Социальное государство: понятие, сущность, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Конституция 1993 г. определила новые принципы взаимодействия между личностью, обществом и государством. В качестве основ конституционного строя нашли закрепление такие характеристики государства как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен многонациональный народ Российской Федерации, по-новому определён статус личности. Вторая статья Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Указанные положения Основного закона позволили закрепить в статье седьмой норму о том, что Российская Федерация является социальным государством.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Социальное государство: понятие, сущность, признаки »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил: студент 2 курса,  группа

                                       П-РиО-02-12

                                                Антонова Елена Сергеевна

 

                                                              Проверил: к.и.н, доц. Аристов С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подольск 2014

План работ

 

Введение

Актуальность проблемы. Конституция 1993 г. определила новые принципы взаимодействия между личностью, обществом и государством. В качестве основ конституционного строя нашли закрепление такие характеристики государства как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен многонациональный народ Российской Федерации, по-новому определён статус личности. Вторая статья Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Указанные положения Основного закона позволили закрепить в статье седьмой норму о том, что Российская Федерация является социальным государством.

Значение приведённых положений определяется тем, что они включены в число основ конституционного строя РФ, составляют ту базу, на которой выстраиваются не только остальные нормы Конституции, но и всё отраслевое законодательство, осуществляется правоприменительная деятельность. Они представляют собой непреложные конституционные ценности, на основе которых взаимодействуют государство и личность - взаимосвязи, имеющие решающее значение для государства, обозначившего себя как социальное. Провозглашение социального характера государства предполагает его активное участие в жизни общества, личности не только в экономической области, но и в духовной, культурной сфере, поскольку достойная жизнь и свободное развитие невозможны без мировоззренческой основы. Социальное государство предполагает такой тип взаимодействия государства с личностью, при котором человек является не только объектом государственной политики, но и является субъектом, то есть активным участником, не придерживающимся политики иждивенчества во взаимодействии с государством.

Бесспорно, в момент принятия и вступления в силу Конституции Российская Федерация фактически не являлась, да и на сегодняшний день не является, действительно социальным государством. Основываясь на научных разработках идеи социального государства, анализе практики претворения в жизнь её положений, можно сделать вывод, что данное понятие является весьма сложным и многоплановым, а трудности в его понимании изначально связаны с неоднозначностью самой трактовки социального. Слишком широкое понимание приводит к невозможности выработки критериев, которым должно соответствовать социальное государство и в соответствии с которыми можно оценить проводимую им политику. Характеристика государства как социального находит выражение в том, что Конституция РФ в главе второй закрепляет целый комплекс социальных прав человека и гражданина, которые традиционно относят ко второму поколению прав и свобод человека и гражданина. На государство возлагается обязанность по их признанию, соблюдению и защите. В статье седьмой Конституции РФ определяются основные направления деятельности государства, надлежащая реализация которых позволит признать Россию действительно социальным государством. Всё это предусматривает необходимость создания и системы гарантий указанной группы прав человека и гражданина, которая также может рассматриваться как критерий действительности социальности государства.

Сложность в исследовании феномена социального государства состоит также в том, что требуется использование знаний не только в области социологии, но и в сфере экономики, политики, юриспруденции, истории. Анализ предпосылок формирования рассматриваемого института в РФ, учёт накопленного исторического опыта помогает выработать конкретные предложения, наиболее эффективные именно для Российского государства, позволяет достичь цели социального государства - избежать разрешения социальных конфликтов революционным путём, обеспечить экономический и социальный прогресс посредством создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Также разработка теории социального государства особенно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными ( и экономически, и психологически, и политически ) могут быть как её недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.

Объектом исследования является социальное государство.

Предметом исследования является развитие идей о социальном государстве.

Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.

Цели работы определили задачи исследования:

1.определить социальное  государство, его признаки, функции  и принципы;

2. рассмотреть развитие  идей о социальном государстве;

3. рассмотреть становление  социального государства в России.

Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания, сравнительного анализа, обобщения.

