Социальная рыночная экономика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика как тип экономической системы не является чем-то универсальным, пригодным для характеристики любой страны. В реальной жизни существует не один, а множество вариантов (моделей) рыночной экономики, которые существенно отличаются друг от друга. В целом можно сказать, что в современных развитых странах имеет место сочетание рыночной и централизованной экономики при господстве рыночной, т.е. смешанная экономика. Экономическую систему Германии принято называть «социальным рыночным хозяйством». В реферате приведены особенности данной системы, предпосылки ее возникновения, а также факторы, играющие важную роль в социальном хозяйстве страны.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..2
1.Общая характеристика экономики Германии…………………3
2. Концепция социальной рыночной экономики………………..4
3. Предпосылки возникновения в Германии социальной
рыночной экономики…………………………………………...7
4. Немецкая модель социального рыночного хозяйства………...9
5. Роль конкуренции в социальном хозяйстве…………………..11
6. Труд и социальные отношения………………………………...15
7. Социально-экономическое развитие Беларуси……………….16
Заключение………………………………………………………...18
Список литературы………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.47 Кб (Скачать файл)
  • Обогащать общество знаниями о потребностях и средствах удовлетворения спроса, которыми располагают миллионы хозяйственных объектов в качестве потребителей и рабочей силы, знаниями, накопленными тысячами коммерсантов, инженеров и предприятий;
  • Стимулировать применение этих знаний;
  • Способствовать распространению в обществе оптимальных решений соответствующих проблем.

     При концентрации экономики и наличии конкуренции гарантируется использование и широкое распространение прогрессивных знаний т.к. если новейшей информацией не воспользуется один, то этот ни за что шанс не упустит другой. Конечно, основной вклад в научно-технический прогресс вносят крупные предприятия с богатой материально-технической базой. Тем не менее, основополагающими принципами конкуренции должны быть деконцентрация экономических решений на основе состязательности и предотвращения сговора об использовании или неиспользовании определенных знаний. Конкуренция обеспечивает более многообразный и масштабный научный, технологический, экономический прогресс, нежели высокая степень концентрации, которая, как правило, равнозначна ограничению конкуренции.

3. Управление производством  с помощью хозяйственных субъектов.

     Свобода потребления и производства как существенный элемент конкуренции позволяет поставщикам товаров и услуг предлагать то, с чем они могут рассчитывать на максимальный успех у покупателя. Поскольку поставщики предлагают потребителям альтернативные товары и услуги разного качества по разным ценам и им предоставляется право выбора на альтернативной основе, направленность производства определяется именно пожеланиями потребителей. Свобода производства, свобода выбора рынков сбыта и свобода потребления создают предпосылки для того, многочисленные экономические единицы выясняли спрос и предлагали такие товары и услуги, которые способны значительно улучшить их экономическое благополучие. Основанный на свободе экономический порядок образуется тем, что не только в политическом, но и в экономическом отношении граждане самостоятельны и сами могут принимать решения как распорядиться своим доходом, какие товары и в каком количестве потреблять или приобретать, на какие предложения производителей обращать внимание, в какой профессии и на какой работе обеспечить свой доход и где жить. Последовательная политика по регулированию конкуренции является высокоэффективным инструментом, который должен предотвратить уклонение предприятий от социального и экономического контроля со стороны рынка, а также ослабление позиций потребителей.

4. Обеспечение экономической  и социальной стабильности.

     Порядок, регулирующий конкуренцию, не должен ставить под удар еще одну цель – достижение определенной степени экономической и социальной стабильности. Следовательно, конкуренция не должна быть настолько интенсивной, чтобы, например, вызвать колебания занятости или постоянно приводить к перепадам в работе сельского хозяйства. Процесс конкуренции должен осуществляться умерено и под контролем, прежде всего в социальной сфере, чтобы в результате такой конкуренции минимальное число людей было лишено средств к существованию или остались безработными. Поэтому, в частности, возможности увольнения работающих весьма ограничены и поэтому же, наряду с другими причинами, стабилизируются цены в сельском хозяйстве.

5. Достижение и обеспечение социальной справедливости.

Эта цель достигается с  помощью конкуренции несколькими  способами:

  • Поскольку конкуренция обеспечивает большее возрастание социального продукта, чем любой другой принцип организации, создаются большие возможности для социального перераспределения, т.е. для углубленной реализации принципа социальной справедливости.
  • Если общество отдает предпочтение справедливости по труду, дополняемой справедливостью по потребности, конкуренция способствует углублению справедливости в той мере, в какой конкуренция распределяет доходы по продуктивному вкладу отдельных факторов в создание социального продукта.
  • Социальная справедливость – это не только справедливость в сфере распределения. Она включает в себя также требования к государству о равномерном распределении услуг, прав и обязанностей, которые государство предоставляет или возлагает на своих граждан. Равные права для всех в экономической сфере означают, что все должны обладать правом добиваться социального и профессионального положения в соответствии со своей пригодностью, а при соответствующем подтверждении своих реальных возможностей и занимать это положение.

     В условиях такой общественной системы вероятность реализации справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.

 

6.Труд и социальные отношения.

      Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

1.  Нормирование защиты  работающих по найму:

·     Защита от опасностей или охрана труда;

·     Гарантии в  отношении длительности рабочего времени;

·     Гарантированность  рабочего места.

2.  Нормирование в отношении  устава предприятия или фирмы:

· Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные  предприятии я с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав  предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и  работников

· Закон об участие работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;

· Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.

3.  Нормирование в области  рынка труда:

·     Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система  обеспечения занятости;

·     Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;

·     Страхование  и выплаты по безработице;

·     Политика полной занятости.

4.  Система социального  страхования:

·     Страхование  от несчастного случая;

·     Страхование  на случай болезни;

·     Пенсионное страхование  рабочих и служащих;

·     Пенсионное страхование  лиц, неработающих по найму;

5.  Социальная помощь.

6.  Социальная политика  жилищного строительства и жилищный  рынок.

7.  Помощь семьям.

8.  Помощь в получении  образования.

9.  Трудовые и социальны  суды.

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая  социальную защищенность населения.

 

7. Социально-экономическое  развитие Беларуси

Магистральный путь, избранный  в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, — построение социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики, вхождение  в мировое рыночное хозяйство.

Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками  и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом  плане под системной моделью  национальной экономики рыночного  типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное  развитие.

В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства  в Беларуси предполагает смягчение  негативных черт чистого рыночного  хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным  производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной  основе, путем принятия необходимой  системы законов и при активном участии демократического правового  государства.

Белорусская модель развития формируется в течение последних  лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И  хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе  своего становления, но уже сегодня  достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые  определяют ее общность с рыночными  и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим  целям мировой цивилизации.

Общность определяется прежде всего едиными для всех стран  цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью  изменений следующих структурных  компонентов, базовых блоков экономической  системы:

- политическим устройством  государства (ростом демократии, защитой свобод и прав граждан);

- отношениями (правами)  собственности (укреплением института  частной собственности, плюрализма  форм собственности);

- типичным поведением  экономических субъектов (ростом  свободы экономической деятельности  и предприимчивости);

- ролью государства в  экономике (усилением регулирующей  роли государства);

- характером управления (регулирования) экономическими  процессами (сочетанием прямых и  косвенных методов регулирования  с увеличением роли последних);

- целями и средствами  экономической политики (ориентацией  на рост благосостояния населения);

- характером внутреннего  рынка (укреплением рынка "покупателя");

- социальным фактором (степенью  защиты принципов социальной  справедливости и стабильности, различной в разных странах,  но более высокой в социальном  рыночном хозяйстве).

Конкретное страновое  содержание этим блокам придают целевая  ориентация, ценностные установки, "философия" перехода к рынку, принципы экономической  и социальной политики государства, направление общественного развития.

В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного  стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства  и либерализация всех различных  сфер экономической деятельности в  рамках, не противоречащих устойчивому  развитию; развитие конкурентной среды  и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

 

Заключение

Таким образом, можно проследить путь Германии от разрухи и действительно  нулевой точки к современному высокоразвитому государству с  развитой социальной рыночной экономикой. Прилежные, квалифицированные рабочие, вооруженные техническими и трудовыми  навыками, иностранная помощь, прочее содействие экономическому развитию Германии дали мощный толчок развитию экономики. Дальнейшему ее развитию способствовал  целый ряд политических, экономически и социальных факторов, среди которых  важную роль играют экономические свободы, которые социальное рыночное хозяйство предоставляет предпринимателям, работающим по найму и потребителям. Не последнюю роль сыграли усилия парламента и правительства в области экономического и политического порядка, а также политико-экономического законодательного процесса.

Прогрессивная система конкуренции, развитая социальная структура сделали  свое дело. Было создано хозяйство, основанное на свободах как личных, так и экономических, в котором  человек выступает не  в качестве «инструмента» производства, а воспринимается как личность, имеет права, социальные гарантии. Социальная рыночная экономика  на примере Германии продемонстрировала свою эффективность и можно с  уверенностью сказать, что социальная рыночная экономика обеспечивает больший  технический, цивилизованный, экономический  и социальный прогресс, чем любые  другие менее свободные и социально  ориентированные экономические  структуры.

Информация о работе Социальная рыночная экономика Германии