Социально-экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 23:02, сочинение

Описание работы

На пути к установлению прочных рыночных отношений встречается множество сверхзадач, требующих усиленных мер со стороны государства. Так, с целью быть актуальными на международной арене, страны мира с конца XX века переходят к рыночному типу экономики. То же предприняли и власти России в конце прошлого столетия. У каждой страны свой путь для внедрения новых тенденций в развитие различных ее структур. Одной из таких мер российские власти избрали приватизацию. Приватизация стала явлением в истории России, которое по сей день продолжается и вызывает множество споров.

Файлы: 1 файл

Эссе Приватизация.docx

— 23.46 Кб (Скачать файл)

СПбГЭУ

 

Факультет___торгового и таможенного дела

 

 

Кафедра__общей экономической теории

 

Эссе

 
 
                        на тему: «Социально-экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям»

 

 

 

Выполнила:

 
Проверил:

Профессор кафедры общей экономической теории  
Афанасенко Иван Дмитриевич

 

 

 

Санкт-Петербург 2014 год

На пути к установлению прочных рыночных отношений встречается множество сверхзадач, требующих усиленных мер со стороны государства. Так, с целью быть актуальными на международной арене, страны мира с конца XX века переходят к рыночному типу экономики.  То же предприняли и власти России в конце прошлого столетия. У каждой страны свой путь для внедрения новых тенденций в развитие различных ее структур. Одной из таких мер российские власти избрали приватизацию. Приватизация стала явлением в истории России, которое по сей день продолжается и вызывает множество споров.

В 1980-е годы Россия нуждалась в ряде реформ в области экономики. Хозяйствование страны находилось под административно-командным регулированием, что было весьма неэффективно и тормозило развитие. Этот временной период характеризуется  экономическим кризисом, который охватил важнейшие секторы развития страны: социально-потребительский, производственный, денежно-кредитный. Разрушились механизмы взаимодействия экономики и государства, упала мотивация к предпринимательской деятельности среди населения. Встал вопрос о том, что наряду с государственной собственностью допустить существование альтернативных форм собственности, т.е. создать экономический плюрализм в государстве. Единственный способ выхода из кризиса был переход российской экономики к рыночному типу, чему могла поспособствовать приватизация.

Если разбираться в сущности приватизации, то можно выделить несколько ее функций, которые позволят лучше понять итоги и последствия ее в России.

  • Обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных:
  • Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;
  • Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы;
  • Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

 

 

В чем же сложность переходного периода в России? Как известно, любым экономическим реформам свойственна цикличность. Период первых заметных преобразований сопровождается напряжением в социально-экономических отношениях, что было особенно заметно в 1990-ые годы. Но в дальнейшем накопленные проблемы дают стимул к развитию и способствуют энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг.

Начало процесса приватизации в России идет от 19 ноября 1986 года  с принятием закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», открывший дорогу мелкому частному бизнесу и аренде на основе семейного подряда. Затем 26 мая 1988 г. последовал закон «О кооперации в СССР». Кооперативное движение сразу же набрало высокие обороты. К 1990 г. в стране насчитывалось 245 тыс. действующих кооперативов, в которых было занято более 6 млн чел.

Следующим этапом в процесс приватизации в России стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г. Далее были приняты другие нормативные акты, из которых следует, что приватизация может происходить пятью способами: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество.

Первый  этап приватизации происходил в 1992-1994 годах и получил название чекового (ваучерного).   Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики. На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.  Предполагавшийся вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется быстрый процесс перехода прав собственности в руки собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Напротив, последствия первого этапа были весьма плачевны и стали уроком для экономистов России. К сожалению, в данный период начались одновременно два процесса: ваучерная приватизация и инфляция. Эти процессы взаимоисключаемые, но они происходили в России 90-х одновременно. Последствия были таковы: население потеряло большую часть своих сбережений по причине гиперинфляции вместо получения прибыли от ваучеров, недовольство населения резко возросло, создание законных источников для получения государственной собственности. Кроме того, было подорвано доверие к процессу приватизации в стране и законности нового процесса приватизации. Негативные последствия требовали новых мер по урегулированию экономического состояния страны. Таковыми стали реформы второго этапа приватизации в России в 90 –е годы, названного денежным.

