Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условия для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. В то же время с социальной политикой непосредственно связаны условия формирования и использования определяющего фактора производства - труда.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность и основные задачи социальной политики 8
1.1. Принципы социальной справедливости 13
1.2. Причины социального неравенства 14
1.3. Доходы: их виды и показатели распределения 15
2. Основные направления социальной политики России на современном этапе развития. 18
2.1. Экономическое благосостояние россиян 18
2.2. Анализ развития социальной политики в современной России 23
3. Оценка основных направлений государственной социальной политики 29
3.1. Официальная оценка 29
3.2. Общественная оценка 30
3.3. Научная оценка 31
Заключение 34

Файлы: 1 файл

КР-соц.политика.docx

— 120.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение 4

1. Сущность и основные задачи социальной политики 8

1.1. Принципы социальной справедливости 13

1.2. Причины социального неравенства 14

1.3. Доходы: их виды и показатели распределения 15

2. Основные направления социальной  политики России на современном этапе развития. 18

2.1. Экономическое благосостояние россиян 18

2.2. Анализ развития социальной политики в современной России 23

3. Оценка основных направлений государственной социальной политики 29

3.1. Официальная оценка 29

3.2. Общественная оценка 30

3.3. Научная оценка 31

Заключение 34

Список литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная политика - это деятельность государства и  других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение  благоприятных условий жизни  и труда, смягчение неравенства  в распределении доходов и  создания условия для обеспечения  относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. В то же время с социальной политикой непосредственно связаны  условия формирования и использования  определяющего фактора производства - труда. Именно от социальной политики зависят возможность получить образование, осуществлять профессиональную подготовку кадров, переквалификацию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности.

Социальная политика в широком смысле этого слова  подразумевает реализацию мероприятий  на различных уровнях хозяйственной  деятельности и общественной жизни. Прежде всего необходимо выделить микро- и макроуровень.

Микроуровень ограничивается социальными мероприятиями в  рамках отдельных хозяйственных  единиц, и прежде всего корпораций, как обладающих значительными финансовыми  возможностями, а также различных  благотворительных организаций.

Это та политика, которая  направлена, во-первых, на привлечение  трудящихся к участию в управлении на том или ином уровне организационных  структур предприятий. Во-вторых, это  политика согласования интересов предпринимателей и профсоюзных организаций или  просто работающих. В-третьих, это создание различного рода фондов социальной защиты работников. В-четвертых, это содействие улучшению жилищных и иных условий  жизнедеятельности работников предприятия. Наконец, в-пятых, это реализация различного рода программ типа "качество жизни", которые охватывают разные стороны  или всю совокупность общественной жизни работников, включая членов их семей, что к тому же является основным условием формирования коллективистских начал на уровне отдельных хозяйственных  единиц.

Что касается макроуровня, то здесь имеет место, можно сказать, исключительно государственная  социальная политика, охватывающая всю  систему социально-экономических  отношений в обществе. Она направлена на установление относительной социальной справедливости, ослабление дифференциации доходов и имущества различных  социальных групп и классов, смягчение  противоречий между субъектами экономических  отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе. Государство располагает целой  системой механизмов и инструментов, с помощью которых реализует  социальную политику.

Под социальной защитой  понимаются обязательства общества по реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, закрепленных законодательными и нормативными актами. Это, прежде всего решение задач  занятости и обеспечения реального  уровня прожиточного минимума, адресности социальной поддержки, достижения оптимального соотношения уровней жизни активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан.

Налоговая политика использует механизм прогрессивного налогообложения  в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления  социальной поддержки малообеспеченных в социальном плане слоев населения. Однако нельзя допускать таких налоговых  ставок, которые ослабят стимулы  к получению высоких доходов, что снижает активность труда  и капитала.

Социальная политика, в конечном счете направлена на гармонизацию социально-экономических отношений всех участников рыночной экономики в рамках концепции социального партнерства между трудящимися, управленческим аппаратом и собственниками капитала. Наиболее полно проявляется социальное партнерство в рамках генеральных и отраслевых соглашений, союзами предпринимателей и промышленников и правительством. В соответствии с ними определяется линия поведения лиц наемного труда и работодателей, за соблюдением которой следит государство, и в случае возникновения конфликтных ситуаций государственный аппарат исполнительной ветви власти выступает в роли арбитра.

Реализация социальной защиты населения осуществляется в  двух формах: активной и пассивной.

Активная форма  социальной защиты предполагает целый  комплекс мероприятий по трансформации  существующей совокупной рабочей силы в направлении соответствия ее состава  происходящим структурным сдвигам  в отдельных сферах общественного  производства или экономики в  целом. Речь идет о государственной финансовой поддержке системы подготовки и переподготовки кадров, а также создании новых рабочих мест.

