Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании теоретических и практических аспектов социальной ответственности в бизнесе.
Цель связана с решением следующих задач:
- определить сущность и значение социальной ответственности бизнеса;
- рассмотреть формы социальной ответственности;
- проанализировать опыт зарубежных стран и России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
1.Определение, сущность и функции социальной ответственности
бизнеса.
2. Формы социальной ответственности бизнеса.
2.1.Социальная отчетность
3. Социальная ответственность в российских компаниях.
Заключение…………………………………………………………… 50
Список использованных источников……………………………….. 52

Файлы: 1 файл

Kursovaya_sotsialnaya_otvetstvennost_biznesa112.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

            Российским бизнесменам поддержка чужого, пусть и малого, бизнеса на безвозмездной основе пока же представляется "пустой затеей". Российская атмосфера недоверия накладывает свой отпечаток и на способы отбора конкретных реципиентов помощи. Основными критериями выбора получателя поддержки (82% — для директоров и 76% -для руководителей PR-служб) являются наличие гарантий целевого использования средств и возможность осуществления финансового контроля. Отсутствие же таких гарантий  — решающий фактор для отказа выделить средства на благотворительные цели (16% директоров). Интересно, что при этом размер запрашиваемых средств для директоров компаний вообще не является определяющим критерием. О слабой ориентации директоров на стратегию компании при выборе объекта для поддержки говорит тот факт, что критерий гарантированного целевого использования средств идет с большим отрывом от фактора, определяющего стыковку благотворительной деятельности со стратегией компании,  — "соответствие целей получателя корпоративным целям" (32%).

             Многие компании, выбрав объект, предпочитают поддерживать долгосрочное сотрудничество с конкретной организацией (33% директоров и 29% специалистов по связям с общественностью), однако более распространена поддержка определенных мероприятий. Руководители  PR-отделов и представители благотворительных фондов предпочитают поддерживать не столько организации, сколько долгосрочные целевые программы (38 и 60% ответов соответственно), довольно часто компании ограничиваются поддержкой разовых мероприятий (26% директоров и 21% руководителей PR-служб). Таким образом, заинтересованность представителей бизнеса в совершенствовании социальной сферы страны пока находится в стадии развития и на сегодняшний день остается довольно низкой. Говоря о сегодняшних взаимоотношениях бизнеса с властью и обществом, можно отметить, что ожидания общества несколько иные, чем ожидания власти. Имеющееся количество примеров из практики российского бизнеса позволяет нам сделать вывод, что в настоящее время существуют четыре общие модели его социального поведения.

   Первая модель — это градообразующее предприятие, которое определяет всю жизнь в данном населенном пункте.

    Вторая модель — добровольно-принудительная благотворительность. Ее символ в Москве — храм Христа Спасителя. Практически в каждом регионе есть какой-то яркий объект, который служит символом такого рода модели.

    Третья модель — это торг. Крупный бизнес торгуется: нефтяная скважина в обмен на северный завоз в больницы и школы.

    Четвертая модель — модель социального партнерства. Сегодня она встречается реже, чем три вышеупомянутые.

      Разница в понимании социальной ответственности бизнеса российскими и западными деловыми кругами заключается в том, что в России компании выносят на первый план в социальной ответственности и социальной отчетности, как правило, разовые проекты (как инструмент управления репутацией), западные компании рассматривают социальную ответственность и отчетность как длительный и непрерывный процесс конструктивного, взаимовыгодного и устойчиво развивающегося взаимодействия работодателя со всеми участвующими сторонами: наемными работниками, клиентами, общественными организациями и органами власти региона. Так, многие социально ответственные корпорации в Европе (и не только) создают внутренние комитеты или комиссии по этике и/или социальной ответственности, задача которых  — объединение широкого круга связанных с компанией организаций и людей для участия в разработке стратегии развития корпорации в вопросах корпоративной этики и социальной политики в отношении наемного труда и общества в целом, политики по охране окружающей среды, создания эффективного кодекса корпоративного управления, соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями и персоналом. Именно такое представление о социальной ответственности бизнеса существует у большинства зарубежных организаций и компаний, популяризирующих и реализующих идеи социальной ответственности и гражданского партнерства, к которым относится и крупнейшее объединение корпораций США "Бизнес за социальную ответственность". Почему именно сейчас заговорили о социальной ответственности бизнеса? Почему данная проблема становится одной из самых серьезных среди бизнесменов Запада, да и в России к ней в последние годы проявляется значительный интерес? Ответ на эти вопросы можно найти, если проанализировать экономические причины выдвижения проблемы социальной ответственности бизнеса на первый план. Значительная часть российского крупного бизнеса стала осознавать ущербность неолиберальной философии "чистого рынка", ее негативного воздействия не только на состояние общественных отношений, социальную стабильность, но и на чисто экономические результаты деятельности корпораций.