Денежный этап приватизации был утвержден указом от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г». Он предполагал  переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников. В отличие от первого этапа, теперь процесс приватизации несколько замедлился, поскольку собственность стала продаваться, а не раздаваться бесплатно. Второй этап должен был создать класс собственников, которые повысят эффективность производства, ввести в оборот финансовые средства населения, полученные в результате первого этапа. Но в стране продолжалась инфляция. В 1995 году стержнем приватизационной политики стала продажа оставшихся в собственности государства пакетов акций предприятий. К середине 1995 года снизить инфляцию до уровня, когда возможен экономический рост, не удалось. Бюджет трещал по швам, план по доходам от приватизации был провален – его удалось выполнить лишь на 54%. Последствия второго этапа были таковы: избыточное предложение наталкивалось на отсутствие платежеспособного спроса и угрожало падением цен акций, крахом фондового рынка. Выгодно продавать предприятия не удавалось. Надежды пополнить бюджет не оправдались, поэтому власти воспользовались аукционными торгами. Это позволило увеличить доходы в государственную казну. Так, несмотря на недостатки и скандалы, сопровождавшие залоговые аукционы, они позволили выполнить задание по доходам от приватизации на 1995 год. Аукционы дали мощный импульс для ускорения полноценной и широкомасштабной денежной приватизации. После их проведения ситуация на фондовом рынке качественно изменилась. Так, в январе 1997 года было продано 8,5% акций РАО «ЕЭС России». Это был не залоговый, а чисто денежный аукцион, в результате которого удалось собрать 350 млн долларов.

Приватизация стала спорным явлением в экономической истории России. Она предполагалась «полудешевой и полубесплатной», но от нее ожидали поступления денежных средств в государственный бюджет. Возможно, основной причиной неудачи стал криминогенный аспект приватизации в России. Период с 1991 года, начала процесса приватизации в России, характеризуется ростом преступности, изменением ее характеристик и практически утратой государственного и общественного контроля за криминогенной ситуацией.

Анализ выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел по фактам, связанным с приватизацией государственной собственности, показывает, что наиболее типичными видами преступлений являются кражи и присвоение государственного имущества, взяточничество, злоупотребление служебным положением и мошенничество.

Отрицательными последствиями приватизации стоит выделить такие аспекты, как многочисленные нарушения прав субъектов федерации и местных органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ", что "способствовало росту напряженности во взаимоотношениях федеральных органов власти с субъектами федерации", обострение отношений федеральной власти с регионами. Более того, считается, что аналогичный эффект продуцируется и теперь, когда масса работников приватизированных предприятий, получивших свои акции почти бесплатно, продает их на вторичном рынке: средства, находящиеся в распоряжении коммерческих структур, активно поступают на рынок потребительских товаров. Если люди, находясь в тяжелом финансовом положении, продают то, что разумнее было бы попридержать, это негативное явление - но неизбежное.

Приватизация в России должна была произойти рано или поздно, страна должна была выйти на новый уровень развития. Разгосударствование предприятий происходило сложно, сопровождалось множеством проблем и последствий. Но есть и значительные преимущества: удалось частично ликвидировать монополии и их влияние на экономику страны в целом. Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. Но структурная перестройка экономики привела к неизбежному  сокращению персонала на предприятиях. Для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни населения, а с проведением приватизации еще больше упал уровень жизни населения страны. Это сделало социально-политическое положение в стране особенно шатким.

Безусловно, приватизация 1990 – х годов  стала для России опытом, из коего можно вынести множество уроков и определить тенденции в развитии экономики. Приватизация в РФ образует систему, для которой характерны два параллельных процесса: постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности.

На мой взгляд, будущее процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций); сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуальный подход к приватизации оставшихся государственных крупнейших производственных комплексов, малых и средних предприятий. 

 


Информация о работе Социально-экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям