Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование собственности как экономической категории.
При написании данной работы я ставила перед собой ряд задач:
исследовать понятие и содержание права собственности;
показать роль и место собственности в экономических отношениях;
рассмотреть основные виды и формы собственности;
изучить причины проблем собственности;
описать дальнейшие перспективы развития собственности.
1 Собственность как экономическая категория 7
1.1 Сущность и структура собственности, её происхождение и движение 7
1.2 Основные виды и формы собственности 8
1.3 Функции собственности и экономические формы ее реализации 15
2 Анализ и тенденции трансформации собственности в России 17
2.1 Роль собственности в системе экономических отношений 17
2.2 Формы собственности в переходной экономике 20
2.3 Приватизация и ее социально-экономические последствия 23
3 Совершенствование форм собственности 32
3.1 Эффективность реализации собственности 32
3.2 Спецификация прав собственности 38
На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.
В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.
ВВП России во время проведения
приватизации резко уменьшился. Данное
обстоятельство было вызвано занижением
стоимости активов
.
Рисунок 1 – График годового изменения реального ВВП России 1991-2010 годов
Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.
К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.
Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.
Социальная и экономическая
эффективность приватизации в России
оказалась низкой. Не был соблюден
учет интересов и прав большинства
слоев населения и принцип
равенства граждан при
Таблица 1 – Среднемесячная заработная плата работников организации в ценах 1991 года и долларах США
Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.
Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).
В рамках приватизации предприятий
тесно переплетаются
Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.
У большинства населения
не было капитала для приобретения
акций по их рыночным ценам. Если же
предприятия продавались
Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.
В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.
Наиболее эффективной формой реализации собственности является предпринимательский бизнес, как производственно-хозяйственная деятельность приносящая доход.
Это обусловлено такими обстоятельствами:
1) бизнес основан на
экономической свободе
2) каждый хозяйствующий
субъект вступает в
Предпринимательский бизнес
исторически и логически
С индивидуальной частной собственностью, как собственностью одного лица связан мелкий бизнес, а в крупном бизнесе - она явление довольно редкое.
Предпринимательский бизнес
в мелких фирмах является общедоступным
делом, он всемерно поощряется и поддерживается
государством. В США и Германии
мелкое предпринимательство
Бизнесмены-предприниматели, реализуя собственные интересы, хотят они того или нет, в конечном счете работают на более полное удовлетворение общественных потребностей, обеспечение эффективного функционирования всего общественного производства.
Предпринимательский бизнес
в крупных и средних фирмах
основывается на акционерной, кооперативной
и др. формах собственности - коллективных.
В связи с этим в крупном
бизнесе имеет место
Менеджмент призван доводить в конкретизированной форме замыслы предпринимателей - собственников до непосредственных исполнителей.
Дух предпринимательства,
исходящий от высшего руководства
должен пронизывать всю
1) мобилизуются их
личные доходы в качестве
2) достигается социальное
партнерство, т.е. известное
В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы. В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.
Таблица 2 - Структура видов и форм собственности в РФ
Вид собственности |
Государственная |
Муниципальная |
Частная |
Общественная |
Форма собственности |
Федеральная, Субъектов федерации |
Районная, городская, поселковая и т.д. |
Гражданская |
Общественных организаций, партий, церкви и т.д. |
Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.
По признаку присвоения
все многообразие форм собственности
можно свести к трем группам: индивидуальная,
коллективная и государственная.
Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы
потребления и домашнего обихода, личное
подсобное хозяйство, индивидуальную
трудовую деятельность. В этом типе собственности
все ее аспекты представлены в одном лице
или семье.
Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе.
Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.
Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.
По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.
Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.