Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа
В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.
Введение ……………………………………………………………………………...3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие …………4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него ………………….9
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения …………….13
и его особенности в России ……………………………………………………..17
Практикум …………………………………………………………………………....21
Заключение …………………………………………………………………………..24
Литература …………………………………………………………………………..26
Классический (вертикальный)
отрезок описывает поведение
экономики в долгосрочном периоде.
Анализ совокупного предложения
строится исходя из следующих условий:
объем выпуска равен
Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем ВНП увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом ВНП и уровнем цен при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах).
К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
- изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение,
- изменение в технологии
или производительности - рост производительности
труда увеличивает объем
- изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится.
При изменении неценовых факторов, происходит смещение кривой AS. Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем производства и совокупный спрос. Кривая AS сместиться вправо (рис.4).
На промежуточном и классическом отрезках кривая AS сдвигается вправо, указывая на то, что предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП.
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
Модель совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.
Точка пересечения кривых
совокупного спроса и совокупного
предложения определяет равновесный
уровень цен и равновесный
объем национального
Дж. Кейнс доказал, что
достижение равновесного состояния
связано с инфляцией и
На рис.5 в точке Е устанавливается долгосрочное устойчивое равновесие, которому соответствует полная занятость, зависящая от объема производства Y*, и устойчивый совокупный показатель инфляции, зависящий от уровня цен Р*. Как показывает практика, потенциальный объем выпуска Y* определяется сложившейся структурой национальной экономики. Фактически Y* - потенциал роста экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.
Так, в экономике, близкой к полной занятости (точке Е на рис.5), рост совокупного спроса, вызванный, например, увеличением предложения денег (сдвиг ad до AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска до Y2, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до P2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой as до AS1). Движение вдоль кривой AD2 отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до P3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Прежний объем производства будет сочетаться уже с инфляционным уровнем цен. Повторение воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Этот процесс называют «бегом на месте» или инфляционной спиралью.
Стабильность долгосрочного устойчивого равновесия должно обеспечить государство, путем превращения текущей инфляции в полностью ожидаемую (например, за счет соответствия темпов роста денежной массы темпам роста национального дохода). Подобная сбалансированная денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.
Кроме долгосрочного равновесия существуют еще два варианта распределения равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем максимальной занятости.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (в точке Е1), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:
● снижение налогов,
● увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● рост государственных расходов.
Если правительство и
Центральный банк не предпринимают
никаких шагов, то экономика будет
приспосабливаться к новой
Политика государства, направленная на увеличение совокупного спроса называется политикой экспансии. Центральный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства. Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.
Если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (находится в точке Е2), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.
Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса (сдвиг ad2 до AD) и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е. Теоретически и практически последнее достигается за счет монетарной политики:
● ужесточения налогового пресса,
● сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● существенного снижения (экономии) государственных расходов.
Такая политика препятствует инфляционному росту цен и направлена на ограничение роста доходов населения. «Эффект мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального национального дохода больше сокращения государственных расходов.
Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.
Приведенный AD - AS анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом, т.к. равновесие следует воспринимать как динамичное состояние экономической системы, при котором она сохраняет свое строение и сложившиеся режимы функционирования в меняющейся действительности. Вместе с тем, AD - AS анализ может быть полезен при оценке логики происходящих изменений и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.
Особенности равновесия экономики России
Таблица 1. Макроэкономические показатели
2004г. |
2005 г. |
||||
январь- октябрь |
январь-ноябрь (оценка) |
январь-декабрь (прогноз) |
|||
Выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности |
106,6 |
105,6* |
105,8 |
105,9 |
|
Индекс промышленного производства |
107,3 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
|
Продукция сельского хозяйства |
101,6 |
101,8 |
101,7 |
101,5 |
|
Грузооборот транспорта |
106,3 |
102,6 |
102,6 |
102,6 |
|
Инвестиции в основной капитал |
110,9 |
109,9 |
110,0 |
110,0 |
|
Оборот розничной торговли |
112,1 |
111,8 |
111,9 |
112,0 |
|
Индекс потребительских цен |
111,7 |
109,2 |
110,0* |
111,2 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
108,2 |
109,4 |
109,6 |
109,8 |
|
Экспорт товаров |
135,0 |
137,1** |
136,3 |
134,9 |
|
Импорт товаров |
126,6 |
127,6** |
127,1 |
125,9 |
* Фактические данные. ** Оценка. Источники: Росстат, ИЭ РАН
Выпуск продукции и
услуг базовых видов
Одной из основных причин этого торможения стало замедление динамики частных инвестиций, а также уменьшение притока иностранных инвестиций в связи с усилением накала политической реформы. Общий объем вложений в основной капитал в 2005 году увеличился по сравнению с 2004 годом лишь на 10%.
В промышленности изменение структуры совокупного спроса привело к замедлению темпов роста промышленного производства с 6,1% в 2004 году до 4% в 2005 году. Загрузка мощностей в среднем по промышленности составила 59%.
Негативно на рост экономики
также повлияла динамика инфляции в
отраслях, формирующих затраты
В 2005 году более 84% руководителей
базовых предприятий
Приток бюджетных средств затронул в первую очередь относительно бедные слои населения, потребительская активность которых прямо (через выплату пенсий и бюджетных зарплат) либо косвенно (через бюджетные заказы) зависит от финансовой активности государства. В отличие от относительно обеспеченной части, занятой в полностью частном секторе, потребление «бюджетно-зависимых» россиян в первую очередь связано с параметром цены используемой продукции или услуги.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение