Собственность: Экономическое содержание и формы. Историческое содержание форм собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
выявление понятия собственности,
рассмотрение структур собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон;
изучение разнообразных форм собственности;

Содержание работы

Введение.
I глава. Собственность: экономическое содержание и формы.
1.1. Экономическое содержание собственности. Два подхода: марксистский и неоклассический. 4-9
1.2. Историческое содержание форм собственности. 10-11
1.3. Формы собственности. 12-16
II глава. Проблемы собственности в современной экономике России.
2. 1. Рейдерство и защита от него. 17-20
2. 2. Эффективность управления государственной собственностью.
2.2.1.Содержание процесса государственного управления собственностью 21-24
2.2.2. Цели, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью. 25-26
2. 2. 3. Система критериев государственного управления. 27-28
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовик экономическая теория.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Среди превентивных мер  назовем:

- мониторинг ситуации  в компании. Правовой анализ основных корпоративных документов на предмет из соответствия требованиям безопасности, выявление "слабых" звеньев в системе управления;  

-  разработка мер эффективной мотивации персонала, в первую очередь,  руководителей высшего звена;

-  формирование  защищенной структуры компании. При необходимости, реорганизация компании, с выделением профильных подразделений в самостоятельные общества;

- создание условий,  препятствующих  скупке акций в массовом порядке (для ОАО);

- и многие другие.

В рейдерском бизнесе работают высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, и противостоять им могут также только опытные профессиональные юристы. Во многих странах как рейдерство, так и защита от рейдерства - «беловоротничковый», высокоинтеллектуальный юридический бизнес.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4 Исхаков Ю. А. // Официальные материалы, 2010, № 3. С.41.

 

2. 2. Эффективность управления государственной  собственностью.

2.2.1. Содержание процесса государственного управления собственностью.

Формирование реальных схем управления государственной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач одновременно может служить своеобразной проверкой создаваемых механизмов управления, которые осуществляются в рамках единого замкнутого процесса управления.5

Одна из главных  особенностей управления федеральной  собственностью заключается в том, что эта собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий собственника на объекты собственности.

Поэтому при  управлении федеральной собственностью наиболее типичным является передача отдельных объектов конкретным юридическим или физическим лицам, что позволяет локализовать управляющие воздействия на них.

Проблема - в особенности государственного управления как деятельности, отличающейся от других видов управления, прежде всего тем, что она осуществляется при помощи государственной власти и государственными органами. Тем также, что, как отмечалось, приоритетную роль здесь играет политическое руководство, политика, являющаяся концентрированным выражением общественных интересов социальных групп и граждан.

 

 

 


5Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов н/Д, 2008. С. 38-39.

 

Поэтому содержательное определение понятия “эффективность государственного управления” и ее критериев не есть технологическая операция, скажем, по модели: “затраты - выпуск”, а представляет собою элемент управляющей деятельности политического субъекта, несущий в себе некоторый политический аспект.

“Общественные цели” - в конечном счете - это политически значимые цели; “результаты” - объекты, услуги, процессы, связанные с удовлетворением общественных потребностей и интересов (выраженных в политике); “государственные ресурсы” - экономический, социальный, политический, идеологический и информационный капиталы, регламентированные государством как в плане общественной целесообразности и возможности, так и правовой обоснованности.

Специфическое содержание понятия “эффективность государственного управления” можно  также определить через модель - соотношение “вход-выход”, характеризующую деятельность политической системы в целом и подсистемы управления как ее части6. На “входе” системы: требования общества (управляемого объекта), обусловливающие принятие соответствующих решений, и поддержка управляющего субъекта - легитимность (доверие общества) и ресурсы, которыми располагает государство для реализации возможных решений.

На “выходе”: реальное изменение объекта как  следствие осуществленных решений  и достижения целей управляющего субъекта (системы).

 

 

 

 

 


6Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. // Экономика и жизнь, 2008, № 6. С. 31-32.

 

Внутри системной  модели “вход-выход” формируются и  действуют подсистемы, дублирующие  системную в применении к анализу эффективности как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства по отношению к другим органам, так и внешней -- по отношению к обществу или его части.

В таком контексте  используются понятия: “частичная эффективность” и “полная эффективность”.

Первая характеризуется  показателями результативного решения  части проблем, отдельных составляющих общей цели; вторая - показателями успешного решения всего комплекса проблем, образующих общую, конечную цель управляющего субъекта.

Для системы  государственного управления в целом  рассматриваемое понятие трактуется преимущественно как “полная  эффективность”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2. Цели, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью.

Функция управления федеральной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная.