Пассивная форма социальной защиты сводится в основном к использованию  механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате  пособий, выдаче дотаций.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую  роль. По мере экономического роста  создание благоприятных условий  в социальной сфере становится главной  целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются  цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический  рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной  экономической деятельности. Чем  выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к  людям, обеспечивающим экономический  рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего  развития социальной сферы.

Таким образом, социальная политика – одна из наиболее актуальных тем, обсуждаемая как на внутригосударственном  уровне, так и на международном.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация уровня  жизни население и недопущение  массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных,  а также подготовка трудовых  ресурсов такого размера и  качества, которые соответствуют  потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного  уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение,  жилищное хозяйство, культура  и искусство).

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании  отношений как между социальными  группами, слоями общества, так и  внутри них, в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия  в общественном производстве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства, в первую очередь, слабо  защищенных слоев населения. Решение  этой задачи имеет целью поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения  и нетрудоспособных граждан через  механизм налогов и социальных трансфертов.

  1. Сущность и основные задачи социальной политики

Социально-ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано  с тем, что рыночная экономика  не гарантирует трудящимся право  на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость  вмешательства государства в  сферу распределения дохода путем  проведения социальной политики.

Учитывая то, что  решение задач социальной политики зависит от состояния дел в  общественном производстве, приоритетной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых  темпов экономического роста. Прогрессивная  социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение равноправного и  равномерного распределения и перераспределения  доходов общества.

Конечной целью  развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных.

Важным направлением социальной политики государства выступает  обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный  к труду член общества должен иметь  хотя бы потенциальную возможность  трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, систему подготовки и переподготовки работников.

Одним из направлений  социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к  развитию теневой экономики.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди  которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение  ресурсного потенциала для проведения социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям:

  • с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики;
  • с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни

Следующим принципом  можно назвать принцип всеобщности  социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоёв и групп населения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как  гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна реагировать  на происходящие изменения в экономической  и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий  переходной экономики, где неизбежны  кризисные явления, инфляция, рост безработицы  и как следствие — резкое падение  уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

Уже стали хрестоматийной истиной противоречия частных и  общественных интересов, несовпадение текущих интересов с интересами будущих поколений. Поэтому объектом пристального внимания давно стала  проблема перераспределения доходов. У нее много сторонников и  противников. Однако исключить полностью  перераспределение доходов, ограничившись  лишь их распределением, из процесса общественного  воспроизводства невозможно ни с  экономической, ни с этической точек зрения.

Рассматривая такие  категории, как социальная справедливость, социальное равенство и неравенство, необходимо помнить о том,что, во-первых, они несут в себе философско-этическую нагрузку и в этом плане являются консервативными; во-вторых, они подвижны настолько, насколько изменчивы социально-экономические условия жизни человека в соответствии с исторической необходимостью. Рассматривая категорию "равенство", следует помнить, что оно составляет конститутивный признак справедливости. Поэтому можно сказать, что движение к равенству есть движение к справедливости и свободе. Применительно к каждой исторической эпохе можно говорить о соответствующих модификациях содержания данных категорий.

В современной рыночной экономике принцип социальной справедливости реализуется через общественно-государственные  механизмы устранения несправедливостей, порожденных рыночной стихией, и осуществления относительной нивелировки резких имущественных различий между социальными группами и слоями населения.

При переходе России к рыночной экономике происходящие в ней  процессы суверенизации, создания в  регионах и на местах аппарата управления с широкими полномочиями, функционирования предприятий различных видов  собственности требуют новых  подходов к проведению социальной политики.

Законодательные акты, другие нормативные документы, принимаемые  органами власти субъектов Федерации  и местного самоуправления, регулируют процессы, происходящие в социальной сфере в республиках в составе  РФ, краях, областях, городах и других населенных пунктах.

Но за государством закреплены контрольные функции в отношении  деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм и видов  собственности. Важнейшими рычагами государственного регулирования социальных процессов  являются федеральные законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  России, ведомственные инструкции, положения, рекомендации.

Находясь в сфере государственной (учреждения культуры, здравоохранения, просвещения, подготовки кадров, социальной поддержки населения) или муниципальной (жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое  обслуживание населения) собственности, система управления предприятиями  организует свою работу в соответствии с ведомственными инструкциями, положениями  и другими нормативными документами, принятие которых координируется на федеральном уровне. Несомненно влияние государства и на функционирование предприятий сферы обслуживания частного сектора. Например, внутренний порядок работы частного предприятия определяет его собственник, но все положения Федерального закона «О защите прав потребителей» имеют для него такую же силу, как и для государственного или муниципального предприятия.

Одним из наиболее действенных  методов воздействия на социальные процессы в стране является использование  финансово-кредитных рычагов. Многие отрасли социальной инфраструктуры или находятся на полном бюджетном  финансировании, или нуждаются в  финансовой поддержке со стороны  государства.

В расходной части федерального бюджета предусматриваются статьи, за счет которых финансируются здравоохранение, просвещение, культура, физическая культура, т.е. так называемые бюджетные отрасли. Соответственно в бюджетах субъектов  Федерации также выделяются средства на аналогичные цели.

Другие отрасли социальной инфраструктуры — жилищное, коммунальное хозяйство, туризм, отдых населения  — оказывают платные услуги и  за счет этого покрывают часть  своих расходов. Однако и они не могут обходиться без финансовой поддержки государства.

Государство регулирует процессы коммерциализации деятельности предприятий  социальной сферы. В одних отраслях платные услуги доминируют (бытовое  обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, искусство), в других оплата услуг  допускается, но в ограниченных пределах (здравоохранение, подготовка кадров, физическая культура), в третьих  такое практикуется в исключительных случаях (культура, школьное образование).

Органы власти фактически определяют масштабы оказываемых услуг, выделяя финансовые ресурсы на содержание отраслей, где коммерческая деятельность сознательно ограничивается и находится  под контролем государства. Приватизация в этих отраслях, как правило, ограничена. Государство покрывает все расходы  по оплате труда работников, материальному  обеспечению деятельности предприятий, содержанию и ремонту основных фондов, капитальному строительству. Таким  образом обеспечивается социальная защита населения и реализация конституционных гарантий граждан.

Было бы крайне неразумным, например, введение платы за пользование  библиотеками — это может отразиться на культурном уровне населения. Нежелательно отказываться от финансирования или  дотирования деятельности театров, музеев и тому подобных учреждений культуры, прекращение финансовой поддержки  которых сделает их для многих членов общества недоступными.Образование, культура, здравоохранение, экология должны быть предметом особой заботы государства.

    1. Принципы социальной справедливости

Обозначим наиболее важные теоретические концепции  в данной области. Это, прежде всего либеральный принцип "равенства возможностей" (доступность частнопредпринимательской деятельности, свобода торговли) в сочетании с "равенством условий", или "фактическим равенством" (равная оплата за труд, равный доступ к образованию, культуре, улучшение условий жизни бедных слоев населения). Другое течение представляет неоконсерватизм, который отверг не только радикальный принцип "равенство результатов" (выравнивание доходов, уровня жизни и социального положения различных групп), но и неолиберальную доктрину "равенства условий" и настаивает на социальном и экономическом неравенствах, которые должны отвечать интересам каждого, требованиям открытости и доступности всех статусов и учреждений на основе конкурентных начал. Примером первого направления может служить Швеция, второго (весьма условно и неполно) - США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Причины социального неравенства

Рассмотрим причины, вызывающие неравенство в распределении  доходов. Прежде всего речь идет о наличии или отсутствии условий для зарабатывания доходов. Поэтому рост безработицы объективно усиливает это неравенство, которое дополняется целым рядом морально-психологических моментов, ухудшающих социальное положение людей, не находящих адекватного приложения своих способностей в экономической жизни общества.

Безработным оказывают  социальную поддержку, прежде всего в виде пособия по безработице. Фонды страхования по безработице формируются за счет взносов работников, предпринимателей и дотаций бюджета. Другая форма социальной поддержки безработных - помощь по безработице, которая либо оказывается по твердым ставкам, либо вообще не оказывается. Еще одна форма социальной поддержки безработных - это различного рода компенсации, которые вступают  в действие, если сроки получения пособия по безработице или помощи по безработице истекли или если человек не получает ни того, ни другого. Они выступают в форме оплаты отдельных коммунальных услуг, выделении денежных средств.

Другим направлением деятельности по социальной поддержке  являются государственные программы  по созданию новых рабочих мест, повышению квалификации или переквалификации трудящихся. Такая социальная политика соответствует решению двуединой  проблемы - снижения уровня безработицы  или обеспечения полной занятости  и осуществления структурной  перестройки крупных отраслей и  сфер хозяйственной деятельности и экономики в целом.