   Методологическую  и теоретическую базу исследования  составили достижения отечественных  и зарубежных ученых - исследователей социального государства, таких как: Чиркин В.Е, Кочеткова Л.Н, Каргалова М.В, Калашников С.В, Гончаров П.К, Роик В.Д и др.

 

1 Сущность  социального государства

1.1 Определение социального  государства, его признаки. Модели социального государства

Родоначальником термина «социальное государство» является немецкий ученый  Лоренц фон Штейн, который определил его в конце XIX века как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти1.

В отечественной научной литературе есть разные определения социального государства. В.А. Затонский считает, что социальное государство - это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в Конституции основные направления этой политики, благоприятствующие труду2.

По мнению М.В. Каргаловой, социальное государство, наряду с выполнением основных функций классического государства (оборона, юстиция, правопорядок, административное управление) должно осуществлять свою политику с учетом интересов всех без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, обеспечивать стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях3.

Нелюбин А.А. считает, что понятие «социальное государство» характеризует его конституционно-правовой статус и предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод каждого гражданина, соответствующие обязанности государства, которое служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия, создать условия для самореализации творческого потенциала личности4.

П.К. Гончаров констатирует: «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности»5.

Несколько иначе звучит определение социального государства в статье А.Ф. Храмцова: «Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики»6.

На основе опыта европейских стран (Германия, Швеция, Норвегия и др.) можно выделить характерные признаки социального государства:

- наличие среднего класса  с относительно высоким уровнем  жизни;

- отсутствие социальной  поляризации общества и крайней дифференциации доходов различных слоев населения;

- государственные социальные  гарантии и пособия (на образование  и медицинскую помощь, достойные  пенсии, предоставление нуждающимся  социального жилья и т.п.);

- значительная роль государства в перераспределении доходов, стимулировании технического прогресса, развитии инфраструктуры.7

Кроме этого выделяются такое признаки:

- демократическая организация  государственной власти;

- высокий нравственный  уровень граждан;

- правовое развитие государства;

- существование гражданского  общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведение  социально ориентированной политики;

- ярко выраженная социальная  направленность политики, что проявляется  в раз.

работке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;

- наличие развитого социального  законодательства.

После Второй мировой войны, ознаменовавшийся были выделены различные модели социального государства и государства всеобщего благосостояния:

- позитивное государство социальной защиты;

- государство социальной защиты;

- социальное государство всеобщего  благосостояния;

- либеральное социальное государство;

- консервативное социальное государство;

- социал-демократическое социальное  государство8.

Данные модели имеют целый ряд специфических признаков и черт, однако и определенные парные пересечения: и та и другая школа к первой категории относят США и Великобританию, ко второй - Германию и Францию, к третьей - Швецию, Норвегию, Данию и другие страны.

Указанные модели в современном научном обороте имеют и другие названия - рыночная модель, модель социального рыночного хозяйства, шведская модель. Хотя модели социального рыночного хозяйства и социально ориентированной экономики имеют несколько иные базовые установки. Модель социального рыночного хозяйства опирается на идею общественной системы, в которой экономика является равноправным элементом, взаимоувязанным с политикой, социальными процессами, а также правовым полем и порядком. Эти элементы функционируют в постоянном взаимовлиянии друг на друга.

Наиболее радикальные взгляды данного научного направления принадлежат А. Мюллеру-Армаку, который уравнивал в значимости социальную и экономическую политику государства и ратовал за прямое перераспределение доходов для реализации социальных функций и достижения социальных целей государства9.

Другие исследователи выделяют такие модели социального государства:

- либеральная модель, в  основе которой лежит индивидуальный  принцип, предусматривающий личную  ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

- корпоративная, которая  предполагает механизм ответственности  предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и  судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

- модель, в основе которой  лежит ответственность всего  общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает  условие, при котором богатый  платит за бедного, а молодой  за старого. Государство перераспределяет  поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания10.

Информация о работе Социальное государство: понятие, сущность, признаки