Совместные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

В последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Экономика страны и связи ее с иностранным капиталом все еще находятся в стадии формирования, но основы этих отношений заложены уже давно, а нормативная база активно приводится в соответствие современным требованиям. Организационно-правовые формы работы и взаимодействие с иностранными партнерами российских предпринимателей определяются действующим на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 1545-1 от 4 июля 1991 г., а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.

Содержание работы

Введение______________________________________________2
Совместные предприятия (СП)_________________________4
Сущность, цель и этапы развития СП__________________4
Формы СП________________________________________9
Экономические основы функционирования СП_________11
Масштабы дейтельности СП_________________________14
Организация создания СП_____________________________16
СП: проблемы становления и развития__________________22
Правовые основы создания СП_______________________22
Экономические интересы сторон_____________________27
Масштабы развития и эффективность СП______________29
Управление международными СП в банковской сфере_____31
Иностранные инвестиции______________________________35
Иностранный капитал в экономике России______________35
Новые формы инвестиций____________________________40
Заключение_____________________________________________43
Список литературы_______________________________________45

Файлы: 1 файл

Совместные предприятия проблемы и перспективы развития.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Кризис правовой базы создания СП на ее втором этапе (1987-1991 гг.) привел к принятию Верховным Советом России 4 июля 1991 г. Закона об иностранных инвестициях в РСФСР, ознаменовавшего начало третьего этапа. Он значительно расширил правовое поле для иностранных инвесторов по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами и возможности создания СП. Во-первых, законодательно закреплена правовая защищенность иностранных инвестиций от таких произвольных действий властей, как национализация, конфискация и реквизиция. Во-вторых, резко расширены формы иностранного инвестирования в России, хотя доминирующей формой все-таки остаются совместные предприятия.

Казалось бы, новый Закон создаст, наконец, благоприятные условия  для активизации процесс. Однако практически он не оказал заметного  влияния на интенсификацию процесс  создания СП и повышение их эффективности. Существенное влияние на дальнейшее ухудшение инвестиционного климата оказывает политическая нестабильность, дезинтеграционные процессы в РФ. Резко обострилась также финансово-экономическая нестабильность: непрогнозируемый рост монопольных цен, "паралич" финансовых потоков в народном хозяйстве и т.д. Российские власти отменяют налоговые льготы, вводят обязательную продажу валюты в стабилизационный фонд, дезорганизуют валютно-финансовую систему.

 

    1. Экономические интересы сторон

 

Прежде чем анализировать деятельность иностранных партнеров, в первую очередь из капиталистических и развивающихся стран, надо осознать мотивы сторон, в том числе их экономические интересы, побуждающие к созданию совместных предприятий. Во-первых, стремление пока что закрепиться (а в дальнейшем при благоприятных обстоятельствах и освоиться) на огромном внутреннем рынке России и СНГ. Во-вторых, использовать богатые и дешевые природные ресурсы, следуя при этом четко просматривающейся стратегии сохранения сырьевого статуса экспортного потенциала, во избежание утверждения России на мировых рынках высокотехничной продукции как опасного потенциального конкурента. В-третьих, стремление использовать дешевую, хотя и неподготовленную к интенсивному и квалифицированному труду рабочую силу. В-четвертых, интерес к использованию достижений науки в нашей стране. В-пятых, практическое отсутствие природного законодательства и экологическая беспечность нашего общества позволяют экономить до 20% основного капитала и при прочих равных условиях снижать себестоимость продукции на 5-10%.

Интересы России в развитии этого  сектора экономики как стран, предоставляющих свои ресурсы и  устанавливающих в порядке государственного регулирования "правила игры", очевидны. Наряду  с целями общества, отражающими его объективные экономические интересы, оно заинтересовано в ликвидации безработицы, в поступлении доходов от деятельности СП в центральные бюджеты, в бюджеты республик и местных органов власти в форме налогов и платы за использование ресурсов (и прежде всего земли).

В эффективной рыночной экономике  и в условиях функционирования правового  государства экономические интересы российских участников совместных предприятий  должны интегрироваться в общественные интересы. Но поскольку наша экономика в настоящее время носит в целом нерыночный характер, собственность остается "ничейной", а стимулы к принятию эффективных хозяйственных решений и их плодотворной реализации ослаблены, то СП имеют и свои обособленные интересы. Государственные предприятия, будучи, как правило, монопольными производителями определенных видов продукции, не заинтересованы в возникновении СП, выпускающих аналогичную продукцию. СП представляет собой по техническому уровню и качеству продукции конкурента, вытесняющего государственные предприятия с рынка, подрывающего  их монополию. Поэтому государственные предприятия проявляют безразличие к СП, если они выпускают принципиально новые виды продукции, а активно участвуют лишь в организации производства комплектующих изделий, без которых они не могут наладить выпуск своей основной продукции. Органами управления, научно-исследовательскими и проектными институтами в большей мере движут общественные интересы, но и они не свободны от субъективных мотивов, таких как престиж данного предприятия, объединения или управляющего ими органа, личное стремление руководителей и ведущих специалистов к зарубежным поездкам, что отрицательно влияет на эффективность создания и деятельности совместных предприятий. Но наиболее общим и доминирующим для российских участников является стремление к быстрому личному обогащению и переводу прибыли в валютные средства, что происходит из-за нестабильности курса рубля, его обесценивания. Обеспечение укрепления рубля и роста его ценности относительно остальных валют должно быть одним из лейтмотивов построения цивилизованного рынка в России.

