Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………….......………………………3
Глава I. Безработица как социально-экономическое явление….…….……….6
Сущность безработицы……………….……………..………….………………6
Формы безработицы и их специфика………………………..…...…….……6
Причины безработицы в переходной экономике………………...…………9
Социально-экономические последствия безработицы ………….....………11
Пути преодоления безработицы…………………………..…..……………..13
Глава II. Проблемы безработицы в России………..….…….………..………..17
Экономические реформы и рынок труда………………..…..…..…..……..17
Особенности безработицы в России………………..…..……..………..…..18
Основные демографические группы безработицы в регионах России ...19
Особенности безработицы в Челябинской области……………………….22
Государственная защита населения в условиях безработицы………..….25
Заключение…….……..………....………………..………………..………………..28
Список литературы……………………………………………………..………….32

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

   Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

    Существенное влияние  на ситуацию на федеральном  и региональном рынках труда  оказывает своевременное решение  проблем подготовки и переподготовки  кадров. На данном этапе перехода  к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

      В настоящее время  возникает необходимость активизации  деятельности федеральных и региональных  органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.

   При решении вопросов  регулирования занятости населения  важно учитывать специфические  черты российской модели рынка  труда. Это: более высокая степень  коллективизма как традиционного  способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. 

    Предметом взаимной заботы  федеральных и региональных органов  исполнительной власти остаются  проблемы регулирования миграционного  движения населения по территории  России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

   Перемещение людей в экономическом  пространстве должно происходить  прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

    В настоящее время  в законодательной и хозяйственной  практике слабо учитываются территориальные  особенности формирования и использования  трудовых ресурсов. В относительно  трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

   В то же время в трудоизбыточных  районах страны для обеспечения  занятости населения следует  открывать (в первую очередь в  сельской местности, в малых и  средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

   На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние оказывает отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных данных показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например, в добывающих отраслях промышленности), количество свободных ( вакантных) рабочих мест незначительно. В то же время, например, в машиностроении, где уровень средней заработной платы в начале 1997 г. составлял всего 72% средней зарплаты по промышленности в целом, количество свободных (вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно 43% всех свободных рабочих мест в промышленности.

    Касаясь вопросов взаимодействия  федеральных и региональных органов  исполнительной власти при формировании  методов регулирования занятости  населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

    Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

     В то же время  для решения долгосрочных стратегических  задач, связанных, в частности, с  формированием оптимальной региональной  производственной специализации  на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная  политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

     Такие же сложные  комплексные проблемы, как формирование  единых общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики, решение методологических вопросов приватизации и акционирования, разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим отраслевым и региональным условиям.

    Своеобразие ситуации, сложившейся  перед этапом стабилизации, состоит  в том, что старые производственные  структуры, не способные адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

    Забота государства о  достижении в стране наиболее  полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии  для экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Автономов  В.С.  Введение  в  экономику – М.: Вита-пресс,  2000
  2. Булатов  А.С.   Экономика – М.: Юристъ, 1999
  3. Видяпин  В.Л.  Экономическая  теория – М.: Инфра-М,  1999
  4. Зверева  Н.  Безработица  и  политика  занятости  -  Федерализм , 2000, №1
  5. Иохин  В.Я. Экономическая  теория  -  М.: Юристъ,  2000
  6. Малева  Т.М. Государственная  и  корпоративная  политика   занятости – М.:  Инфра-М,  1999
  7. Носова С.С.  Экономическая  теория – М.:  «Владос»,  2000
  8. Осакин  В. Челябинская  область:  как  достичь равновесия  на  рынке труда -  Человек  и  труд,  2000,  №11
  9. Организация  работы  центра  занятости:  сборник  нормативных   документов – М.: Федеральная  служба  занятости,  1994
  10. Соловых И.Н.,  Соболев  А.В., Волкова Т.Н. Экономическая  теория – М.: Талант,  1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Носова   С.С.    «Экономическая  теория» - М., «Владос», 2000

1 Государственная и корпоративная политика занятости / Малева Т.М. – М.: Инфра-М, 1999. С.35-38

 

1 Экономическая теория / Соловых И.Н., Соболев А.В., Волкова Т.Н. – М.: Талант, 1998, С.170-173

 

1  Васильев А.В. Безработица // Человек и труд. 2001. № 5. С.18-17

 

2 Зверева  Н.  Безработица  и  политика  занятости //  Федерализм,  2000,  №1, с. 154-156

1 Зверева Н. Безработица и политика занятости // Федерализм. 2000. №1. С.156-159

 

1 Организация работы центра занятости: сборник нормативных документов. – М.: Федеральная служба занятости, 1994. С. 190.

3 «Вечерний  Челябинск»  №198  -  19  октября  2001 

4 Осанкин  В.  Челябинская  область:  как   достичь  равновесия  на  рынке  труда// Человек  и  труд,  2000,  №11, с. 56-57

1 Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита – пресс, 2000, С.254-257

 


Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления