Совокупный спрос и предложение. Факторы их определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика как самостоятельное направление экономической мысли оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую ситуацию в экономике и тем более предложить эффективные меры выхода из кризиса.

Содержание работы

Введение

1. Совокупный спрос и совокупное предложение

1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие

1.2 Совокупное предложение и факторы его определяющие

1.3 Классическая и кейнсианская модели

2. Общее экономическое равновесие

2.1 Анализ общего экономического равновесия

2.2 Равновесие между уровнем цен и объемом производства

2.3 Совокупное предложение и равновесие производства

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего проффесионального образования.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  проффесионального образования

 

«Московский государственный  университет дизайна и технологий»

 

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

Курсовая работа

По экономической теории на тему:

«Совокупный спрос и предложение. Факторы их определяющие.»

 

 

 

Выполнила студентка

Факультета ФБМ, курса №2, гр. 51-11

Митрофанова Анастасия  Сергеевна

 

 

 

Научный руководитель:

Доцент, Воронин Андрей Павлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

 

Введение

 

1. Совокупный спрос и совокупное предложение

 

1.1 Совокупный спрос  и факторы, его определяющие

 

1.2 Совокупное предложение  и факторы его определяющие

 

1.3 Классическая и кейнсианская  модели

 

2. Общее экономическое равновесие

 

2.1 Анализ общего экономического  равновесия

 

2.2 Равновесие между  уровнем цен и объемом производства

 

2.3 Совокупное предложение  и равновесие производства

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Макроэкономика как  самостоятельное направление экономической мысли оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую ситуацию в экономике и тем более предложить эффективные меры выхода из кризиса.

 

Новая модель регулирования экономики, предложенная английским экономистом Д. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег», появилась как ответ на те неотложные проблемы, которые поставила жизнь перед экономистами. Д. Кейнс подверг резкой критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в каком-либо вмешательстве со стороны государства. Напротив, он утверждал, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из так называемой Великой депрессии 30-х годов. Основная идея его теории заключается в том, чтобы увеличить реальный объем производства и ликвидировать его спад через расширение государственных расходов и снижение налогов. Такие расходы значительно увеличат совокупный спрос и тем самым будут способствовать подъему производства и оживлению экономики. Поскольку макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом, постольку она оперирует агрегированными переменными. К ним относятся совокупные цены, или, точнее, уровень цен, а также совокупный объем товаров или реальный объем внутреннего или национального производства.

 

Приступая к изучению макроэкономических моделей, следует  помнить, что хотя в них пользуются теми же графиками, что и в микроэкономике, однако, вместо индивидуальных переменных в макроэкономике выступают агрегированные, или совокупные, переменные.

 

Агрегирование – компоновка хозяйствующих субъектов по конкретным частным показателям в единый агрегат, то есть агрегировать – значит объединять, суммировать какие-либо однородные показатели с целью получения более общих, обобщающих совокупных показателей.

 

 

В рыночных условиях, когда  совершаются миллиарды сделок купли-продажи  на товарном рынке, для анализа их влияния на совокупный спрос и совокупное предложение товаров должны быть представлены и совокупные цены, что можно осуществить на основе их агрегирования.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова «инфляция», «курс рубля» и тому подобные экономические термины. Цель курсовой работы – разобраться в этой ситуации, для этого надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.

 

Задача курсовой раскрыть макроэкономические закономерности, рассмотрев категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все  перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

 

AD и AS могут быть  представлены как общая сумма,  соответственно индивидуальных  спросов и предложений во всей  экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен – на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д. в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Совокупный спрос  и совокупное предложение

 

1.1 Совокупный спрос  и факторы, его определяющие

 

Функционирование рыночного  механизма не просто устанавливает  равновесие между спросом и предложением на всех рынках товаров, услуг и факторов производства, но и обеспечивает оптимальное развитие экономической системы в целом. Ранее упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Между тем в реальной жизни это далеко не так. Тесно связанными между собой являются функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки труда, рынки научно-технических разработок и информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход.

 

В связи с этим в  любой национальной экономике возникает  необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков, активно формировать их адекватную структуру. Чтобы успешно решать указанные проблемы, следует специально выделить и анализировать состояние частичного и общего равновесия экономической системы. Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам.

 

Совокупный спрос –  это реальный объем национального  производства, которые потребители, предприятия и правительство изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен.

 

Наряду с построением структурированных  по рынкам моделей общего экономического равновесия в последние десятилетия  особое развитие получил подход, подробно рассматривающий условия обеспечения равенства между совокупным спросом AD и совокупным предложением AS в национальной экономике. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению

AD – AS – анализа при решении  проблем общего экономического  равновесия, сформулируем понятия  совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих. Их взаимодействие определяет динамику и пропорции воспроизводства, в том числе цен, заработной платы, налогов, денежного обращения и т.п.