С другой стороны, государство является одним из субъектов  рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе  экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная.

Реализация  нормативной функции управления достигается формированием институциональных  объектов, к числу которых относятся  органы федерального управления (в  т.ч. функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной власти и т. д.

Одна из главных  задач управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок  научно-технического прогресса в  виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации  могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам7.

 

 

 

 


7Лапин Н. Модернизация ценностей России // Социс, 2007, № 5. С. 70-71.

Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное  развитие (в том числе через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.

Это обстоятельство сегодня является одним из наиболее значимых для повышения инвестиционной привлекательности таких фирм. Необходимый толчок в системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных, факторов дает система государственных интересов, вводя соответствующие ограничения природопользования.

С учетом этого  вывода может быть сделана конкретизация  задач управления федеральной собственностью8. Содержательно эти задачи должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства.

Выбор наиболее важных задач экономического развития при этом определяется особенностями текущего состояния экономики на современном этапе. Денежные доходы государства как владельца в виде части прибыли и платежей в бюджет входят в доходную часть федерального бюджета; другая часть дохода, выраженная в форме приращения ценности имущества, соответствует росту ценности федерального имущества без инвестиций из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 


8Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов н/Д, 2008. С. 12.

2.2.3. Система критериев государственного управления9

 

Вид критерия

Объекты оценивания (предметные ценности)

Признаки эффективности

Критерии оценки

Ценностно-рациональный

политическая стратегия, государственные программы, планы, социально-политические и экономические  концепции, принципы, методы управления;

Уровень осуществления  основных функёций госуд. управления (сохранение системы, обеспечение целостности общества, прав и свобод граждан и др.); уровень рациональности решений, их легитимности, демократизм, свобода выбора;

соответствие результатов  и последствий решений государственным  ценностям, принципам, общественным интересам;

Целерациональный

государственные программы, планы, принципы деятельности управления, организационные структуры, формы, методы, нормы и стиль управленческой деятельности, правовое и информационное обеспечение, способы артикуляции интересов государства и граждан, защиты их, объем и виды услуг и т.д.

полнота осуществления  поставленных целей, уровень рациональности решений, легитимность, демократизм, законность, компетентность, информационное обеспечение, методы стимулирования участия граждан  в управлении, степень свободы  выбора, общественная цена выбора, рациональность использования всех видов капитала, инновационность решений;

соответствие решений  функциональным целям и задачам  государственного субъекта, его статусу  и полномочиям, правовому порядку, общественным потребностям и интересам, достижение оптимальных результатов в рамках регулируемых государственных ресурсов; соответствие решений ожиданиям конкурирующих социальных групп;

Прагматический

непосредственные результаты изменения управляемых объектов

общественная полезность, экономическая, социально-политическая выгода, рациональность использования ресурсов, инновационность решений, их оперативность, простота, созидательность методов управления.

получение оптимальных  результатов при минимальных  затратах ресурсов, оценка по модели “затраты-выгода”.


 

9Игнатов В., Понеделков А. Эффективность государственной службы //Государственная служба: теория и организация, 2007, № 6. С. 21-22.

Оценка эффективности  тех или иных государственных  программ (экономического, социального  или культурного развития) возможна с привлечением таких показателей: объема выполненных работ и проведенных мероприятий, соотносимого с расходами; реализации официально установленных стандартов потребления товаров и услуг; уровня удовлетворения потребностей и запросов населения в определенных услугах и предметах жизненной необходимости, что фиксируется, в частности, опросами населения и анализом жалоб и предложений граждан; динамики роста бюджетных ассигнований и пр.

Эффективные конкретные решения государственных организаций - это, значит, оптимальные. Такие, которые обеспечивают реализацию общезначимых целей, но не связаны с большими затратами; те, которые приносят значительный успех одной стороне, однако не требуют больших потерь для другой стороны. Оптимальное решение - это решение, приносящее существенные положительные результаты для всех сторон; решение, обеспечивающее достижение сочетания конфликтующих действий, групп интересов, практическое устранение конкретных источников конфликтов или урегулированность последних.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассматривая нашу курсовую работу,  мы преследовали цель не только оценить проблемы собственности, но и размышлять о месте и роли собственности в общественных отношениях. 

Отношения собственности  буквально пронизывает все фазы хозяйственной

деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность  на средства

производства, которая, формирует всю остальную систему отношений, а также то, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты.

Собственность экономически реализуется, если она  приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о  собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности.

История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает прежде всего изменение отношений собственности.

Информация о работе Собственность: Экономическое содержание и формы. Историческое содержание форм собственности