Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение совокупного спроса, изучить его структуру и факторы, его определяющие;
сформулировать понятие совокупного предложения, обозначить факторы, влияющие на него;
изучить равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, охарактеризовать его особенности в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Совокупный спрос…………………………………………………………….4
2 Совокупное предложение…………………………………………………….8
3 Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения…………….11
4 Особенности совокупного спроса и совокупного предложения в России..14
Практикум………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….21

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_makro.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ


 

Факультет ______________________________________________

(название факультета)

Кафедра ____________________________________________

(название кафедры)

 

 

Специальность (направление) ____________________________________

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине _______________________________________________

   

    ТЕМА __________________________________________________

(название  темы прописными  буквами 16 шрифтом)

________________________________________________________

_______________________________________

 

 

Студент _________________________ ________________________________

                                    (подпись)         (Ф.И.О.)

Группа  _____________     Номер личного дела __________________________       
Преподаватель  ____________________________________________________

            (ученая степень, звание)         (Ф.И.О.)

______________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 20__

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Совокупный спрос…………………………………………………………….4

2 Совокупное  предложение…………………………………………………….8

3 Равновесие  совокупного спроса и совокупного  предложения…………….11

4 Особенности  совокупного спроса и совокупного  предложения в России..14

Практикум………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Главной проблемой экономической  теории и экономической политики  любого государства является  обеспечение макроэкономического  равновесия.

        Любая экономическая система  стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению.

        Однако, поскольку функционирование  любой системы обеспечивается  посредством деятельности людей,  наделенных волей, сознанием и  разнонаправленными интересами, равновесие  не достигается стихийно и  имеет специфические законы и условия.

        В любой экономике для поддержания  равновесного состояния должно  соблюдаться равенство совокупного  спроса и совокупного предложения.

        Поэтому рассмотрение этой проблемы  имеет первостепенное значение  как с теоретической, так и с практической точки зрения.

        Целью написания данной курсовой  работы является изучение совокупного  спроса и совокупного предложения.

        Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

  • дать определение совокупного спроса, изучить его структуру и факторы, его определяющие;
  • сформулировать понятие совокупного предложения, обозначить факторы, влияющие на него;
  • изучить равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, охарактеризовать его особенности в России.

1 Совокупный спрос

 

        Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это суммарный спрос на все товары и услуги, расходы на конечные товары и услуги, произведенные в стране [9, 188].

       Совокупный спрос складывается  из расходов на потребление,  инвестиционных расходов, государственных расходов и чистого экспорта (экспорт минус импорт).

        Структуру совокупного спроса  можно представить в виде схемы [5, 72]:

 


 

 

 

 

 

 

        Рис. 1.1 – Структура совокупного  спроса

        Объем совокупного спроса равен сумме объёмов спроса каждого из этих субъектов.

      Потребительский спрос доминирует  на рынке благ. На него приходится  больше половины объёма конечного  совокупного спроса. Потребительский спрос относительно стабилен, изменяется медленно.

        Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, в частности инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

        Из структуры совокупного спроса  выделяют формулу:  AD = C + I + G + Nx.

        Совокупный спрос графически изображается в виде кривой, имеющей отрицательный наклон:


  P


 

 

 

                                              AD

 

          1. Q

        Рис. 1.2 – Кривая совокупного спроса

        Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг (Q), которые готовы приобрести потребители, бизнес и правительство при соответствующем уровне цен (P). Она отражает обратную зависимость – по мере роста уровня цен уменьшается величина реального объема выпуска товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, т.е. действует закон убывания спроса.

        На величину совокупного спроса  влияют два типа факторов: ценовые и неценовые.

        К ценовым факторам относятся  следующие:

  1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).

        Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в кредит. Это обстоятельство повышает процентную ставку.

        Высокая  процентная ставка сокращает  объем покупок на денежные  суммы, взятые в кредит, т.е.  сокращается реальный доход и  совокупный спрос. Чем выше  процентная ставка, тем ниже величина совокупного спроса на реальный объем выпуска товаров и услуг.

  1. Эффект реального богатства (эффект Пиггу).

        Рост цен снижает реальную  покупательную способность накопленных  финансовых активов с фиксированной  стоимостью (наличные деньги, ценные бумаги), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов, объем совокупного спроса уменьшается.

  1. Эффект импортных закупок (эффект Флеминга).

        Рост цен внутри страны при  стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

        К  неценовым факторам относятся  все факторы, которые воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы (I), расходы со стороны государства (G), чистый экспорт (Nx).

        Факторы,  воздействующие на C: уровень благосостояния населения; адаптивные ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей; налоги; трансфертные платежи; процентная ставка.

        Факторы,  воздействующие на I: ожидания инвесторов; процентная ставка; субсидии и льготные кредиты; налоги; новые технологии; инновации.

        Факторы,  воздействующие на G: государственные закупки; изменения государственных расходов.

        Факторы,  воздействующие на Nx: колебания валютного курса национальной денежной единицы, важнейшие события в мировой политике.

        Изменение  неценовых факторов отражается  сдвигом кривой совокупного спроса  вправо или влево:


    P              AD    


 


 

                                                     AD2


 

                             AD1


    0                                                         Q

        Рис. 1.3 – Смещение кривой совокупного  спроса

        Сокращение совокупного спроса графически отражается сдвигом кривой AD влево (кривая AD1). И наоборот, увеличение совокупного спроса сместит кривую AD вправо (кривая AD2).

2 Совокупное  предложение

 

        Совокупное предложение (AS – aggregate-supply curve) – это суммарное предложение всех конечных товаров и услуг, которые производятся в стране [6, 34].

        Совокупное  предложение представляет собой  денежную величину общей суммы  всех товаров и услуг, предъявляемых  к продаже. Оно состоит из  заработной платы, ренты, процента и прибыли.

        Совокупное предложение графически изображается в виде кривой, имеющей положительный наклон:


    P                                                                       AS

                                                                           III

 

                                                          II

                                  I


      0                                                                    Q

        Рис. 2.1 – Кривая совокупного предложения

        Кривая совокупного предложения (AS) показывает количество товаров и услуг (Q), которое готовы предложить на рынок производители, бизнес и государство при соответствующем уровне цен (P). Она отражает прямую зависимость – чем больше уровень цен на товары, тем больше объем производства этих товаров.

        Кривая совокупного предложения  состоит из трех отрезков, соответствующих  трем состояниям в экономике: I – горизонтальный (кейнсианский), II – восходящий (промежуточный), III – вертикальный (классический).

        Кейнсианский отрезок характеризуется  наличием неполной занятости,  недогрузкой производственных мощностей,  фиксированным уровнем цен и  заработной платы, значительным  уровнем безработицы, т.е. наличием  избыточных ресурсов. Экономика  находится в состоянии глубокого спада или депрессии. Рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов.

        Промежуточный участок отражает такое состояние экономики, когда использование ресурсов приближается к полной занятости. Чтобы расширить объем производства, нужно увеличить расходы на факторы производства, что приведет к повышению цены. Это происходит потому, что издержки на единицу продукции увеличиваются (из-за производственного оборудования, квалификации рабочих, цен на рынках товаров и услуг), и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

        Классический отрезок описывает  такое состояние экономики, при  котором ее производственные  возможности практически полностью  использованы. Это выражается в  полной занятости, максимальной  загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение не растет, но происходит его качественное изменение и денежная переоценка.

        На величину совокупного предложения  влияет прежде всего уровень  цен, но кроме цены действуют еще и неценовые факторы.

        К таким неценовым факторам  относятся:

  • изменение цен на ресурсы;
  • изменение в структуре рынка производительности труда;
  • изменение правовых норм;
  • налоги с предприятий и субсидии;
  • государственное регулирование;
  • изменение технологий.

        При изменении неценовых факторов  происходит смещение кривой совокупного  предложения вправо или влево:


     P                                     AS2


                                                                           AS1



                    AS

 

       0                                                          Q


        Рис. 2.2 – Смещение кривой совокупного  предложения

        Увеличение совокупного предложения  сдвинет кривую AS вправо (кривая AS1), и наоборот сокращение величины совокупного предложения сместит кривую AS влево (кривая AS2).

 

 

 

3 Равновесие  совокупного спроса и совокупного  предложения

 

        Макроэкономическое равновесие – это такое состояние экономики, при котором совокупный спрос равен совокупному предложению.

        Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

        Точка пересечения кривых совокупного  спроса и совокупного предложения  определяет равновесный уровень  цен и равновесный объем национального  производства в экономике.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение