Социальная политика государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Любое государство вне зависимости от политического строя, имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Теоретические аспекты социальной политики государства
2. Анализ социальной политики государства в России и перспективы на будущее
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

tarasov_kursovaia_rabota.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Так как источниками доходов населения  являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация [8, с. 178].

Индексация  – это установленный государством механизм повышения денежных доходов  населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

2. Политика занятости. Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица. Фрикционная безработица – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица – безработица, возникающая  в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная  безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица  – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство. Элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы  самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды; на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле [8, с. 187].

Наряду  с прямыми существуют косвенные  меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений.

3. Социальная  защита граждан. Социальная  защита – поддержка малообеспеченных  слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его  добровольные виды; государственную  систему социальной помощи и программы  социальной помощи предприятий. Принципы социальной защиты:

1. социальная ответственность общества и государства;

2. социальная справедливость в области трудовых отношений, всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;

3. государственные гарантии социальной защиты;

4. экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;

5. заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;

6. многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система социальной помощи реализуется  через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной  программы социального обеспечения  и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется  на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений [10, с. 98].

В обязанности государства входит обеспечение функционально способной  системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти.

4. Политика развития социальных отраслей. Политика в области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление  социальной политики проводится путем  выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Политика  государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях: предотвращение массовых эпидемий; обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи; пропаганда здорового образа жизни [10, с. 103].

Следует также отметить, что политика в  области здравоохранения тесно  связана с таким элементом  социальной политики, как регулирование  доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Политика  в области образования также  направлена на обеспечение доступности  и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).

Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство  снижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице  порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы [4, с.171]. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

Характеристика  негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую  безопасность общества, оставляет обездоленными  тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.

 

2 Анализ социальной политики государства в России и перспективы на будущее

 

По данным Госкомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2012 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов (в 2011 г. - 31,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного  населения - 1,9% (1,9%). При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (Приложение А). Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (Приложение Б), выросли доходы населения.

Так, в 2012 г. объем денежных доходов  населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2011 г. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2011 г. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010 г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010 г. численность безработных практически осталась на том же уровне.

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного населения, в марте 2010 г. составил 8,6%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МРОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010 г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек. Основные показатели жилищных условий населения отображены в Приложении В и Г. 

На основании представленных данных можно сделать вывод, что: ситуации жилищные условия россиян медленно, но верно улучшаются, субсидии на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.

Анализируя демографическая ситуация, можно отметить, что численность  постоянного населения Российской Федерации  на 1 декабря 2010 г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002%.

Естественная убыль населения в январе-ноябре 2011 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4%.

В январе-ноябре 2011 г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах. Реализация мероприятий позволит увеличить в 2015 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,73, ожидаемую продолжительность жизни - до 72,3 года. Эти ориентиры учтены в целевом или форсированном варианте прогноза социально-экономического развития, т.е. вариант 3 прогноза базируется на параметрах высокого демографического сценария.

Положительная динамика показателей  рождаемости и смертности, а также более высокий миграционный прирост (340-390 тыс. человек ежегодно) обеспечит увеличение численности постоянного населения на 1,3 млн. человек к 2015 г. - до 144,3 млн. человек. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2010 г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.

Естественный прирост населения  в январе-ноябре 2011 г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2010 г. - в 21 субъекте). Демографическая ситуация в ближайшей перспективе будет определяться мерами демографической политики, реализуемыми в рамках плана мероприятий по выполнению в 2011-2015 гг.

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», а также предпринимаемыми мерами в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

Акцент государственной демографической  политики на формирование здорового  образа жизни, на меры по снижению масштабов  злоупотребления алкогольной и  табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании также будет оказывать положительное влияние на показатели смертности. В результате всех мер ожидается сохранение общего коэффициента смертности на уровне 13,5-13,7.

Информация о работе Социальная политика государства в России