Собственность в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование собственности как экономической категории.
При написании данной работы я ставила перед собой ряд задач:
исследовать понятие и содержание права собственности;
показать роль и место собственности в экономических отношениях;
рассмотреть основные виды и формы собственности;
изучить причины проблем собственности;
описать дальнейшие перспективы развития собственности.

Содержание работы

1 Собственность как экономическая категория 7
1.1 Сущность и структура собственности, её происхождение и движение 7
1.2 Основные виды и формы собственности 8
1.3 Функции собственности и экономические формы ее реализации 15
2 Анализ и тенденции трансформации собственности в России 17
2.1 Роль собственности в системе экономических отношений 17
2.2 Формы собственности в переходной экономике 20
2.3 Приватизация и ее социально-экономические последствия 23
3 Совершенствование форм собственности 32
3.1 Эффективность реализации собственности 32
3.2 Спецификация прав собственности 38

Файлы: 1 файл

эк.т..doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

В настоящие время  нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых  предприятий, что приводило к  неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество.


.

 

 

 

 

       

 

 

 

Рисунок 1 – График годового изменения реального ВВП России 1991-2010 годов

 

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила  массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались  на экономике впоследствии. Нарушения  привели к созданию узкого слоя богатых  собственников, что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая  эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства  слоев населения и принцип  равенства граждан при осуществлении  массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Среднемесячная заработная плата работников организации  в ценах 1991 года и долларах США


 

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан  России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий  тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение  доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения  не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо  ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью  для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых  предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит  и обеспечена внутренняя конвертация  рубля.

 

 

 

3 Совершенствование форм собственности

3.1 Эффективность реализации собственности

 

Наиболее эффективной  формой реализации собственности является предпринимательский бизнес, как производственно-хозяйственная деятельность приносящая доход.

Это обусловлено такими обстоятельствами:

1) бизнес основан на  экономической свободе хозяйствования  субъектов в рамках действующего  законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;

2) каждый хозяйствующий  субъект вступает в экономические  связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи  между бизнесменами являются  взаимовыгодными и содержат в  себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализации;

Предпринимательский бизнес исторически и логически возникает  на основе индивидуальной частной собственности  на средства производства.

С индивидуальной частной  собственностью, как собственностью одного лица связан мелкий бизнес, а в крупном бизнесе - она явление довольно редкое.

Предпринимательский бизнес в мелких фирмах является общедоступным  делом, он всемерно поощряется и поддерживается государством. В США и Германии мелкое предпринимательство обеспечивает рабочими местами 60-70% всех занятых граждан.

Бизнесмены-предприниматели, реализуя собственные интересы, хотят  они того или нет, в конечном счете  работают на более полное удовлетворение общественных потребностей, обеспечение  эффективного функционирования всего  общественного производства.

Предпринимательский бизнес в крупных и средних фирмах основывается на акционерной, кооперативной  и др. формах собственности - коллективных. В связи с этим в крупном  бизнесе имеет место разграничение  предпринимательской экономической  власти и управления. Управление в форме менеджмента. Менеджмент - текущее управление и координация операций предприятия, осуществляемых в соответствии с поставленными предпринимателями-собственниками целями. Функции менеджеров выполняют наемные специалисты, а предприниматели- собственники сохраняют за собой лишь ограниченный круг судьбоносных обязанностей и принятие окончательных решений.

Менеджмент призван  доводить в конкретизированной форме  замыслы предпринимателей - собственников  до непосредственных исполнителей.

Дух предпринимательства, исходящий от высшего руководства  должен пронизывать всю производственно-хозяйственную  атмосферу и способствовать высокой  результативности работы предприятия. В целях создания подобной атмосферы  в акционерных обществах практикуется наделение менеджеров и др. работников известным количеством акций, тем самым:

1) мобилизуются их  личные доходы в качестве предпринимательского  капитала;

2) достигается социальное  партнерство, т.е. известное единство  интересов и собственников, и  менеджеров, и работников.

В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы. В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

 

 

 

Таблица 2 - Структура видов и форм собственности в РФ

 

Вид собственности

Государственная

Муниципальная

Частная

Общественная

Форма собственности

Федеральная,

Субъектов федерации

Районная, городская, поселковая и т.д.

Гражданская

Общественных организаций, партий, церкви и т.д.


 

Основой современной  рыночной экономики, в том числе  и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

По признаку присвоения все многообразие форм собственности  можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.  
Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.

Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе.

Разновидностью коллективной собственности является и акционерная  собственность.

Государственная собственность  бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

По правовым признакам  различают: частную собственность (граждан  и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов  федерации и муниципальную) и  смешанную или совместную форму  собственности.

Объектами собственности  являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или  вещественной форме.

В каждом государстве  установилось свое соотношение между  различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.

Экономическая реформа  в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как  бы в разных временных потоках, с  разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эмиссия и обращение  приватизационных чеков стали эффективным  инструментом быстрого перераспределения  государственного имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный  же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Информация о работе Собственность в экономической системе