Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Проведем рассмотрение базовых моделей совокупного спроса и совокупного предложения на макроуровне в рамках национального рынка.
Целью любой экономической системы является достижение макроэкономического равновесия, то есть сбалансированного состояния экономической системы как единого целостного механизма. Необходимо рассмотреть в курсовой работе вопросы о сущности и структуре совокупного спроса и совокупного предложения, их взаимодействие, влияющие факторы.

Содержание работы

Введение 3
I. Основная часть 4
Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение. 4
1. Сущность и структура совокупного спроса. Факторы, влияющие на совокупный спрос. 5
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы. 8
3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. 14
II. Практикум 16
Вывод 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Тема 5к.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:


 

 

Введение

 

При рассмотрении темы совокупный спрос и совокупное предложение следует обратить внимание, что вследствие роста производительности труда возрастают объёмы производства товаров и услуг, происходит увеличение основного капитала, а также новых развитие и усовершенствование новых технологий.

Спрос на макроэкономическом уровне приобретает форму совокупного платежеспособного спроса домохозяйств, предприятий, государства и заграницы на предложенный годовой произведенный национальный продукт.

Спрос и предложение взаимосвязаны  между собой. Объемы предложения  и спроса на товарных рынках зависят  от цены, а цена, зависит от объемов спроса и предложения.

Проведем рассмотрение базовых  моделей совокупного спроса и  совокупного предложения на макроуровне в рамках национального рынка.

Целью любой экономической системы  является достижение макроэкономического  равновесия, то есть сбалансированного состояния экономической системы как единого целостного механизма. Необходимо рассмотреть в курсовой работе вопросы о сущности и структуре совокупного спроса и совокупного предложения, их взаимодействие, влияющие факторы.

 

  1. Основная часть

Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Исследование процессов, характеризующих  экономическую систему в целом, в т.ч. и проблем общего экономического равновесия, происходило на протяжении всей истории экономической науки. Истоком теории общего равновесия можно считать идею А.Смита о «невидимой руке», когда свободное взаимодействие индивидуумов, их стремление к собственной выгоде ведет не к хаосу, а к «естественному порядку», способствует достижению интересов общества. Используя современные термины, можно сказать, что это и есть условия достижения общего экономического равновесия.

Вклад в исследование экономического равновесия:

Ф. Кэне (1694 - 1774) — разработавшего схему простого воспроизводства на примере Франции XVIII в. В труде «Экономическая таблица» он показал, как продукт и доход создаются и циркулируют между крестьянами, землевладельцами, купцами и ремесленниками;

Ж.-Б Сэй (1767 - 1832) — исследовавшего «национальные счета страны» и доказывавшего в своем «Трактате о политической экономии», что совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравновешиваются;

К. Маркс (1818 - 1883) — создавшего схемы простого и расширенного капиталистического воспроизводства, исследовавшего проблемы кругооборота капитала, теории циклов кризисов.

В XX в. макроэкономический анализ выделился  в особое научное направление  и стал интенсивно развиваться.

Основателем теории общего экономического равновесия считают известного швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834-1910), которому удалось показать через систему уравнений, как связаны между собой различные рынки в рамках национальной экономики, и математически доказать принципиальную возможность общего равновесия.

Общее равновесие по Вальрасу — это  ситуация, при которой равновесие устанавливается одновременно на всех рынках — рынках потребительских благ, денег и труда, а достигается оно в результате гибкости системы относительных цен.

  1. Сущность и структура совокупного спроса. Факторы, влияющие на совокупный спрос.

Совокупный спрос – это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике основными компонентами совокупного спроса. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не рост цен.

Структура совокупного спроса:

  • спрос на потребительские товары и услуги (C);
  • спрос на инвестиционные товары (I);
  • спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
  • чистый экспорт (X).

Совокупный спрос можно  выразить формулой:

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного  спроса (AD) построена в системе координат ( Рис. 1.1) На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВВП), обозначаемого буквой Y.

На оси ординат обозначен уровень цен (Р). Если учесть, что доходы  общества равны расходам, где каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тем, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1 Кривая совокупного  спроса (AD)

Эффекты рыночного хозяйства, влияющие на наклон кривой совокупного спроса:

1) эффектом процентной ставки,

2) эффектом реального богатства,

3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки.

При повышении уровня цен в стране, происходит повышение ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Так же удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Вследствие сокращения компонентов совокупного спроса: инвестиционных и потребительских расходов. Так как при высоком уровне цен возникает снижение реального объема производства.

Эффект богатств.

Влияние изменения уровня цен в стране на величину реальных денежных запасов населении. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: денег, облигаций, срочных счетов и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Рост цен снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов, что и отражено в отрицательном наклоне кривой AD.

 

Эффект  импортных закупок.

При повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Следовательно, население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Произойдет уменьшение экспорта и увеличенное импорта, сократится чистый экспорт, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Неценовые факторы совокупного спроса, приводящие к смещению кривой AD.

  • увеличение денежной массы,
  • изменение ставок налогов,
  • инфляционные ожидания населения,
  • увеличение государственных расходов

Рис. 1.2 Неценовые факторы сдвига кривой AD.

Смещение кривой AD вправо в положение AD2 , при любом заданном уровне цен Р1, совокупный спрос расширяется, при котором выпуск достигает уровня Y2. Напротив, увеличение налоговых ставок приведет к смещению кривой АD вниз влево в положение АD1, при котором выпуск уменьшается до уровня У1. Сдвиги кривой совокупного спроса в экономической теории принято называть шоками совокупного спроса. (Рис. 1.2)

 

  1. Совокупное предложение и влияющие на него факторы.

Рассмотрим кривую совокупного  предложения

Совокупное предложение - объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. Более высокие цены создают стимулы для производства дополнительного количества товаров для продажи. Более низкие цены вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.

Кривая  совокупного предложения AS (Рис. 2.1) отражает изменения реального объема производства, или выпуска, в связи с изменением общего уровня цен.

Кривая  совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех отрезков (Рис 2.1.). Характер кривой совокупного предложения AS зависит от различных сложившихся ситуаций в масштабе всей экономики:

  • состояние неполной занятости, отрезок (1),
  • состояние, приближающееся к уровню полной занятости, отрезок (2),
  • состояние полной занятости, что отражено графически отрезком (3).


Рис. 2.1 Кривая совокупного предложения (AS).

Горизонтальный  отрезок в экономической литературе называется «кейнсианским», а вертикальный «классическим».

Согласно  кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет вести расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения уровня цен. До отметки 1000 млрд. долл. производство может расширяться без повышения общего уровня цен в стране.

Отрезок 2 на Рис 2.1  показывает что экономика приближается к полной занятости всех ресурсов. Для расширения объема производства в стране, необходимо повышение цен на факторы производства, для привлечения дополнительных трудовых ресурсов, поставщиков машин оборудования и т.д.

Классическая и неоклассическая  школы считали, что если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства у фирм больше нет. Производители товаров и услуг будет повышать цены, что поднимет общий уровень цен в стране. Поэтому, «движение» вдоль отрезка 3 сопровождается только изменениям уровня цен в реальный ВВП остается неизменным - 5000 млрд долл.

Так же кейнсианская теория рассматривает экономику в краткосрочном периоде (отрезок 1 и 2), в такой ситуации при повышении цен и жесткости номинальной заработной платы реальная заработная плата будет сокращаться, и фирмам будет выгодно расширять спрос на труд. Произойдет и увеличение выпуска, и повышения уровня цен. Классический случай (отрезок 3) более применим к долгосрочному анализу, когда цены и заработная плата в долгосрочном периоде обладают гибкостью.

Неценовые факторы совокупного предложения:

1.   Изменение цен на ресурсы. (земля; трудовые ресурсы; капитальные ресурсы; предпринимательские ресурсы, цены на импортные ресурсы,    господство на рынке)

2.      Изменение в производстве.

3.  Изменение правовых форм (налоги с предприятий и субсидии;   государственное регулирование)

  1. Потребительские расходы. Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: ожидания потребителя, задолженность потребителя.

Ожидания потребителя.

  Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время сбережения уменьшаются и кривая совокупного спроса смещается вправо. Точно также массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен.

Задолженность потребителя.

Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних  покупок в кредит, может заставить  его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские  расходы сократятся, а кривая совокупного  спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

Налоги.

Уменьшение  ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

Инвестиционные расходы.

Инвестиционные  расходы, то есть закупки средств  производства, являются вторым неценовым  фактором. Уменьшение объемов новых  средств производства, которые предприятия  готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Рассмотрим каждый из факторов, влияющих на инвестиционные расходы.

Процентные ставки.

При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Изменение процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение