Социально экономические проблемы мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы состоит во всестороннем изучении глобальных проблем мировой экономики, с более подробным анализом социально-экономических проблем. Обозначим задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию.
2. Провести анализ проявления глобальных социально-экономических проблем в современном мире (различные регионы мира: индустриально развитые, развивающиеся, и развитые страны).
3. Изучить подходы к решению глобальных социально-экономических проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Понятие и основные черты глобальных проблем
1.2Причины возникновения глобальных проблем
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Классификация глобальных проблем мировой экономики
2.2 Проблема преодоления бедности и отсталости
2.2.1 «Порочный круг» бедности
2.2.2 Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - как комплексный показатель социально-экономического развития
2.3 Проблема международных долгов
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1 Взаимозависимый характер решения глобальных проблем
3.2 Пути преодоления бедности и отсталости
3.3 Конверсия и новые аспекты поддержания мира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Благоприятный инвестиционный климат включает в себя множество факторов, делающих инвестирование в одной стране более прибыльным и менее рискованным, чем в  другой. Одним из наиболее важных факторов является политическая стабильность. Дело в том, что инвесторы - как внутренние, так и иностранные - больше всего боятся резких политических потрясений, несущих с собой угрозу непредсказуемых изменений в ценообразовании, налогообложении и других условиях ведения бизнеса, вплоть до угрозы конфискации капиталов.

Вследствие политической нестабильности страна рискует попасть  в порочный круг, показанный на рис. 2.5:

1) угроза резких  политических изменений отпугивает  потенциальных инвесторов;

2) низкий уровень  инвестиций тормозит экономический  рост;

3) замедленный  экономический рост углубляет бедность и социальную напряженность в стране;  

4) в результате  недовольство существующим политическим  режимом усиливается и угроза  политических потрясений становится  еще более реальной. 

Страна, попадающая в такой замкнутый круг, серьезно тормозит свое развитие и ограничивает свои возможности борьбы с бедностью.

2.2.2 Индекс развития  человеческого потенциала (ИРЧП) - как  комплексный показатель социально-экономического  развития

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -- индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. 

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей: 

- Средняя продолжительность  предстоящей жизни при рождении (СППЖР) -- оценивает долголетие.  

- Уровень грамотности  взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).  

- Уровень жизни,  оценённый через ВВП на душу  населения при паритете покупательной  способности (ППС) в долларах  США.  

В зависимости  от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8…1), средний (0,5…0,8) и низкий (0…0,5) уровень. 

Отчёт 2008 показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран  постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики  и высокой смертности. Во второй группе -- из-за СПИДа и сопутствующей ему смертности. 

Большая часть  данных для отчёта 2008 получена в 2006 и ранее. Не все страны-члены ООН  могут предоставить необходимые  статистические данные. Часть стран  перечисленных в конце статьи отсутствуют в отчёте, так как не желают или не могут предоставить статистику. Эти страны отнесены к группе стран с средним и низким ИРЧП. 

По данным отчёта, 25 из 26 стран с низким ИРЧП расположены  в Африке, ещё одна страна -- Восточный  Тимор. 

Самые лучшие показатели ИРЧП - Исландия (0,968), Норвегия (0,968), Канада (0,967), худший - Сьерра-Леоне ( 0,329). 

Россия занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким  показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и Казахстане). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995 -- 114, в 2004 -- 57 [1], в 2005 -- 62 с индексом 0,795 [2], в 2006 -- 65 с индексом 0,797 [3], в 2007 году -- 67 место с индексом 0,802 [4]. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования. 

Индекс сильно варьируется по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики [5], в 2006 году наивысший среди  российских регионов ИРЧП у города Москвы - 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы - 0,691 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном и др.). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как занижен для Московской и Ленинградской областей. Такая ситуация получается из-за того, что отдельная часть Индекса РЧП считается как отношение студентов ВУЗов к общему числу учащихся. Однако значительная (если не подавляющая) часть студентов-жителей соответствующих областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования - 0,999, для Санкт-Петербурга - 0,985). Большинство же российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что вполне сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина и др.

2.3 Проблема международных  долгов 

Одна из серьезных  проблем в функционировании глобальной экономической системы - кризис международной  задолженности 1980-1990-х годов и рост международных долгов в эти и последующие годы. Внешние заимствования оказывают положительное влияние на экономическое развитие до определенного уровня доходов хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействия долга становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной системы. 

Кризис внешней  задолженности начался в августе 1982 г., когда ряд латиноамериканских стран оказались не в состоянии  выплачивать свою задолженность  иностранным коммерческим банкам и объявили о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление. 

Появлению кризиса  международной задолженности способствовал целый ряд условий:

1. Широкое кредитование  развивающихся стран частным  сектором в начале 1970-х годов.  Этому способствовала отмена  золотодолларового стандарта и  фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного  регулирования.

2. В середине 1970-х годов произошло образование относительного избытка ссудного капитала в развитых странах в результате спада деловой активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение цен на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства , особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров. Внешний долг развивающихся стран резко возрос: с 78,5 млрд в 1973 г. До 180 млрд в 1976 г., из которых почти 60% было представлено частными банками в форме синдицированных займов. 

Основная доля международного банковского кредитования приходилась на страны Латинской  Америки (более 50%).

3. Способность  обслуживать долг зависит от  величины долга, от условий  заимствования, характера использования займа, перспектив развития заемополучателя и экономической обстановки. В начале 1980-х г. В условиях экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентов и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран. 

4. Образование  кризиса внешней задолженности  сопровождался бегством капитала  за границу. По оценкам, только  за1976-1985 гг. страны с высокой задолженностью  в результате бегства капитала  потеряли 200 млрд. долл. 

Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников.

Бремя долгов затормозило  экономический рост, привело к  росту процентных ставок и вынуждало  государство использовать ссудный  капитал для финансирования внешних  и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений.

В результате в 1980-е годы кризисные страны в 2-3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием  внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9-22 раза.

Попавшие в  долговой кризис страны в елях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь повлекло сокращение ввоза средств производства, сырья  и материалов. Все это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития.

Проблема урегулирования долгового кризиса представляет собой сложный процесс, в котором  участвуют правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ, и крупнейшие частные банки.

На первом этапе 1983-1988 гг. происходило ужесточение  позиций стран-кредиторов. Правительства  и ТНБ стремились вынудить должников  по одиночке решать свои долговые проблемы. Но должного результата это не принесло.

В 1988г. Были объявлены  предложения, получившее название план Брейди. План Брейди, признал, что крупные  международные долги не могут  быть оплачены только за счет положительного сальдо платежных балансов стран-должников, не причиняя ущерба их экономическому развитию.

Состояние международных  долгов за 1990-2000-е годы изменилось. Общий  объем внешних долгов значительно  увеличился. Их мировой объем составляет порядка 20% ВМП.

1990-е годы  характеризовались новыми ситуациями  в динамике международных долгов: появилась новая группа крупных должников страны - СНГ. В 1999 г. Их внешний долг достиг 222,8 млрд долл. Это создало новое явление в глобальной структуре рынка ссудного капитала, определяемое движением ссудного капитала с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран. 

В тяжелом положении  оказались многие беднейшие страны. В связи с этим, в 1999 г. Развитые страны стали снижать долги беднейших  стран, находящихся в тяжелом  положении до уровня, обеспечивающего их устойчивое развитие. Тем не менее, общая сумма долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: с 2,5 до 3,2 трлн долл. в 2005 г., в 1,3 раза.

В 2005 г. норма  обслуживания долга снизилась до 15%. 

Значительный  прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран - Аргентины, Бразилии. В 2000 г. Величина обслуживания долга - 52%, в 2005 г. - понизилась до 35,6%.

Страны Тропической  Африки имели саму высокую долга - она превышала 70%. В результате списания долгов и оживления экономической деятельности бремя внешних долгов африканских стран снизилось до 11,2% в 2005 г.

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ  ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1 Взаимозависимый  характер решения глобальных  проблем 

Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Осуществление некоторых глобальных проблем в ряде случаев упирается в ресурсное обеспечение намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира. 

Необходимые предпосылки  и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального  характера создаются мировым  сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.[10,с.650]

Масштабность  и острота современных глобальных проблем требуют сложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств, политических партий, общественных движений всех стран мира. Именно созидательное взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей. Как добиться этого переворота, если он затрагивает экономические (материальные) интересы индивида, определенных групп людей и даже целых государств? 

В современном  мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них - это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам: 

а) решение глобальных проблем должно проходить в таких  формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли; 

б)решение проблем  обеспечения ресурсами надо проводить  за счет запасов сырья и энергоносителей  других стран, поддерживая таким  образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран; 

в)решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры; 

Информация о работе Социально экономические проблемы мировой экономики