 

Совокупный спрос AD – это потребность, представленная на рынке в денежной форме населением, предприятиями и государством. Методически целесообразно AD подразделить на четыре группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики:

 

 

·  Потребление C –  совокупный спрос домохозяйств;

 

·  Инвестиции I – спрос  на капитальное оборудование со стороны  предпринимателей;

 

·  Государственные  закупки G – спрос на товары и  услуги со стороны государства;

 

·  Чистый экспорт X –  разность между спросом иностранцев  на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

 

Иными словами, AD равен  общей сумме спросов за конечную продукцию:

 

AD=C+I+G+X

 

Теперь рассмотрим факторы, которые, определяя конкретный спрос  на отдельный товар, в то же время  оказывают воздействие и на уровне целостной экономики. Если доход покупателя возрастает, то его спрос на конкретный товар также увеличивается.

 

Аналогично, если валовой  национальный продукт расширяется, то и совокупный спрос повышается. Однако, прежде чем описать взаимоотношения AD и ВНП, целесообразно выяснить, что влияет на изменение ВНП.

 

Одна из фундаментальных  пропорций макроэкономики состоит  в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени  должна равняться произведению предложения  денег на число оборотов этих

 

денег между всеми секторами экономики за период. Иными словами, если в течении года вся денежная масса совершит 5 полных оборотов, т.е. каждая денежная единица в среднем пять раз пройдет из одного сектора экономики в другой, то объем годовых продаж конечных товаров в стране будет равен: 5 х предложение денег. Число полных оборотов денег называется скоростью V продаж конечных товаров. В нашем примере V=5 оборотов в год. Будем условно считать, что предложение денег М=200 млрд. ден. ед., тогда:

 

МхV= 200х5=1000 млрд. ден. ед. = стоимости всех продаж конечных товаров за год; МхV – уровень цен х Q = ВНП, где Q – объем товаров и услуг, произведенных в течении года. Окончательно имеем:

 

МхV = PхQ, где Р –  уровень цен.

 

Из этого равенства  можно сделать вывод о том, что величина валового национального продукта может увеличиваться только в случае изменения либо предложения денег, либо скорости их оборота. Если ВНП возрастет, то при каждом уровне цен будет предъявляться совокупный спрос на большое количество товаров и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос. Следовательно, кривая спроса AD займет положение A1-D1, т.е. сместиться вправо. Приложение 1.

 

Аналогично падение  ВНП приведет к уменьшению совокупного  спроса и сдвигу кривой AD влево. Таким  образом, можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения между секторами экономики. AD является функцией М и V;

 

AD = f (М, V). Влияние всех  других факторов (инфляционные ожидания, вкусы потребителей, цены на товары-заменители) на совокупный спрос, в конечном итоге, можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения. Итак, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой AD, оказывают воздействие только два основных фактора – M и V.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Совокупное предложение и факторы, его определяющие

 

 Совокупное предложение AS определяется  количеством материальных благ  и услуг, которые предприниматели  предлагают на рынке. При этом  они стремятся достичь потенциального  объема производства, поскольку  любая экономическая система стремится к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП.

 

AS = ВНП = уровень цен х Q;

 

AS = зарплата+рента+процент+прибыль

 

Рассмотрим факторы, влияющие на совокупное предложение. Это технология производства, издержки, которые вызывают изменение предложения на рынке  отдельного товара. Уровень агрегативности в этом смысле не играет существенной роли. В связи с этим кривая AS имеет восходящий вид. Графически взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения представлено в приложении 1. На оси абсцисс отложен объем производства, представленный реальным ВНП, на оси ординат – общий уровень цен. Спускающаяся слева направо линия – кривая совокупного спроса AD; поднимающаяся слева направо линия – кривая совокупного предложения AS. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения AD и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать равно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.

 

Кривая совокупного  спроса наклонена вниз, показывая, что  объем расходов растет, если общий  уровень цен падает; низкий уровень  цен ведет к повышению общего уровня потребления.

 

Кривая совокупного  предложения ведет себя по-разному  в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде, обычно в течении года, плавно поднимается вверх, показывая, что при росте спроса фирмы также увеличивают цены и объем производства. Происходит это потому, что имеются временно фиксированные элементы затрат – зарплата, рента и т.п. Наиболее важной из этих временно фиксированных затрат является заработная плата. Таким образом, если потребители запросят больше товаров, фирмы в свою очередь реагируют повышением цен, получая высокие прибыли и производя больше продукции. Приложение 2 рис. 1

 

В долгосрочном периоде  изменение цен приводит к тому, что кривая совокупного предложения  будет вертикальной, поскольку однажды  фиксированная зарплата вскоре двинется вверх, реагируя на рост цен. В результате в долгосрочном периоде предприятия соответственно не будут увеличивать объем производства. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения примет вид вертикальной прямой, отражающей реальный объем ВНП, равный потенциальному объему. Приложение 2 рис. 2

 

Форма кривой совокупного  предложения имеет ключевое значение для определения объема производства в этих периодах. По мере удлинения  сроков объем производства приближается к потенциальному, а краткосрочные  его движения отражаются в основном в расходах.

 

В долгосрочном периоде  совокупный спрос становится менее  важным фактором для реального объема производства. Если линия совокупного  предложения вертикальна, реальный объем производства определяется единственно  уровнем потенциального объема производства.

Информация о работе Совокупный спрос и предложение. Факторы их определяющие