 

    1. Масштабы развития и эффективность совместных предприятий

 

К середине 1992 года в России было зарегистрировано 2642 СП с совокупным уставным фондом 6,5 млрд. руб., из них 57,8% - вклады иностранных партнеров. В первые полгода из них работало 1721 предприятие. Почти 80% общего числа СП создано с участием фирм капиталистических стран (наибольшее их число приходится на США – 352, ФРГ – 368, Финляндию – 177, Австрию – 152, Великобританию – 141, Италию – 157). Польша создала в России 103 предприятия, Болгария – 74. Более половины совместных предприятий расположено было на тот момент с Москве. Но впечатляющие внешние масштабы развития СП в значительной мере носят номинальный характер, а результаты их деятельности пока недостаточно заметны.

По данным Госкомстата России, в 1992 г. (9 мес.) совместными предприятиями  реализовано продукции и оказано  услуг на сумму 101 млрд. руб., что составляет 1,2% валового продукта страны. В деятельности таких предприятий преобладают внешнеторговые посреднические операции, консалтинговые услуги.  Численность работников составила 172 тыс. человек. Производительность труда на совместных предприятиях в среднем в 1,5 раза выше, чем в целом по народному хозяйству, а в некоторых – в 4-5 раз. Импорт продукции СП в 1 полугодии 1992 г. составил 732 млн. долл., а экспорт – 992 млн. долл., было достигнуто положительное сальдо платежного баланса.

По данным за 1991 г., средний уставный фонд одного предприятия – 2,2 млн. руб. Из 1478 предприятий только 91 (6,2%) имеет уставный фонд больше 10 млн. руб. (в среднем 23 млн. руб.  с пересчетом иностранных вложений по официальному курсу). В то же время 695 предприятий, то есть почти половина от общего числа, располагают уставным фондом до 0,5 млн. руб. (при среднем в 186 тыс. руб.)  Это говорит об очень низкой степени концентрации капитала в уставном фонде совместных предприятий, что вызвано большой осторожностью, боязнью риска иностранных инвесторов, их устремлением "зацепиться" за наш рынок.

С учетом всего сказанного выше можно  отметить следующие причины недостаточных  масштабов и низкой эффективности  развития сети совместных предприятий.

    1. Из общего числа зарегистрированных предприятий функционирует не более 65%.
    2. Фактические вложения в уставный фонд СП к настоящему времени ниже суммы их зарегистрированных уставных фондов.
    3. В общей совокупности СП преобладают посреднические, маркетинговые, инжиниринговые, то есть образующие инфраструктуру внешнеэкономической деятельности. При всей важности такой инфраструктуры для нормального развития рыночных отношений она гипертрофированна, что снижает общую отдачу СП.
    4. Ряд СП, функционируя как внешнеторговые фирмы, обходит при этом таможенное законодательство, т.е. занимается теневой деятельностью.
    5. Сам процесс создания СП слабо управляем, не сопровождается глубокими вариантными исследованиями и их будущей эффективности, нередко в него вовлечены вклады сомнительного происхождения, участвуют физические и юридические лица с низкой деловой репутацией.

 

  1. Управление международными СП в банковской сфере

 

В последнее десятилетие деятельность банков приобретает все более  выраженный международный характер, и, например, в государствах Европейского союза имеют отделения и дочерние компании порядка 200 банков из 43 стран мира. Иногда даже крупнейшие из банков идут на создание СП с некоторыми своими конкурентами на мировом рынке, хотя это и влечет некоторые проблемы функционирования. Так, из 50 крупнейших банков мира 28 активно участвуют в совместных предприятиях акционерного типа. Для средних по размеру банков СП является практически единственным способом развертывания своей деятельности в другом государстве.

В данном случае СП – дочерняя компания, учреждаемая в какой-либо стране двумя или более банками. Не менее 20% акций вновь учреждаемой компании принадлежит транснациональному банку из какой-нибудь промышленно-развитой страны, остальные акции находятся во владении банка, представляющего ту страну, где предполагается создание СП.

Вот основные типы совместных предприятий: СП с участием фирм из развивающихся стран и континентальное партнерство.

