Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа
Целью данной работы является:
выявление понятия собственности,
рассмотрение структур собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон;
изучение разнообразных форм собственности;
Введение.
I глава. Собственность: экономическое содержание и формы.
1.1. Экономическое содержание собственности. Два подхода: марксистский и неоклассический. 4-9
1.2. Историческое содержание форм собственности. 10-11
1.3. Формы собственности. 12-16
II глава. Проблемы собственности в современной экономике России.
2. 1. Рейдерство и защита от него. 17-20
2. 2. Эффективность управления государственной собственностью.
2.2.1.Содержание процесса государственного управления собственностью 21-24
2.2.2. Цели, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью. 25-26
2. 2. 3. Система критериев государственного управления. 27-28
Заключение.
Список литературы.
Среди превентивных мер назовем:
- мониторинг ситуации в компании. Правовой анализ основных корпоративных документов на предмет из соответствия требованиям безопасности, выявление "слабых" звеньев в системе управления;
- разработка мер эффективной мотивации персонала, в первую очередь, руководителей высшего звена;
- формирование защищенной структуры компании. При необходимости, реорганизация компании, с выделением профильных подразделений в самостоятельные общества;
- создание условий, препятствующих скупке акций в массовом порядке (для ОАО);
- и многие другие.
В рейдерском бизнесе работают высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, и противостоять им могут также только опытные профессиональные юристы. Во многих странах как рейдерство, так и защита от рейдерства - «беловоротничковый», высокоинтеллектуальный юридический бизнес.4
4 Исхаков Ю. А. // Официальные материалы, 2010, № 3. С.41.
2. 2. Эффективность управления
2.2.1. Содержание процесса государственного управления собственностью.
Формирование реальных схем управления государственной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач одновременно может служить своеобразной проверкой создаваемых механизмов управления, которые осуществляются в рамках единого замкнутого процесса управления.5
Одна из главных
особенностей управления федеральной
собственностью заключается в том,
что эта собственность отличает
Поэтому при управлении федеральной собственностью наиболее типичным является передача отдельных объектов конкретным юридическим или физическим лицам, что позволяет локализовать управляющие воздействия на них.
Проблема - в особенности государственного управления как деятельности, отличающейся от других видов управления, прежде всего тем, что она осуществляется при помощи государственной власти и государственными органами. Тем также, что, как отмечалось, приоритетную роль здесь играет политическое руководство, политика, являющаяся концентрированным выражением общественных интересов социальных групп и граждан.
5Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов н/Д, 2008. С. 38-39.
Поэтому содержательное
определение понятия “
“Общественные цели” - в конечном счете - это политически значимые цели; “результаты” - объекты, услуги, процессы, связанные с удовлетворением общественных потребностей и интересов (выраженных в политике); “государственные ресурсы” - экономический, социальный, политический, идеологический и информационный капиталы, регламентированные государством как в плане общественной целесообразности и возможности, так и правовой обоснованности.
Специфическое содержание понятия “эффективность государственного управления” можно также определить через модель - соотношение “вход-выход”, характеризующую деятельность политической системы в целом и подсистемы управления как ее части6. На “входе” системы: требования общества (управляемого объекта), обусловливающие принятие соответствующих решений, и поддержка управляющего субъекта - легитимность (доверие общества) и ресурсы, которыми располагает государство для реализации возможных решений.
На “выходе”: реальное изменение объекта как следствие осуществленных решений и достижения целей управляющего субъекта (системы).
6Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. // Экономика и жизнь, 2008, № 6. С. 31-32.
Внутри системной модели “вход-выход” формируются и действуют подсистемы, дублирующие системную в применении к анализу эффективности как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства по отношению к другим органам, так и внешней -- по отношению к обществу или его части.
В таком контексте используются понятия: “частичная эффективность” и “полная эффективность”.
Первая характеризуется показателями результативного решения части проблем, отдельных составляющих общей цели; вторая - показателями успешного решения всего комплекса проблем, образующих общую, конечную цель управляющего субъекта.
Для системы
государственного управления в целом
рассматриваемое понятие
2.2.2. Цели, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью.