          Одна из иллюзий массовых ожиданий в начале экономических реформ в России состояла в том, что "богатство" (предпринимательский доход), накапливаясь на одном "полюсе", затем будет перераспределяться между остальными членами общества в виде создания рабочих мест, поступлений в бюджет для обеспечения нетрудоспособных граждан и выплаты заработной платы работникам бюджетных отраслей. К сожалению, российская реальность не подтвердила этих ожиданий. В результате крупномасштабной приватизации стала расти безработица, возросла дифференциация доходов разных групп населения, увеличилось социальное расслоение, значительная часть населения оказалась на грани или за чертой бедности, упала эффективность производства  и т.д. Многим стало ясно, что экономическая эффективность и получение прибыли не могут быть единственными целями цивилизованного бизнеса. В массовом сознании россиян есть понимание того, что огромные состояния, которые были нажиты за несколько лет в процессе разгосударствления собственности, вовсе не являются результатом упорного труда и честной конкуренции, а чаще всего это результат неравного доступа к распоряжению госсобственностью и легализации теневых капиталов, да и крупный бизнес — объект концентрации отрицательных значений и оценок. Само накопление денег в нынешних условиях признается делом несправедливым, а концентрация "неправедных" денег — тем более. О проблеме обеспокоенности бизнесменов отношением к ним общества было заявлено еще в 1995 г. на втором конгрессе российских предпринимателей: "Нас не любят"  — так в общем можно резюмировать высказывания участников форума на тему "Предприниматель и общество". И хотя на конгрессе была принята Хартия бизнеса России, задачей которой фактически является формирование положительного имиджа предпринимателя, отношение общества к российским бизнесменам с тех пор существенно не изменилось.

 

    

 

 

                    

                               Заключение

 

          Подводя итоги, отметим следующее:

- Социальной ответственностью  бизнеса является достижение  коммерческого успеха таким способом, чтобы соблюсти этические ценности  и показать уважение по отношению  к людям, обществу и окружающей среде. Отмечают три направления ответственности бизнеса: финансовую, экологическую, социальную;

- Впервые о социальной  ответственности заговорили в  США. В 1905 году зародилось движение Rotary. В 1995 году ведущие компании  Евросоюза образовали Инициативу Corporate Social Responsibility-Europe, объединяющую сегодня порядка 50 крупных корпораций. В 1999 году в Великобритании был разработан международный стандарт Account Аbility 1000, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций, т. е. своеобразный социальный аудит.

В настоящие время постоянно  возрастает внимание крупных корпораций к всё расширяющемуся кругу вопросов от природоохранной до правозащитной  деятельности и предъявляемым гражданскими группами требованиям. По этому многие корпорации пересматривают свою политику и подходы решений к различных вопросов, вырабатывают новые принципы бизнес – этики и социальной ответственности и обращаются к неправительственным организациям по вопросам внедрения новых программ и технологий.

Главной проблемой осуществления  программы является отсутствие статуса  социальной ответственности корпораций в обществе, подкреплённого законодательными актами и государственными программами  по развитию стимулированию благотворительности и, как следствие, - нежелание коммерческих организаций участвовать в социальной и благотворительной деятельности. Общество заключает с властью социальный контракт: «Власть – гражданин», «Власть – бизнес», «Ответственность работодателя перед работниками». Всё, связанно с социальной ответственностью бизнеса перед государством, обществом, например выплата налогов. Обещание государства не должны превышать его возможности. Но то, что государство обещает, оно должно исполнить.

Перед российскими законодателями стоит реальная, конкретная задача: изучить опыт зарубежных стран в области социальной ответственности бизнеса, использовать те идеи, формы и способы организации деятельности бизнеса, которые можно применить с пользой в российской экономике, и в процессе развития этого направления совершенствовать собственные наработки, получаемые в практической деятельности.                                         

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Белова В.Л. О социальной ответственности бизнеса / Белова В.Л., Гарсиа А.Л. // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - N 6. - С.196-211. (www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Npmt/2008_2/st7.pdf)
  2. Братющенко С.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной политики / С.В. Братющенко, В.Е.Селиверстов // Регион: экономика и социология. - 2007. - N 4. - С.188-206. (lib.ieie.nsc.ru/PubIEIE/Bratyucshenko_Svetlana_Vadimovna.htm)
  3. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд // Россия и совр. мир. - 2007. - N 3. - С.124-141. (www.ksfei.ru/example/news/doc/avt_155.pdf)
  4. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в ред. Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 июля. (www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108360/)
  5. Закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Российская газета. 1995. 17 августа. (base.garant.ru/104232/)
  6. Заславская Т.Н., Шабанова М.А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // ОНС. 2001. № 5. (ecsocman.hse.ru/text/16145650/)
  7. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури «Основы менеджмента» – М. «Дело» 1994г. (www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=1527)
  8. Радаев В.В. Новый институциональный подход и деформализация правил в российской экономике. Экономическая социология: подходы к институциональному и сетевому анализу. 2002. (ecsocman.hse.ru/iprog/topic/16221919/16217043.html)
  9. Яровой А. Возможности власти в развитии социальной ответственности российского бизнеса // Власть. - 2009. - N 10. - С.15-19. (elibrary.ru/item.asp?id=12948777)

 

 

 

 

 




Информация о работе Социальная ответственность бизнеса