Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:23, контрольная работа
Целью моей работы является изучение совокупного спроса и альтернатив его регулирования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность понятия совокупный спрос и дать точное его определение;
- выявить особенности кривой совокупного спроса;
- исследовать факторы, влияющие на величину совокупного спроса;
- рассмотреть влияния фискальной и монетарной политики на совокупный спрос и альтернативы его регулирования;
Введение
1.Сущность совокупного спроса
1.1.Понятие совокупного спроса
1.2. Кривая совокупного спроса
1.3.Факторы совокупного спроса
2.Альтернативы регулирования совокупного спроса
2.1. Фиксальная политика и регулирование совокупного спроса
2.2. Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение |
3 |
1.Сущность совокупного спроса |
4 |
1.1.Понятие совокупного спроса |
4 |
1.2. Кривая совокупного спроса |
6 |
1.3.Факторы совокупного спроса |
7 |
2.Альтернативы регулирования совокупного спроса |
10 |
2.1. Фиксальная политика и регулирование совокупного спроса |
10 |
2.2. Монетарная политика и регулирование совокупного спроса |
14 |
Заключение |
21 |
Список использованной литературы |
23 |
Введение
Одними из основных показателей, характеризующих состояние экономики страны, является совокупный спрос. Целью моей работы является изучение совокупного спроса и альтернатив его регулирования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность понятия совокупный спрос и дать точное его определение;
- выявить особенности кривой совокупного спроса;
- исследовать факторы, влияющие на величину совокупного спроса;
- рассмотреть влияния фискальной и монетарной политики на совокупный спрос и альтернативы его регулирования;
В макроэкономике под спросом понимается совокупный спрос. Термин "совокупный" означает, что рассматривается спрос для всех товаров и услуг, а не спрос на какой-либо отдельный товар. Основная задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом.
Макроэкономический
анализ предполагает изучение
явлений и процессов, которые
в своей совокупности отражают
отношения, складывающиеся в
В структуре совокупного спроса можно выделить спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, спрос фирм на инвестиционные блага, спрос на конечные товары со стороны государства и спрос на отечественные товары со стороны иностранцев.
На совокупный спрос влияют различные факторы, одни из них приводят к изменению в спросе, сдвигу его кривой (вправо или влево), другие же приводят к изменению величины спроса, то есть движению по его кривой.
1.Сущность совокупного спроса.
1.1. Понятие совокупного спроса.
Стабильность развития национальной экономики тесно связана с совокупным спросом. Спрос выступает в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства.
Таким образом, можно сформулировать понятие совокупного спроса. Совокупный спрос - сумма, которую люди желают заплатить за товары, и главная сила, определяющая уровень выпуска продукции. Другими словами, совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает потребительский спрос С - совокупный спрос домашних хозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей и домашних хозяйств I; спрос на товары и услуги со стороны государства G; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств - чистый экспорт Xn. Все перечисленные составляющие совокупного спроса можно записать в виде формулы:
Y = C + I + G + Xn,
где Y - объем выпуска.
Рассмотрим более подробно каждый их этих компонентов.
Потребительские расходы являются главным компонентом совокупного спроса. Объем потребления (С), в первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса сосредоточен, в основном, на факторах реального потребления (то есть номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс уровня цен). Доля потребительских расходов в национальном продукте составляет более 60%.
Вторым по важности компонентом являются государственные закупки товаров и услуг (G), которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, а также покупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти, финансирование судебной системы или государственных школ и т.д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.
Следующий компонент совокупного спроса - валовые частные внутренние инвестиции (I), которые включают весь прирост физического объема капитала и запасов, произведенных жителями данной страны за определенный период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации. Объем инвестиций определяется, главным образом, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.
Чистый экспорт (Xn) равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.
Одни компоненты совокупного спроса, например, потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, другие, более динамичны, например, инвестиционные расходы - их изменения вызывают колебания экономической активности.
Изучив все компоненты совокупного спроса, можно сказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен. [1.]
1.2. Кривая совокупного спроса.
Уровень цен
P
AD Количество товаров
0 Y
Рис.1. – Кривая совокупного спроса (AD)
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р).
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
1) совокупный спрос домохозяйств - потребительский спрос (C);
2) спрос фирм на инвестиции (I);
3) спрос на товары
и услуги со стороны
4) чистый экспорт (Xn) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
Итак, AD = C + I + G + Xn.
Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD.
1.3. Факторы совокупного спроса.
На величину совокупного спроса оказывают влияние, как ценовые факторы, так и неценовые. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупных расходов в зависимости от общего уровня цен. На данное движение влияют ценовые факторы.
1) ценовые факторы совокупного спроса.
Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.
К ценовым факторам относятся следующие:
а) Эффект реального богатства (эффект реальных кассовых остатков) или эффект Пигу.
Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.
б) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. Итак, по основному макроэкономическому уравнению: Y = C + I + G + X.
При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y);
в) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.
2)неценовые факторы
Неценовые факторы сдвигают
кривую совокупного спроса вправо или
влево. Эти факторы не зависят
от изменения уровня цен Р, но под
их влиянием происходит изменение спроса,
поэтому результатом будет сдви
Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:
Y = C + I + G + Xn
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn). Факторы, воздействующие на C:
- уровень благосостояния населения;
- ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
- налоги;
- трансфертные платежи;
- процентная ставка.
Факторы, воздействующие на I:
- ожидания инвесторов;
- процентная ставка;
- налоги;
- трансфертные платежи;
- новые технологии.
Факторы, воздействующие на G:
- государственные закупки.
Факторы, воздействующие на Xn:
- объемы ВНП в других странах;
- величина ВНП в данной стране;
- валютный курс национальной денежной единицы.
P
P2
P1
0
Рис. 2. - Влияние неценовых факторов на совокупный спрос.
Из уравнения количественной теории денег M • V = P • Y можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = M • V / Р или AD = M • V / Р.
Из уравнения видно еще два неценовых фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.
Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. [2.]
2. Альтернативы регулирования совокупного спроса.
У правительства есть два набора инструментов, с помощью которых оно может воздействовать на совокупный спрос: фискальная и денежная политика. Фискальная политика - это бюджетная политика. Здесь мы можем определить ее как политику, направленную на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов.
Денежная политика - это политика, предотвращающая нежелательные колебания совокупного спроса через планируемые изменения резервов коммерческих банков или их резервных нормативов. [3.]
2.1. Фиксальная политика.
Правительство имеет возможность воздействовать на экономическую ситуацию не только посредствам денежно-кредитной, но и финансово-бюджетной политики. Под финансово - бюджетной политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных налогов или закупок. Основной эффект финансово-бюджетной политики на совокупный спрос на товары и услуги приходится на краткосрочный период.
Изменения в государственных закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса.
Существует два
Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.
Информация о работе Совокупный спрос и альтернативы его регулирования