Функция управления федеральной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная.
С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная.
Реализация
нормативной функции управления
достигается формированием
Одна из главных задач управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам7.
7Лапин Н. Модернизация ценностей России // Социс, 2007, № 5. С. 70-71.
Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие (в том числе через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.
Это обстоятельство сегодня является одним из наиболее значимых для повышения инвестиционной привлекательности таких фирм. Необходимый толчок в системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных, факторов дает система государственных интересов, вводя соответствующие ограничения природопользования.
С учетом этого вывода может быть сделана конкретизация задач управления федеральной собственностью8. Содержательно эти задачи должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства.
Выбор наиболее важных задач экономического развития при этом определяется особенностями текущего состояния экономики на современном этапе. Денежные доходы государства как владельца в виде части прибыли и платежей в бюджет входят в доходную часть федерального бюджета; другая часть дохода, выраженная в форме приращения ценности имущества, соответствует росту ценности федерального имущества без инвестиций из федерального бюджета.
8Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов н/Д, 2008. С. 12.
2.2.3. Система критериев государственного управления9
Вид критерия |
Объекты оценивания (предметные ценности) |
Признаки эффективности |
Критерии оценки | |
Ценностно-рациональный |
политическая стратегия, государственные программы, планы, социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления; |
Уровень осуществления основных функёций госуд. управления (сохранение системы, обеспечение целостности общества, прав и свобод граждан и др.); уровень рациональности решений, их легитимности, демократизм, свобода выбора; |
соответствие результатов
и последствий решений | |
Целерациональный |
государственные программы, планы, принципы деятельности управления, организационные структуры, формы, методы, нормы и стиль управленческой деятельности, правовое и информационное обеспечение, способы артикуляции интересов государства и граждан, защиты их, объем и виды услуг и т.д. |
полнота осуществления поставленных целей, уровень рациональности решений, легитимность, демократизм, законность, компетентность, информационное обеспечение, методы стимулирования участия граждан в управлении, степень свободы выбора, общественная цена выбора, рациональность использования всех видов капитала, инновационность решений; |
соответствие решений функциональным целям и задачам государственного субъекта, его статусу и полномочиям, правовому порядку, общественным потребностям и интересам, достижение оптимальных результатов в рамках регулируемых государственных ресурсов; соответствие решений ожиданиям конкурирующих социальных групп; | |
Прагматический |
непосредственные результаты изменения управляемых объектов |
общественная полезность, экономическая, социально-политическая выгода, рациональность использования ресурсов, инновационность решений, их оперативность, простота, созидательность методов управления. |
получение оптимальных результатов при минимальных затратах ресурсов, оценка по модели “затраты-выгода”. |
9Игнатов В., Понеделков А. Эффективность государственной службы //Государственная служба: теория и организация, 2007, № 6. С. 21-22.
Оценка эффективности тех или иных государственных программ (экономического, социального или культурного развития) возможна с привлечением таких показателей: объема выполненных работ и проведенных мероприятий, соотносимого с расходами; реализации официально установленных стандартов потребления товаров и услуг; уровня удовлетворения потребностей и запросов населения в определенных услугах и предметах жизненной необходимости, что фиксируется, в частности, опросами населения и анализом жалоб и предложений граждан; динамики роста бюджетных ассигнований и пр.
Эффективные конкретные решения государственных организаций - это, значит, оптимальные. Такие, которые обеспечивают реализацию общезначимых целей, но не связаны с большими затратами; те, которые приносят значительный успех одной стороне, однако не требуют больших потерь для другой стороны. Оптимальное решение - это решение, приносящее существенные положительные результаты для всех сторон; решение, обеспечивающее достижение сочетания конфликтующих действий, групп интересов, практическое устранение конкретных источников конфликтов или урегулированность последних.
Заключение
Рассматривая нашу курсовую работу, мы преследовали цель не только оценить проблемы собственности, но и размышлять о месте и роли собственности в общественных отношениях.
Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной
деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность на средства
производства, которая, формирует всю остальную систему отношений, а также то, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты.
Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.
Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности.
История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает прежде всего изменение отношений собственности.