Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы вызвана тем, что преодоление безработицы – это одна из основных задач государственной политики, а занятость – это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником дохода, а повышение дохода означает увеличение совокупного спроса, что повлечет за собой повышение национального дохода.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Тарасова.docx

— 65.99 Кб (Скачать файл)
  • Обострение криминогенной ситуации;
  • Усиление социальной напряженности;
  • Рост количества физических и душевных заболеваний;
  • Увеличение социальной дифференциации;
  • Снижение трудовой активности. [11, c. 325].

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

  • безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.
  • самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

2.3.    Государственные меры  по сокращению безработицы.

Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия.

Общие меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на другие специальности и  т.д.).

2. Организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной  продукции).

3. Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства).

4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям.

5. Использование гибких  форм занятости (надомный труд, неполный  рабочий день, неделя).

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д. [2, c. 18]

Причинами роста численности указанной категории граждан явились реформирование системы ЖКХ, предусматривающее, в том числе, увеличение платежей за коммунальные услуги, введение новых условий выплаты пособия по безработице, потребность незанятых граждан в официальном определении своего социального статуса для получения различных видов социальных услуг, а также востребованность государственных услуг, оказываемых органами службы занятости.

Безработным оказывают помощь по нескольким каналам. Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:

  • обязательные взносы предприятий;
  • взносы работников;
  • дотации бюджета.

В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери) [8, c. 174].

Важным направлением государственной политики в области защиты от безработицы является социальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).

Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости [12, c. 69].

Органами службы занятости проводились мероприятия по обеспечению занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности государственных услуг.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржи труда являются:

  • учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
  • контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;
  • обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;
  • изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;
  • другие функции.

Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30 - 39 лет) [8, c. 145].

Существуют определенные меры по борьбе с безработицей для различных ее видов.

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают: а) совершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии ϲʙᴏбодных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах); б) создание специальных служб для данных целей.

Для борьбы со структурной безработицей могут быть использованы такие меры, как создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации, помощь частным службам подобного рода [6, c. 136].

Основными средствами борьбы с циклической безработицей будут: проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики; недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы; создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики [6, c. 137].

 

Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безработица - это количество незанятого трудоспособного населения, желающего работать. В макроэкономическом плане безработица - это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. В этом смысле безработица равносильна избыточным производственным мощностям или неиспользуемым земельным угодьям, но, в отличие от избытка других факторов производства, «лишняя» рабочая сила - явление постоянное в рыночной экономике.

Безработица может быть вызвана разными причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая безработица), несовершенство информации на рынке труда (фрикционная). 

Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач:

  • разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики;
  • определить приоритетные инвестиционные направления ее развития;
  • разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.

В данной работе была достигнута поставленная цель и решен ряд задач:

  • дано определение понятию «безработица», а также рассмотрены и проанализированы основные ее виды;
  • были представлены причины безработицы, социальные и экономические последствия этой проблемы;
  • сделан вывод.

В результате анализа сущности безработицы можно сделать вывод, что безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы. Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным. Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости.

Возникает вопрос: являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.

 

Источники:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: учебник./ В.С. Автономов. - М: Витапресс, 2000.- 350с.
  2. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Бородянский Э., Кузьмин В. // Человек и труд.- 1996.- № 9.
  3. Бузгалин А.В. Переходная экономика: книга/ А.В. Бузгалин.-М.:Таурус, Просперус, 1994. - 472 с.
  4. Вайсбурд В.А. Экономика труда: учеб. пособие./ 2007. - 312 с.
  5. Видяпин В.Л. Экономическая теория: учебник / В.Л. Видяпин – М.: Инфра-М, 2007. - 671c.
  6. Зверева Н.Т. Демографический аспект безработицы и политики занятости/ Н.Т. Зверева // М: Федерализм. - 2000. - № 1.
  7. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" №287-Ф3 от 25 декабря 2008г. / Конституция РФ.
  8. Иванова Н.А. Экономика и социология труда: учебник./ Н.А. Иванова, 2009 – 246с.
  9. Попов А.Д. Экономически активное население: 1992-2007г. / А.Д. Попов // Вопросы статистики. - 2008 - №9. - С.56.
  10. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: учебник./ В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская. - М.: Юристъ, 2003. - 461 с.
  11. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник./ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. М.: Высшее образование, 2005. – 456c.
  12. Шевчук В.А. Макроэкономика: учебник./ В.А. Шевчук, 2009 – 128 с.
  13. Инны Найдис - Лента новостей и аналитики - URL: http://www.teletrade.com.ua/ (Дата доступа: 17.07.2013)

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы