Принцип экономической
свободы
Экономические понятия, категории,
положения, развиваемые Смитом в его труде,
как правило, взаимосвязаны. Стоимость
создается только производительным трудом.
Разделение труда – главная предпосылка
повышения его производительности, увеличения
богатства.
Смит стремился уточнить, упорядочить
терминологию. От него вошли, к примеру,
в обиход такие категории, как производительный
и непроизводительный труд, основной и
оборотный капитал, "естественная"
и "рыночная" цена.
Смит считал, что рынок необходимо
оградить от внешнего вмешательства. В
связи с этим он полемизировал и с меркантилистами,
и с физиократами, в частности, с Кенэ.
"Некоторые глубокомысленные
врачи думали, что для здоровья
политического организма необходимы
строгий режим диеты и регламентация",
иронизирует Смит. "Он, по-видимому,
не помышлял, что в политическом
организме естественное усилие,
прилагаемое каждым человеком
для улучшения своего положения,
является принципом предохранения,
способным предупредить и исправить
во многих отношениях дурные
действия какой-нибудь политической
экономии, до известной степени
пристрастной и стеснительной".
Она "запаздывает со своими
мероприятиями" и не может остановить
прогресс нации. Естественный строй
стесняют "сотни нелепых преград",
воздвигаемых "безрассудством человеческих
законов", но он преодолевает
их.
Роль государства,
принципы налогообложения
Что необходимо для нормального
("естественного" в терминологии
Смита) функционирования рыночной системы?
Во-первых, необходимы твердые гарантии
собственности граждан. Нельзя претендовать
на чужую собственность. Собственность
можно приобрести за деньги, но нельзя
отнять или украсть. А поскольку собственность
– основа стабильности общества, то на
страже собственности граждан и их объединений
стоит государство (которое и само может
быть собственником). Во-вторых, нужно
честно выполнять взятые на себя обязательства,
исполнять контракты, иначе разрушится
самое главное сколь экономическое, столь
же и этическое основание рыночных связей
– взаимное доверие участников сделок.
На страже и этого принципа стоит государство.
И, в-третьих, каждый человек волен в своих
хозяйственных и иных действиях. Никто
не может приказать гражданину свободной
страны поступать так или иначе. Человек в принципе
свободен. Но у свободы человека есть
одно мощное ограничение. Это свобода
других людей. И если свобода одного человека
мешает свободе другого, то и в этом случае
в действие вступают силы государства.
"Самые священные законы справедливости,
законы, нарушение которых заслуживает
мести и самого жестокого наказания, пишет
Смит в другом произведении, - суть, стало
быть, законы, охраняющие собственность
и имущество; наконец, последнее место
занимают законы, имеющие своим предметом
охранение личных прав и обязательств,
заключенных между гражданами".
Суть позиции Смита действительно
проста. Государство должно делать то,
что невыгодно или невозможно для частных
лиц; должно поддерживать режим естественной
свободы; наконец, должно охранять жизнь,
свободу и собственность граждан.
Источником средств, необходимых
для выполнения государством его функций,
служит система налогообложения. В пятой
книге есть специальная глава "Четыре
основных правила налогов". В ней утверждается,
что уплату налогов следует возлагать
не на один класс, как это предлагали физиократы,
а на всех одинаково – на труд, на капитал
и на землю.
Смит обосновывает принцип
пропорционального разделения налогового
– по уровню имущественной состоятельности
налогоплательщиков. Что касается основных
правил, которые должны соблюдаться при
взимании налогов, то они, по мнению Смита,
должны касаться сроков, способов, размера
платежа, санкций за неуплату, равенства
в распределении уровней налогообложения.
Заключение
Труд Смита характеризуется
удивительной простотой и четкостью изложения.
Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы
постичь существо смитовских идей, требуется
время, неторопливое размышление, не один
раз приходится возвращаться к прочитанному.
Общий
творческий замысел Смита был весьма обширен.
Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию
человека и общества. Первую часть составила
«Теория нравственных чувств». Эта работа
была опубликована, в ней проводится идея
равенства, обязательность принципов
морали для всех членов общества. Вторая
часть замысла– «Богатство народов». Эта работа
сложилась в известной мере из лекций,
прочитанных профессором в университете
в Глазго. Третью часть должна была составить
«История и теория культуры (науки, искусства)».
Она так и не была написана, а подготовительные
записи, наброски, материалы были уничтожены.
Вероятно,
многоплановость, широта замысла способствовали
успеху экономического труда.
Влияние Смита сказалось не на одной
школе, практически оно коснулось нескольких
направлений: и рикардианской школы (трудовая
теория стоимости); и тех школ и отдельных
экономистов, которые разрабатывали проблемы
цены и ценообразования на основе соотношения
спроса и предложения (школа Маршалла)
или на основе потребительной ценности
товаров (австрийская школа); и тех, кто
исследовал влияние и взаимодействие
факторов производства (Сэй). Концепция
свободы торговли нашла свое теоретическое
обоснование в теории сравнительных издержек,
согласно которой разделение труда в сфере
международного обмена служит важнейшей
предпосылкой повышения производительности
и получения экономической выгоды. «Богатство
народов» находилось в центре внимания
и противников классической школы, выступивших
против чрезмерной формализации экономической
науки (историческая школа, институционализм).
Труд Адама Смита – это первая
попытка системного анализа рыночной
экономики, осуществленная выдающимся
философом.
Список литературы
1. Агапова И.И. / История
экономических учений: Курс лекций.
– М.: Юристъ, 2001. – 285 с.
2. Бартенов С.А. / История экономических
учений. – М.: Юристъ, 2001. – 456 с.
3. История экономической
мысли / Под ред. В.В.Круглова, Е.В.Балахоновой.
– СПБ.: Питер, 2008. – 240с.: ил. – (Серия "Учебное
пособие").
4. Экономическая история.
История экономических учений: учебник
/ Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина. – 3-е
изд., стер. – М.: Издательство "Омега-Л",
2009. – 383с.
5. Ядгаров Я.С. / История экономических
учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп.
– М.: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.
1
Бартенев С.А. Экономические теории и школы:
(история и современность) : Курс лекций.-М.:Издательство
БЕК,1996.– с.10.
2
Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений:
Пер.с фр./Предисл. Я.И.Кузьминова. – М.:
Экономика,1995. – с.67.