Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа
Итак, цель курсовой работы состоит во всестороннем изучении глобальных проблем, с более подробным анализом социально-экономических проблем. Обозначим задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию.
2. Провести анализ проявления глобальных социально-экономических проблем в современном мире (различные регионы мира: индустриально развитые, развивающиеся, и развитые страны).
3. Изучить подходы к решению глобальных социально-экономических проблем.
Введение
Глава 1. Сущность глобальных проблем и причины их возникновения
1.1 Понятие и основные черты глобальных проблем
1.2 Причины возникновения глобальных проблем
Глава 2. Социально-экономические аспекты глобальных проблем
2.1 Классификация глобальных проблем
2.2 Проблема преодоления бедности и отсталости
2.3 Продовольственные проблемы
2.4 Проблема освоения и использования мирового океана
Глава 3. Пути решения глобальных проблем
3.1 Взаимозависимый характер решения глобальных проблем
3.2 Пути преодоления бедности и отсталости
3.3 Конверсия и новые аспекты поддержания мира
Заключение
Список литературы
В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:
а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;
б)решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;
в)решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;
г)экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны.
Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Учет интересов всех народов, их желаний и воли на справедливых и гуманных началах, потребностей нынешних и грядущих поколений – вот тот критерий, которым должны руководствоваться все народы нашей планеты. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.[1,с.490]
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учет интересов, развитие науки и обогащение ее достижениями всех народов. Сегодня все человечество должно заново переосмыслить политику своих государств, практику жизни, переоценить свои ресурсные возможности. Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения. Это возможно на основе расширения международного сотрудничества на самых разных уровнях.
Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь – Организации Объединенных Наций (ООН). Наряду с решением вопросов сохранения мира, упрочения международной безопасности и разоружения, ООН способствует созданию международного климата, необходимого для решения глобальных проблем: охраны окружающей среды, решения продовольственной проблемы и др.
Огромную роль в решении глобальных проблем играют научные исследования, создание и использование новейших технологий, способствующих стабилизации экологической обстановки в мире. Уже сегодня затраты на НИОКР намного ниже по сравнению с 1995 годов.
Большую долю в финансировании НИОКР занимает Азиатские страны, затем США и Европа, наименьшие затраты на НИОКР осуществляет Япония.
В рамках ООН продолжают разрабатываться документы, регламентирующие деятельность государств в Мировом океане. Международные организации системы ООН (Программа по окружающей среде, Программа развития), Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, Комиссия по глобальному соуправлению, Независимая всемирная комиссия по океанам, Открытый процесс неофициальных консультаций ООН по вопросам Мирового океана и международного морского права работают в контакте с научным сообществом, бизнесом, местными объединениями ради создания системы глобального океанического соуправления.
В последние годы существенную роль в развитии океанического соуправления сыграли проводимые под эгидой ООН форумы по использованию морских пространств и ресурсов. Наиболее интересными среди них были Глобальный форум по выживанию (Великобритания, 1988), Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992), Всемирный форум по неправительственным организациям (Канада, 1999), Всемирный саммит по устойчивому развитию (ЮАР, 2002), Саммит по океанической политике (Португалия, 2005), Глобальная конференция по океанам, прибрежным зонам и островам (Франция, 2006). На этих совещаниях выносятся на обсуждение ключевые проблемы освоения Мирового океана и вопросы национального и международного управления этой деятельностью. На таких встречах обсуждаются новые идеи и стратегии, вызовы и перспективы31, формирование глобальной политики использования потенциала океанической части биосферы.
Охраной окружающей среды в ООН занимается специализированная организация ЮНЕП, созданная в 1972 году. Основными направлениями ее деятельности являются:
охрана атмосферы, водных ресурсов, животного мира;
борьба с опустыниванием и эрозией почв;
оценка воздействия на окружающую среду различных видов энергии;
реализация глобального мониторинга (всемирной службы слежения за состоянием природной среды);
развитие природоохранного образования и подготовка кадров.
Проблемами продовольствия занимаются: специальная организация при ООН – ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и Социальный совет при ООН и его региональные комиссии и другие организации. Они наблюдают за мировым продовольственным положением, оказывают содействие развитию сельскохозяйственного производства, решают другие вопросы.
Важную роль играют международные организации и в решении энергетической проблемы. Среди них – Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. организации. Их деятельность направлена не только на решение текущих вопросов развития энергетики, но и связана с проблемами ее глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергоснабжение и последствия возможных решений по развитию энергетического хозяйства.[7,с.392]
Есть ряд других международных организаций и общественных движений, которые решают или способствуют решению тех или иных проблем современного мира.
Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.
Большинство экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.
Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости.
Оно осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран Тропической Африки – даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год.
Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции – прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира. По данным МВФ, в 90-е гг. чистый приток всех финансовых ресурсов (то есть за вычетом платежей по ним) в развивающиеся страны составлял ежегодно от 114 до 229 млрд. долларов. Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.
Зоны нищеты и голода в системе «человек – общество – природа» возникли и развились давно. Они особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств.
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.
Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает, во-первых, утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости, во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран .[1,c.488]
Изменение военно-политической обстановки в мире повлекло за собой последствия противоречивого характера. Во многих развитых странах, а также особенно в бывших советских республиках, активно идет процесс конверсии военного производства, на которую ранее возлагались большие надежды в связи с высвобождением большого количества производственных мощностей и рабочей силы. Однако конверсия оказалось делом и экономически (переналадка специфического оборудования), и социально (массовое высвобождение работников оборонных отраслей и сокращение численности вооруженных сил) очень дорогим. По оценкам экспертов СИПРИ, первоначальные расходы на конверсию превышают расходы на гонку вооружений.
К сожалению, война далеко не исчезла из арсенала способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечен6ием новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии и т.п.).
Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев. По подсчетам СИПРИ, в середине 90-х гг. насчитывалось порядка 50 конфликтов, где велись боевые действия и лилась кровь. Новым и неожиданным вызовом мировому сообществу явилось расширение «клуба» ядерных держав. В числе околоядерных называют ЮАР, Израиль, Иран, Ирак, КНДР, а также Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Реальная угроза расползания ядерного оружия, которое находится за пределами международного урегулирования, может создать новую трудноразрешимую ситуацию в мире, потребует новых политических и экономических подходов.
Наконец, очень большую опасность в наши дни представляет и проблема международного терроризма, способного спровоцировать различные конфликты вплоть до ядерного шантажа и глобального ядерного конфликта (некоторые исследователи выделяют международный терроризм в разряд новых глобальных проблем).
Таким образом, справившись с прямой угрозой уничтожения в глобальной войне, человечество столкнулось с новыми явлениями, способными подорвать всеобщий мир и безопасность.
Триумфальное развитие человеческой цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Пора, наконец, понять всем – как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям, – что нельзя без конца уповать на всякого рода социальные механизмы, на обновление и совершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они, в конечном счёте, определяют судьбу человечества. Нет и не будет ему спасения, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения. Или суть проблемы, которая встала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого и как индивидуальность, и как коллектив. Решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения самого человека, его внутренней сущности.
Размышляя о причинах появления мировых проблем, ученые указывают, прежде всего, на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивает в первую очередь глубинные экономические связи, усилившие политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.
Информация о работе Социально-экономические аспекты глобальных проблем