К причинам, обуславливающим  неравенство в распределении  доходов, относится также уровень  образования и профессиональной подготовки. Данные факторы предопределяют возможности работника выполнять  те или иные профессиональные функции  или виды работ, что объективно связано  с уровнем оплаты оказываемых  им услуг. Кроме того, более высокий  уровень образования и профессиональной подготовки создает предпосылки  для высокой  мобильности рабочей  силы в условиях неизбежных ускоренных структурных сдвигов в общественном производстве, что опять таки сокращает расходы общества на подготовку и осуществление тех или иных новых видов хозяйственной деятельности.

Однако нельзя забывать, что предпосылка получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки предопределяется всей социально-экономической  системой общества, которая призвана обеспечить равный доступ к медицинским, образовательным и культурным услугам.

Следующая причина  социального неравенства - отношения  владения собственностью, с которыми связаны нетрудовые доходы. Это - проценты, дивиденды, рента. Учитывая то, что имущество  передается по наследству, можно заключить, что имущественная дифференциация населения сопровождается его дифференциацией  по доходам. Конечно, отношения собственности  часто вступают во взаимодействие с  другими доходными факторами. Однако для подавляющей части населения  доходы на собственность выступают  в виде добавки к основному  доходу, и незначительная часть населения  получает возможность присваивать  высокие доходы на собственность, которая  является основополагающим и порой  единственным их источником.

Немаловажное значение имеют и такие причины, как  степень рыночной силы, дискриминация, бюрократизация государственной власти и управления корпорациями. С наибольшей силой они проявляются в переходные периоды, когда под флагом демократизации и либерализации чиновничий аппарат приобретает самодовлеющее значение и реальную власть, особенно в отношении распоряжения государственной собственностью.

    1. Доходы: их виды и показатели распределения

В условиях рыночной экономики, когда объектом купли-продажи  становятся не только производимые блага, но и все без исключения ресурсы, собственники которых получают вознаграждение за их использование (явное или неявное), определяющим фактором в достижении определенного уровня благосостояния являются доходы. Под ними понимается вся совокупность денежных средств  и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население  в целом. Как видно из определения, доходы включают в себя стоимостную (денежную) и натуральную составляющие.

      1. Классификация доходов

Денежные доходы населения включают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени. К ним относятся  оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и оказания на сторону  различного рода услуг, доходы от всех видов и форм собственности и  безвозмездные денежные поступления  и пособия.

Натуральные доходы представляют собой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных  для собственного потребления в  рамках домашних хозяйств. Подобно  заработной плате доходы выступают  в двух формах: номинальной и реальной. Номинальные доходы представляют собой  сумму денежных поступлений без  учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен. Номинальные доходы за вычетом налогов  и других обязательных платежей образуют располагаемые доходы. Реальные доходы рассчитываются на основе располагаемых  доходов с учетом изменения розничных  цен и тарифов (индекса потребительских  цен). Реальные доходы представляют собой  ту совокупность материальных и нематериальных благ, которой располагает население в результате их покупки, поступления или обладания ими.

Основными составляющими  доходов населения являются доходы лиц наемного труда, предпринимательский  доход, доходы от собственности, все  виды и формы социальной помощи и  поддержки.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень благосостояния населения, является величина национального  дохода (валового или чистого), приходящегося  на душу населения. Доход на душу населения  позволяет лишь произвести сопоставление  уровней этих доходов в различных  странах мира. Он не дает ответа на вопрос о степени справедливости распределения  доходов среди населения, о дифференциации доходов в обществе.

      1. Показатели распределения доходов

Для определения  степени неравномерности распределения  доходов среди населения страны используются различные методы расчета. В частности, функциональное распределение  доходов позволяет определить долю соответствующего фактора производства в национальном доходе. Классификация  доходов по их величине показывает распределение национального дохода между отдельными лицами и семьями. Эти показатели могут быть установлены  и по критериям принадлежности получаемых доходов к тем или иным сферам хозяйственной деятельности, профессиональным, социальным группам населения и  т.п.

Остановимся на наиболее широко известных и апробированных общественной практикой показателях  дифференциации доходов населения.

Кривая Лоренца  представляет собой графический  метод определения отклонений в  системе распределения доходов  от линии абстрактной возможности  абсолютного равенства в их распределении. Для построения кривой Лоренца на оси абсцисс откладывают доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, на оси ординат – доли доходов, получаемых этими семьями. Причем доли выбираются произвольно. Однако для построения линии абсолютного равенства необходимо точно соблюдать пропорциональное распределение доходов: определенной доле семей соответствует такая же доля доходов. В нашем случае такой долей является 20%.

Рисунок 1. Кривая Лоренца.

Для оценки степени  неравномерности распределения  доходов между группами населения  используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он стремится  к нулю по мере выравнивания уровня доходов среди населения и  к единице в случае нарастания поляризации общества по уровню доходов.

Следующим показателем  дифференциации доходов населения  является децильный коэффициент, который позволяет осуществлять сопоставление доходов, в среднем получаемых наиболее и наименее обеспеченными группами населения (каждая группа составляет 10% от общей численности населения).

 

  1. Основные направления социальной политики России на современном этапе развития.

    1. Экономическое благосостояние россиян

Необходимо в целом  обрисовать экономическое благосостояние российского населения. Одним из основных показателей здесь является Индекс человеческого развития –  интегральный показатель, охватывающий размер ВНД на душу населения, ожидаемую  продолжительность жизни и среднюю  продолжительность обучения. ИЧР  РФ по данным ООН на 2008 год составляет 0,719. По этому показателю Россия сейчас находится на 65 месте в мире, попадая  в категорию стран с высоким ИЧР. Что касается составляющих индекса, ВНД на душу населения составляет в России 15 258 $, ожидаемая продолжительность жизни 67 лет.

Но чтобы лучше понять ситуацию с экономическим благосостоянием, необходимо обратиться и к национальной статистике, то есть к данным Росгосстата. Одним из основных показателей является величина прожиточного минимума и процент населения за чертой бедности. Что касается прожиточного минимума в стране,  на II квартал 2010 года он составил в среднем по РФ 5625 рублей. При этом велики межрегиональные различия – в Москве он составляет 8424 рубля, максимален он на Камчатке – 11 714 рублей, а минимален в Кабардино-Балкарии  - 4325 рублей. При этом средняя номинальная начисленная заработная плата в среднем по РФ составила 20 367 рублей, при этом максимальна она в Ненецком АО (45 652), а минимальна в Дагестане (9740). Как мы видим, среднедушевой доход более, чем в 3,5 раза превышает прожиточный минимум (на эти деньги можно купить 94 кг. говядины, или 520л. молока, или 5324 яйца, или 939 кг. картофеля, или 502 кг. сахара-песка.). Прожиточный минимум рассчитывается на основе потребительской корзины, в которую входят продукты питания (38,4%), услуги (39,2%), непродовольственные товары (15,7%) и расходы по обязательным платежам и сборам (6,7%).[2] Стоит отметить, что установленный ФЗ РФ «О потребительской корзине в целом по Российской федерации» 1999 года пищевой набор российской потребительской корзины не только значительно беднее подобных корзин в западных странах, но и в СССР. Корзина, установленная Госкомтруда в 1988 году обгоняет российскую по всем показателям, кроме категорий «молоко и молокопродукты», а также «свежие фрукты».

Согласно национальному  критерию, в России бедными считаются  лица, получающие доход ниже прожиточного минимума. В 2010 году их доля составила 18,5%. При этом коэффициент Джини составляет 0, 420, а коэффициент Фондов 16,5 раз.

Очевидно, что наиболее уязвимы  для бедности безработные (хотя, и  доходы от занятости для значительной части населения малы). Официальный  уровень безработицы в России на 2010г составляет 6,9%. Максимальный уровень безработицы в Ингушетии (50%), а минимальный в Москве (1,3%). Средний возраст безработного на сентябрь 2010 года составляет 35 лет. 28% безработных  – это молодёжь до 25 лет. Безработица  ниже на селе (сельские жители – это 36% безработных), но зачастую безработица  на селе застойная (>12 месяцев).

Что касается демографической  ситуации, в целом по стране в 2009-2010 году наблюдалась естественная убыль населения (-2% в год). В то же время в ряде регионов, в первую очередь, в северокавказских республиках, наблюдается естественный прирост населения. Таким образом, демографическая нагрузка и впредь будет увеличиваться.

На экономическое благосостояние человека имеют воздействие также  некоторые на первый взгляд неэкономические  факторы, например, окружающая среда, заболеваемость и уровень преступности. Что касается окружающей среды, летние пожары серьёзно испортили статистику по загрязнению  атмосферного воздуха. Что касается заболеваемости, в кризисный период немного увеличилось число больных  социально значимыми болезнями, особенно СПИДом. В то же время, уровень  преступности упал по всем статьям  – в общей сложности на 13%, только количество терактов за три года увеличилось в 2,5 раза.

В общем можно сделать  вывод, что экономическое благосостояние граждан РФ не очень велико. Почти  каждый пятый житель страны находится  за национальной чертой бедности. Причины тому – это и неспособность населения адаптироваться к требованиям рыночной экономики, и деиндустриализация, и недостаточно активное внедрение новых технологий в производство и повышение квалификации персонала – а значит, и недостаточное повышение производительности труда, и курс государства на дерегулирование заработной платы (и, как следствие, значительное уменьшение её доли в ВВП с 38% в 1990 году до 24% в 2009), и в целом сокращение социальных обязательств государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Распределение общего объема денежных доходов населения  России в 2005-2010 гг.

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Денежные доходы - всего, процентов

100

100

100

100

100

 

100

 в том числе по 20-процентным  группам населения:

           

 первая (с наименьшими доходами)

5,4

5,3

5,1

5,1

5,1

 

5,2

 вторая 

10,1

9,9

9,7

9,8

9,8

9,8

 третья

15,1

14,9

14,8

14,8

14,8

14,8

 четвертая

22,7

22,6

22,5

22,5

22,5

22,5

 пятая (с наибольшими доходами)

46,7

47,3

47,9

47,8

47,8

 

47,7

Коэффициент фондов (коэффициент дифферен-циации доходов), в разах

15,2

16,0

16,8

16,8

16,7

 

16,5

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,409

0,416

0,423

0,422

0,422

 

0,420


 

Таблица 2 – Численность  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность насе-ления с денеж-ными доходами ниже величины прожиточного минимума:

             

 млн. человек

25,2

25,2

21,5

18,7

18,9

18,5

18,5

 в процентах от общей численности  населения

17,6

17,7

15,2

13,3

13,4

 

 

 

13,2

 

 

 

13,1

Дефицит денежного дохода:

             

 млрд. руб. 

225,6

286,9

276,6

270,3

325,3

 

357,7

 

 

Нет данных

 в процентах от общего  объема денежных доходов населения

2,1

2,1

1,6

1,3

1,3

 

 

 

1,3


    1. Анализ  развития социальной политики в современной России

Для анализа состояния  доходов населения и социального  развития в современной России рассмотрим период с 2005 по 2010 годы.

Этот период характеризуется:

  • быстрым увеличением общих доходов населения. Номинальная начисленная заработная плата за рассматриваемый период возросла более чем в 3 раза (см. рис. 2).

Рисунок 2.

При этом инфляция в стране в среднем за шесть лет составила 10,3%  (минимум в 2009 году – 8,1%; максимум в 2008 году – 13,3%). Эксперты Всемирного Банка считают: «С учетом текущих трендов и экономической политики, ожидается ослабление инфляционного давления к концу 2011 г., однако маловероятно достижение официального целевого показателя инфляции, скорректированного до уровня 6,5 - 7,5%. Хотя ужесточение кредитно-денежной политики способно содействовать сдерживанию инфляции во второй половине 2011 г., Банк Росси объявил, что до конца года больше не планирует меры по дальнейшему ужесточению денежно-кредитных условий. Однако снижение цен на ресурсы на мировых рынках и ожидаемый хороший урожай зерновых в России, вероятно, окажут понижательное давление на инфляцию в летний период. Поэтому, мы несколько улучшили наш прогноз по инфляции до 7,5-8,0% на конец 2011 г. и, возможно, до ниже 7% в 2012 г. При этом сохраняются риски роста инфляция, в связи с непредвиденными дополнительными расходами бюджета в предвыборный период».

  • повышением потребительских стандартов, что проявляется в опережающем росте покупок непродовольственных товаров и в расширении потребления некоторых видов качественных услуг:

Рисунок 3.

  • значительным увеличением сбережений населения при одновременном росте потребительских кредитов. Объем депозитов населения в банках за пять лет в номинальном выражении возрос в 6,7 раз, кредитов – в 22 раза.
  • рост сбережений и кредитования населения начинает существенно менять профиль потребительского спроса в части капитальных благ.
  • наращиванием объема жилищного строительства.

Рисунок 4.

  • медленным, но все же улучшением демографической ситуации

Рисунок 5.

  • Ухудшается состояние здоровья населения, распространяются «социальные» болезни (наркомания, ВИЧ-инфекция), сохраняется массовый алкоголизм (хотя здесь наметилась тенденция к снижению)

Рисунок 6.

Рисунок 7.

  • сохраняется высокий уровень преступности, наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений.

Но одной из наиболее значимых проблем с точки зрения социального  развития является безработица (табл.3).

Численность безработных  по методологии МОТ сократилась  с 6,6 млн. человек в I квартале 2010 года (8,8% экономически активного населения) до 5,2 млн. человек в IV квартале 2010 года (6,9% экономически активного населения). 

Таблица 3. Уровень безработицы в РФ

Год

Безработные, тыс. чел.

