного
населения[1]. В 2004 г. это соотношение
несколько изменилось. По данным Агентства
РК по статистике, в 2004 г. в сельском
хозяйстве были заняты 32% населения,
в промышленности и строительстве
— 18%, в сфере услуг — 50% населения[1].
По данным Всемирного банка, в Казахстане
в 2002 г. насчитывалось 2,6% безработных
от общей численности трудоспособного
населения[2]. В то же время число
официально зарегистрированных безработных
в 2004 г. составило 1,5% трудоспособного
населения[1].
Для поддержания
дальнейшего политического роста
и развития в условиях кризиса
на мировых рынках капиталов, а также
роста ценовой конъюнктуры особое
значение приобретает необходимость
формирования системы прогнозирования
и адекватного реагирования на внешние
изменения. Данная система должна объединять
ресурсы экономического и административного
воздействия на деятельность субъектов
экономики – с тем, чтобы нейтрализовать
угрозы и в полной мере использовать
возможности внешней среды.
С этой точки
зрения целесообразно усилить позицию
государства во всех сферах экономики,
что позволит более эффективно защищать
собственные экономические интересы.
Тенденции мировой экономики
состоят в том, что в жесткой
конкурентной борьбе могут выстоять
только мощные национальные корпорации,
создание которых без участия
государства на данном этапе представляется
невозможным. Пристального внимания требуют
и вопросы стабильности финансовой
системы государства, так как
ее состояние и возможности развития
определяют условия роста экономики.
В целом
казахстанская модель развития, определяемая
движением от экономики к политике,
вполне доказала свою жизнеспособность.
Она содержит потенциал будущего
устойчивого развития при сохранении
ее сути, когда для формирования
сильного государства необходима стабильная
экономическая основа, а для реализации
экономической стратегии – стабильность
внутренних и внешних политических
приоритетов.