Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 03:04, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнения. При этом, чем менее конституционен (т. е. менее обстоятельно закреплен в основном законе) и чем более подзаконен и регионален массив рассматриваемых социальных обязательств тем легче “центру” осуществлять свои преобразования.
Введение ……………………………………………………………………………. 3-4
1. Социальная политика государства
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства ……. 5-10
1.2 Функции и методы социальной политики ……………………………… 10-16
2. Актуальные проблемы социального государства и пути их решения
2.1. Социальная политика: реформы и обязательства ……………………. 16-19
2.2. Социальные проблемы современной России …………………………… 19-24
Заключение ………………………………………………………………………… 25-26
Глоссарий …………………………………………………………………………... 27-28
Список использованных источников …………………………………………... 29
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.
К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.
Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются «подпиткой» для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи11. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.
Страховые пособия в связи с рождением ребёнка.
При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.
Выплаты взрослым членам семьи.
Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.
Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.
Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма «присваивания звания» безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.
Стипендии.
Стипендия для студентов
ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента
на стипендию не возможна без дополнительного
заработка или поддержки
Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.
Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.
В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.
Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:
стабилизация финансового
положения государственных
погашение задолженности работникам по заработной плате;
расширение источников финансирования социальных услуг;
внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.
Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи, можно доказать следующую теорему:
успешное решение проблем выхода из глубочайшего социально - экономического кризиса, повышения уровня и качества жизни невозможно без умелого использования эффективных рыночных механизмов.
Можно привести три аргумента в доказательство этой теоремы.
Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, являются главным источником роста национального богатства и, следовательно, увеличения личных доходов работников, массы и доли этого богатства, выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем богаче нация, тем более значительные потоки средств она может направлять на социальное развитие. Убедительные примеры - Германия и Япония, которые от послевоенной разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения и качества жизни населения.
Второй. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства - не только потребители национального богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы услуг, в качестве источника общественного богатства будет нарастать, прежде всего за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства - единственного источника роста уровня и качества жизни.
Третий. Социальная сфера становится все более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры, искусства в развитых странах растет опережающими темпами, увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокие прибыли. В начале 90-х годов продажа видеокассет с США превысила 10 млрд. долл. в год. Быстро растет рынок программного и мультимедийного продукта, огромны доходы мощных телерадиокомпаний. Ренессанс искусства, превышение его в крупнейший экономический ресурс, американский футуролог Джон Нэсбитт считает одной из десяти глобальных тенденций 90-х годов. Это одна из характерных черт становится гуманистически - информационной постиндустриальной цивилизации, которая станет доминирующей в следующем веке. Десятки миллиардов долларов прибыльного вкладываются в медицину, здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке, потеснив нефть.
На этом фоне мирового прогресса, сложившиеся в России, в связи с переходом к рынку, тенденции представляются уродливыми и противоестественными. А именно: обнищание десятков миллионов работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства населения.
Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.
Россия может сохранить
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Социальная политика |
система мер, направленных
на осуществление социальных программ,
поддержания доходов, уровня жизни
населения, обеспечения занятости,
поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения
социальных конфликтов. Различают: - социальную
политику в области образования, здравоохранения,
занятости и социально-трудовых отношений;
а также |
2 |
Государственная экономическая политика |
генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику. |
3 |
Государственная политика |
основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Различают внутреннюю и внешнюю политики. |
4 |
Жесткая экономическая политика |
твердая экономическая политика, проявляющаяся в стремлении строго придерживаться заранее выработанного экономического курса и оказывать давление на экономических субъектов, от которых зависит исполнение такого курсa. |
5 |
Социальные права |
особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. |
6 |
Социальные гарантии |
обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться |
7 |
Нуждаемость |
временное или постоянное
недопотребление человеком |
8 |
Социальные трансферты |
система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом |
9 |
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) |
представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека |
1 |
Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 2000 |
2 |
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 2001 |
3 |
Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. Киров, 2001 |
4 |
Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,2001. |
5 |
А. Нестеренко Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 2000 |
6 |
Основы современной экономики, В.М. Козырев, Издательство «Финансы и статистика», г. Москва, 2002 |
7 |
Экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ –ДАНА; Полит. лит. «Единство», 2001 |
8 |
Экономическая теория, учебник/ под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой - М. Юрайт-Издат, 2006 |
9 |
Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга - М.: ИНФРА-М, 2006 |
10 |
Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под ред. В.И.Видяпина - М.: ИНФРА-М, 2007 |
11 |
Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2001 |
12 |
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000 |
А |
|
1 Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 2000
2 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 2001
3Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 2001
4 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 2001
5 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 2001
6 Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. Киров, 2001
7 Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,2001.
8 А. Нестеренко Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 2000
9 Основы современной экономики, В.М. Козырев, Издательство «Финансы и статистика», г. Москва, 2002
Информация о работе Социальная политика государства в России