Численность экономически активного  населения, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

2005

5208

73811

7,1

2006

4999

74156

6,7

2007

4246

75060

5,7

2008

5289

75892

7,0

2009

6214

69542

8,4

2010

5590

77670

7,2


Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, уменьшилась  с 2,2 млн. человек в январе 2010 года (3,0% экономически активного населения) до 1,6 млн. человек в декабре 2010 года (2,1% экономически активного населения).

Основным направлением в 2010 году стало снижение напряженности  на рынке труда, посредством реализации федеральных программ. На борьбу с  безработицей в 2010 г. субъекты РФ получили 40,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности.

По данным служб занятости  страны, в РФ было открыто 724 тыс. вакансий.

Другой разновидностью поддержки  безработных стала реализация программы  самозанятости – выделение безработным субсидии размером 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела. Эта мера поддержка стала одной из самых эффективных. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4% его прекратили. С начала реализации антикризисных мер в сфере малого и среднего бизнеса было создано в пять раз больше рабочих мест, чем до начала кризиса.При реализации программы занятости населения удалось трудоустроить каждого второго гражданина, обратившегося на биржу труда.

2010 году прошли 137,9 тыс.  работников, находящихся под угрозой  увольнения (т.е. вынужденных трудиться  неполный рабочий день, идти в  отпуск без сохранения заработной  платы или попавших под сокращение). Они смогли получить новую  или смежную специальность, повысить  свою квалификацию.За 2010 года оказана адресная поддержка при переезде в другую местность в целях трудоустройства 9,0 тыс. гражданам.В 2010 году в рамках программы самозанятости фактически открыли собственное дело 199,0 тыс. безработных граждан. При этом они создали 67,9 тыс. дополнительных рабочих мест для безработных (в том числе 11,4 тыс. рабочих мест создали предприниматели, открывшие дело в 2009 году).

  1. Оценка основных направлений государственной социальной политики

Количество экспертов, высказывающихся  по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три  точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые  наилучшим образом дают представление  о государственной социальной политике.

    1. Официальная оценка

В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают  власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления  Министра здравоохранения и социального  развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы:

«…Вследствие финансового кризиса и спада производства значительные группы населения наших стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.

И в этой связи, нам, руководителям  социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса  по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с  представителями финансовых и экономических  министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств…

…Активно развивается и будет развиваться в перспективе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Особенно в части государственного содействия дополнительному пенсионному страхованию.

С 1 октября 2008 года вступил  в силу, а с 1 января 2009 года государство  начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную  часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы. Уже сегодня, за пять месяцев работы закона этим правом воспользовались более 1 млн. российских граждан.

Продолжается совершенствование  и развитие государственной системы  материальной поддержки молодых  семей, родивших вторых и последующих  детей. В этом году семьи, взявшие  ипотечные кредиты на приобретение жилья, получили возможность использовать на погашение ипотечных кредитов средства, так называемого материнского семейного капитала (а это сумма в 300 тысяч рублей). Федеральный бюджет выделил на эти цели значительные средства в объеме до 26 млрд. рублей (примерно 580 млн. евро).

Будут проводиться серьезные  преобразования и в сфере здравоохранения. В текущем году запланировано  принять Концепцию развития здравоохранения  на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских  услуг и повысить доступность  медицинской помощи для всех без  исключения групп населения.

Ключевым направлением здравоохранения  будет являться формирование здорового  образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей.

Прежде всего, это преодоление  вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной  системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте…».

    1. Общественная оценка

Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно  проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом:

  • в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (62% респондентов в 2011 году). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне;
  • проблема роста безработицы волнует 42% россиян, что на 14% ниже уровня 2009 года. Напомним, что в феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);
  • экономический кризис беспокоит уже не 59% опрошенных, как это было в 2009 году, а только третью их часть (около 30%);
  • по прежнему высокий уровень озабоченности вызывает рост преступности – он беспокоит 29% россиян.

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

  • резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов (мнение общества подтверждают данные официальной статистики);
  • недоступность многих видов медицинского обслуживания;
  • кризис морали, культуры, нравственности;
  • коррупция, взяточничество.
    1. Научная оценка

В качестве мнения третьей  стороны ниже приводится отрывок  из

лекции Гонтмахера Е.Г. 1 «Социальная политика в контексте российского кризиса», прочитанной 12 марта 2009 года в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру»:

«…Росстат регулярно публикует коэффициент Джини, разные коэффициенты расслоения. Они растут. И росли все последние годы. Принцип такой: богатые богатеют быстрее, чем богатеют бедные. Такой принцип был еще до недавних времен. Проблема не только в цифрах дохода. У нас есть очень интересные цифры. Половина работающего населения не ходит к врачу. В том числе те, кто нуждается. Потому что либо нет денег, либо неохота стоять в очередях. Факт вопиющий…