Существует три основные проблемы СП: его образование требует значительных затрат времени и сил, им непросто управлять даже после того, как  СП начало функционировать; его деятельность трудно направлять на достижение поставленных целей. Руководители "родительских" компаний воспринимают СП как рискованный вид бизнеса, однако немногие осознают те проблемы, с которыми эти предприятия сталкиваются в действительности. Зависимость от партнеров делает процесс аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов достаточно неопределенным. Партнеры могут далеко не всегда понимать ближайшие и долгосрочные задачи друг друга, а в результате – и направление развития СП. Цели партнеров нередко со временем меняются вне зависимости от формально утвержденных документов о политике совместного предприятия.

В период организации СП до завершения переговоров о его создании высшие руководители и их аппарат должны определить четкую позицию и достичь  согласия в вопросах, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций: контракты с руководителями, организация технического содействия, определение общей политики СП и т.д. Потенциальными внутренними проблемами для банков-учредителей являются также состав и деятельность руководства СП, формальные и неформальные каналы связи, прием на работу и оплата труда руководителей и специалистов.

Очевидно, что СП нужно рассматривать, как долговременный проект, как предприятие, со временем способное превратиться в доминирующего партнера в этом союзе. Между партнерами не всегда существуют тесные связи. Важной особенностью СП является то, что они управляются практически как филиалы своих учредителей, но не являются в полной мере собственностью "родительских" компаний. Вместе с тем компания, занимающая пассивную позицию, может стремиться усилить свое влияние.

Банкам – учредителям следует  с самого начала определить свое отношение  к проблемам, которые возникают  из-за неравного соотношения сил. В развивающихся странах оно  часто проявляется в заключении неравноправного контракта, который до конца не устраивает одного или нескольких партнеров. В результате банки – учредители СП часто остаются безмолвными или даже фиктивными партнерами, которые через несколько лет лишаются рычагов реального воздействия на СП.

Существует еще одна форма неравенства. Банки-учредители могут значительно  различаться как по размеру, так  и по опыту ведения бизнеса  за рубежом. И именно "дополняющий" характер партнерства зачастую и  является привлекательным моментом, и в сфере бизнеса очень много примеров такого рода "естественного" неравенства. СП организационного привязвно к банкам-учредителям и общему правлению, выступающему в качестве его законного представителя. Поэтому контролю соотношения сил в таком многоугольнике обычно придается очень большое значение. Банки-учредители могут вести свой бизнес независимо друг от друга и совместного предприятия, а последнее может стать относительно самостоятельным. Это отличает организационную форму СП от таких видов функционирования, как слияние банков или их участие в кационерном капитале дочерних компаний. С другой стороны, будучи отдельной корпоративной и организационной единицей, СП отличается и от менее жестких форм сотрудничества – синдицированного кредитования или установления корреспондентских отношений с открытием счета.

Руководители материнских компаний должны постоянно выверять критерии принятия решений, относящихся к  различным сферам деятельности совместного  предприятия. Можно выделить следующие  основные диллемы: использовать или инвестировать; формировать деятельность СП или позволять предприятию расти самостоятельно; бороться или сотрудничать; назначать собственных представителей в руководстве предприятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры. Международное совместное предприятие имеет настолько сложную организационную структуру, что его успех зависит от способности руководства мыслить не только в рамках задач, стоящих перед банком, но и в тех областях, где трудно обеспечить взвешенный подход и оптимальные решения.

Важнейшей задачей каждого из банков-учредителей  является получение прибыли по окончании  периода первоначального финансирования. Но даже самый строгий анализ не даст ответ на вопрос о точном размере прибыли на инвестированный капитал и реальном периоде его окупаемости. Во-первых, невозможно запланировать различные цели с достаточной степенью точности. Во-вторых, деловые интересы партнеров могут отличаться настолько разительно, что рано или поздно это приведет к отсутствию единства в политике СП и повышенной вероятности его краха. Для достижения успеха совместному предприятию необходимы как управленческие ресурсы, так и адекватный капитал. Если материнской компанией является небольшой транснациональный банк, не способный поддержать возможный быстрый рост СП, ему придется или использовать предприятие в том виде, в каком оно существует, либо сокращать капиталовложения на стадии формирования новых направлений деятельности СП. Второй же партнер – более крупный банк – может иметь реальную возможность решить вопрос в пользу инвестиционной стороны данной диллемы. Помимо расхождений во взглядах на проводимую СП политику, материнские компании могут быть несопоставимы в финансовом отношении. Партнерам необходимо как можно более последовательно определить верхнюю и нижнюю границы распределения прибылей и финансовых рисков.

СП обычно является удобной формой для передачи ценной информации и  для распространения среди партнеров  опыта работы в области некоторых  ноу-хау. При совместном использовании ноу-хау, также, как и при совместном финансировании, банки-учредители должны четко сформулировать свои цели. Преуспевающие банки могут вести сложную игру, пытаясь с помощью СП получить доступ к новым рынкам, с тем, чтобы впоследствии продолжить дело самостоятельно. Однако успех СП зависит не столько от конкретных планов банков-учредителей, сколько от осознания ими общих интересов.

Информация о работе Совместные предприятия