Содержание и структура экономического учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение учения Адама Смита.
Исследование данной работы предопределило ряд задач:
1. Рассмотреть «исследование о природе и причинах богатства народов».
2. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Содержание и структура экономического учения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Трудовая теория стоимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Разделение труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
"Невидимая рука" рыночных сил. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Два подхода к образованию стоимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Принцип экономической свободы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Роль государства, принципы налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Файлы: 1 файл

Реферат готовый.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип экономической свободы

Экономические понятия, категории, положения, развиваемые Смитом в его труде, как правило, взаимосвязаны. Стоимость создается только производительным трудом. Разделение труда – главная предпосылка повышения его производительности, увеличения богатства.

Смит стремился уточнить, упорядочить терминологию. От него вошли, к примеру, в обиход такие категории, как производительный и непроизводительный труд, основной и оборотный капитал, "естественная" и "рыночная" цена.

Смит считал, что рынок необходимо оградить от внешнего вмешательства. В связи с этим он полемизировал и с меркантилистами, и с физиократами, в частности, с Кенэ.

"Некоторые глубокомысленные  врачи думали, что для здоровья  политического организма необходимы  строгий режим диеты и регламентация", иронизирует Смит. "Он, по-видимому, не помышлял, что в политическом  организме естественное усилие, прилагаемое каждым человеком  для улучшения своего положения, является принципом предохранения, способным предупредить и исправить  во многих отношениях дурные  действия какой-нибудь политической  экономии, до известной степени  пристрастной и стеснительной". Она "запаздывает со своими  мероприятиями" и не может остановить  прогресс нации. Естественный строй  стесняют "сотни нелепых преград", воздвигаемых "безрассудством человеческих  законов", но он преодолевает  их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль государства, принципы налогообложения

Что необходимо для нормального ("естественного" в терминологии Смита) функционирования рыночной системы? Во-первых, необходимы твердые гарантии собственности граждан. Нельзя претендовать на чужую собственность. Собственность можно приобрести за деньги, но нельзя отнять или украсть. А поскольку собственность – основа стабильности общества, то на страже собственности граждан и их объединений стоит государство (которое и само может быть собственником). Во-вторых, нужно честно выполнять взятые на себя обязательства, исполнять контракты, иначе разрушится самое главное сколь экономическое, столь же и этическое основание рыночных связей – взаимное доверие участников сделок. На страже и этого принципа стоит государство. И, в-третьих, каждый человек волен в своих хозяйственных и иных действиях. Никто не может приказать гражданину свободной страны поступать так или иначе. Человек в принципе свободен. Но у свободы человека есть одно мощное ограничение. Это свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе другого, то и в этом случае в действие вступают силы государства. "Самые священные законы справедливости, законы, нарушение которых заслуживает мести и самого жестокого наказания, пишет Смит в другом произведении, - суть, стало быть, законы, охраняющие собственность и имущество; наконец, последнее место занимают законы, имеющие своим предметом охранение личных прав и обязательств, заключенных между гражданами".

Суть позиции Смита действительно проста. Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц; должно поддерживать режим естественной свободы; наконец, должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан.

Источником средств, необходимых для выполнения государством его функций, служит система налогообложения. В пятой книге есть специальная глава "Четыре основных правила налогов". В ней утверждается, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это предлагали физиократы, а на всех одинаково – на труд, на капитал и на землю.

Смит обосновывает принцип пропорционального разделения налогового – по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков. Что касается основных правил, которые должны соблюдаться при взимании налогов, то они, по мнению Смита, должны касаться сроков, способов, размера платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения.

 

 

 

Заключение

Труд Смита характеризуется удивительной простотой и четкостью изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь существо смитовских идей, требуется время, неторопливое размышление, не один раз приходится возвращаться к прочитанному.

Общий творческий замысел Смита был весьма обширен. Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила «Теория нравственных чувств». Эта работа была опубликована, в ней проводится идея равенства, обязательность принципов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла– «Богатство народов». Эта работа сложилась в известной мере из лекций, прочитанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить «История и теория культуры (науки, искусства)». Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, материалы были уничтожены.

Вероятно, многоплановость, широта замысла способствовали успеху экономического труда.

Влияние Смита сказалось не на одной школе, практически оно коснулось нескольких направлений: и рикардианской школы (трудовая теория стоимости); и тех школ и отдельных экономистов, которые разрабатывали проблемы цены и ценообразования на основе соотношения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе потребительной ценности товаров (австрийская школа); и тех, кто исследовал влияние и взаимодействие факторов производства (Сэй). Концепция свободы торговли нашла свое теоретическое обоснование в теории сравнительных издержек, согласно которой разделение труда в сфере международного обмена служит важнейшей предпосылкой повышения производительности и получения экономической выгоды. «Богатство народов» находилось в центре внимания и противников классической школы, выступивших против чрезмерной формализации экономической науки (историческая школа, институционализм).

Труд Адама Смита – это первая попытка системного анализа рыночной экономики, осуществленная выдающимся философом.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Агапова И.И. / История  экономических учений: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001. – 285 с.

2. Бартенов С.А. / История экономических учений. – М.: Юристъ, 2001. – 456 с.

3. История экономической  мысли / Под ред. В.В.Круглова, Е.В.Балахоновой. – СПБ.: Питер, 2008. – 240с.: ил. – (Серия "Учебное пособие").

4. Экономическая история. История экономических учений: учебник / Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина. – 3-е  изд., стер. – М.: Издательство "Омега-Л", 2009. – 383с.

5. Ядгаров Я.С. / История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.

 

1 Бартенев С.А. Экономические теории и школы: (история и современность) : Курс лекций.-М.:Издательство БЕК,1996.– с.10.

2 Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: Пер.с фр./Предисл. Я.И.Кузьминова. – М.: Экономика,1995. – с.67.

 

 


Информация о работе Содержание и структура экономического учения