… Но дело не только в доходах. А в том, что больше половины нашего населения отрезано от современных благ: качественная медицинская помощь, качественное образование, в том числе школьное…

… Как можно оценить этот процесс? Я считаю его отрицательным. Я не преувеличиваю то, как эти процессы происходят на Западе. Там тоже очень много проблем. Но все-таки равенства условий жизни там больше. Мы говорим, что оголяется Дальний Восток, Сибирь. Что это плохие люди, кто оттуда уезжает? Это дезертиры, которые не хотят защищать от китайцев наши города? Нет. Человек ищет, где лучше. И едет в Москву…

… Мы сейчас обсуждаем проблему среднего класса. По исследованиям, которые делал Независимый институт социальной политики, средний класс не увеличился за семь лет. На него нет спроса. Средний класс – это и нормальные рабочие места, которые предполагают интеллектуальный интенсивный труд. У нас нет спроса на эти рабочие места. Данные показывают, что мы стали зависеть от газа, нефти, древесины даже больше, чем в 99-м году, когда мы начали выходить из кризиса 98-го года…

…Мы обсуждали программу-2020 и споткнулись на одной вещи. Кто будет строить эту инновационную экономику 2020-го года? Люди, у которых плохое состояние здоровья? Две трети школьников имеют хронические заболевания, которые, кстати, не лечатся. Этим просто никто не занимается…

… Социальная политика – это тоже винтик. Есть и другие винтики. Экономическая политика, финансовая политика, внешняя, внутренняя и т. д. Если мы сейчас, даже в наших головах, выстроим идеальную социальную политику, ничего не сделав с другими винтиками, мы обречены на неудачу. И сейчас повестка дня перед Россией тяжелейшая. Это хуже, чем было при Петре Первом. Вот в чем проблема. Продвижение должно быть везде … не может быть процветающей социальной политики на фоне провала всего остального…

...Подводя итог полемике по вопросам социальной политики государства, следует отметить, что в этой сфере в России имеется немало положительных моментов, но проблемы всегда были, есть, и, вероятно, будут. Универсальных методов их решения, увы, не существует. На сегодняшний день написано множество программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в России. Насколько успешно они будут реализованы, можно будет судить лишь через определенный промежуток времени…».

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы социальной политики государства, как регулирование  доходов населения, обеспечение  занятости и политика государства  на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях.

В заключение исследования можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним  из важных вопросов, без решения  которого невозможно создать гармоничную  рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях развивающейся рыночной экономики (особенно в период экономического кризиса) регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

Рассмотрев основные направления  социальной политики РФ, можно сделать  вывод, что, не смотря на наличие некоторых  негативных моментов, существует множество  и положительных. И намечая ориентиры  активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что  даже в условиях развитой экономики  будут усиливаться трудности  в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость  определенного ужесточения условий  предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.


Список литературы

 

    1. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010. – 795 с.
    2. Социальное положение и уровень жизни населения России. – М.: Росстат, 2010. – 507 с.
    3. Якобсон Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей / Л.И.Якобсон // Общественные науки и современность. – 2009. – №2. – с. 52-66.
    4. Булатов А.С. Экономика: Учебник / А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2003. – 896 с.
    5. Кочетков А.А. Основы экономической теории: Курс лекций / А.А.Кочетков. – 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 492 с.
    6. Моисеев В.Е. Экономические реформы России: учебно-методическое пособие / В.Е.Моисеев, О.И.Уланова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – с.76-93
    7. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов/М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 456с.
    8. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в контексте российского кризиса: стенограмма лекции [Электронный ресурс].
    9. Госкомстат [Электронный ресурс].
    10. Исследования социальной политики: исследовательские организации [Электронный ресурс]. – Информационно-аналитический портал «Социальная политика».
    11. Россияне об острых проблемах общества [Электронный ресурс]. – Левада-Центр.
    12. Тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой [Электронный ресурс].
    13. Всемирный банк: Последние тенденции и перспективы экономического развития [Электронный ресурс].
    14. Л. Жирнова «Стратегия и политика России в области обеспечения экономического благосостояния человека», статья в журнале Научная жизнь №1/2011.

1 Гонтмахер Евгений Шлемович - один из наиболее ярких и глубоких российских специалистов в области социальной политики; доктор экономических наук, профессор ГУ-ВШЭ, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций; руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН; член Правления Института современного развития; участник экспертного сетевого проекта СИГМА.

 


Информация о работе Социальная политика государства