Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Задача.
Рассчитать уровень безработицы в первом и втором году рассматриваемого периода, если известны следующие данные:....
Для того, чтобы рассчитать уровень безработицы в первом и втором году рассматриваемого периода, необходимо узнать численность безработных, для этого нужно вычесть из количества рабочей силы количество численности занятых в первом году, и аналогично во втором году.

Содержание работы

Совокупный спрос и совокупное предложение...................................................3
Современные представления о циклическом характере развития экономики. Классификация циклов.........................................................................................10
Денежная масса и денежные агрегаты................................................................19
Задача......................................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Экономическая теория..doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Смысл политического делового цикла сводится к следующему: 
правительство, стремясь обеспечить победы своей партии на выборах, принимает меры для формирования и поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется наиболее приемлемым избирателям. С этой целью администрация сразу после прихода к власти предпринимает усилия по снижению темпов роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений. Напротив, к концу периода своего правления администрация начинает решать противоположную по смыслу задачу: делает все возможное для того, чтобы стимулировать экономику и поднять уровень занятости.

Рост занятости, разумеется, может вызвать рост цен. Но расчет делается на инерцию движения. К  моменту выборов уровень занятости  поднимается, что вызывает одобрение у избирателей, а инфляция пока еще не успевает набрать полной силы. В результате при правильном 
«исполнении» такая политика может способствовать привлечению дополнительных голосов и успеху на выборах. Процессы политического делового цикла получили в настоящее время столь значительное распространение, что ими или вообще объясняют экономические циклы, или учитывают их самым серьезным образом при анализе реального цикла.

Все современные экономисты признают, что:

1) государство в состоянии существенно сгладить циклические колебания (а некоторые экономисты полагают, что государство в условиях регулируемой экономики может полностью эти колебания устранить);

2) государство осуществляет  регулирование с целью достижения  макроэкономического равновесия и экономической стабильности;

3) в фазе кризиса  и спада все мероприятия государства  должны быть направлены на  поддержание и стимулирование  деловой активности;

4) в фазе подъема  и бума государство проводит  политику сдерживания с целью  предотвращения перегрева экономики;

5) в условиях открытости  национальной экономики каждой  страны перед мировым сообществом,  и, прежде всего перед мировым  рынком, государство должно учесть  влияние внешнеэкономических факторов.

Конкретные мероприятия  по реальному воплощению этих принципов государственного антициклического регулирования, предлагаемые сторонниками разных направлений и течений, весьма и весьма различны. Условно все эти различия во взглядах можно свести к двум направлениям – неокейнсианскому и неоконсервативному.

Неокейнсианское направление  поощряет регулирующую роль государства; неоконсерватизм всемерно ограничивает эту роль.  Неокейнсианство ориентирует государство на регулирование совокупного спроса; неоконсерватизм ориентируется преимущественно на экономическую теорию предложения, отказ от доктрины Дж. М. Кейнса, на процесс дерегуляции. Неокейнсианство в качестве основного объекта регулирования берет национальное хозяйство в целом, и поэтому в центре его внимания макроэкономика. Неоконсерватизм в качестве основного объекта регулирования берет деятельность отдельных фирм, и поэтому в центре его внимания микроэкономика, создание стимулов для предпринимательской деятельности фирм.

Основным инструментом антициклического регулирования неокейнсианское  направление считает налоговобюджетную политику, т.е. увеличение или уменьшение расходов государства, манипуляцию с налоговыми ставками. Неоконсервативное направление большее внимание уделяет денежно-кредитной политике, вопросам объема денежной массы. В конечном счете, все инструменты последователей неокейнсианской концепции направлены на регулирование совокупного спроса, т.е. на повышение спроса в периоды кризисов и депрессии и на снижение спроса в периоды подъема и бума. Все инструменты сторонников неоконсерватизма направлены на регулирование совокупного предложения, т.е. на стимулирование его в периоды кризисов и депрессий и на сдерживание его в периоды подъема и бума.

Реальная практическая жизнь пока не дала окончательной  оценки неокейнсианству и неоконсерватизму. Опыт «азиатских драконов» и, прежде всего Китая, учит сочетать обе эти концепции применительно к конкретной ситуации в своих странах.

В противоположность  кейнсианству и консерватизму, неоклассики  делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических  направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло  бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

Проанализировав написанное, можем сделать выводы, что:

1. Условием устойчивого  и стабильного развития экономики  является общее равновесие, означающее  согласованное развитие всех  сфер экономической системы –  рынков товаров и услуг, рынков рабочей силы, денег, капиталов. Оно достигается в ходе взаимодействия и взаимоприспособления всех сфер, элементов, факторов производства.

2. Формой развития  рыночной экономики является  цикличность, т.е. непрерывные  колебания деловой активности, взлеты  и падения рыночной конъюнктуры,  чередование преимущественно экстенсивного (фаза подъема) и преимущественно интенсивного (после кризиса) типов экономического роста. Эпицентр циклического движения – экономический кризис, в котором обнаруживается предел и в то же время импульс роста экономики.

3. Глубинным процессом, влияющим на длительность и глубину циклических колебаний, является движение инвестиций. Кризис образует исходную базу для новых массовых капиталовложений, становится толчком к массовому обновлению основного капитала в малых и средних (до 10-11 лет) и внедрению базовых нововведений в больших циклах. В нормально действующей рыночной экономике мотивом инвестиционной деятельности является достаточная прибыль частного предпринимательства.

Таким образом, каждый экономический  цикл в неблагоприятных фазах создает мощные стимулы для инновационной активности и, напротив, в периоды подъемов сдерживает развитие радикальных революционных инноваций. С этих позиций становится объяснимым парадоксальный факт, что кризис создает мощный поток нововведений, пробуждает творческую активность, рождает принципиально новые технологии.

В каждый данный момент все  перечисленные циклы накладываются  друг на друга, более продолжительные  «вбирают» в себя, поглощают более короткие. Это означает, что цикличность в экономике – система колебаний с жесткими связями и именно эта система должна стать объектом дальнейшего изучения и прогнозирования. Опираясь на переосмысленное наследие, современные исследователи формируют новую теорию циклической динамики, с помощью которых можно объяснить волнообразные колебания экономики, обусловленные последовательным замещением доминирующих в ней технологических укладов и связанных с ними этапов технико-экономического развития. Изучение периодических колебаний социально-экономического развития показало их прямую зависимость от научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые формируют предпосылки для возникновения экономических циклов.

Таким образом, цикличность  выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денежная масса  и денежные агрегаты.

Деньги это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта во всех экономических системах.

Деньги это то, что  принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру - непосредственному обмену товаров и услуг на другие товары и услуги - очень неэффективному средству осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. Это требует выискивания всех потенциальных партнёров по обмену, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.

Деньги служат также  расчетной единицей или «мерой стоимости». Роль денег как «единицы измерения» позволяет использовать установленные цены для сделок. Функции денег, как расчетной единицы, позволяют измерять экономические величины понятным для всех способом. Помимо того, что деньги служат средством обмена и расчетной единицей, они ещё обеспечивают очень удобный способ сбережения (средство сбережения) и удобный способ заимствования денег (средство отсроченного платежа). Как «средство сбережения» деньги облегчают процесс осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей покупательной способности. Как «средство отсроченного платежа» деньги облегчают заимствование (и предоставление ссуд), обеспечивая ту меру покупательной способности, которую на настоящий момент времени заимствуют и дают взаймы. Деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств.

Деньги – это абсолютно ликвидное средство. Надо заметить, что деньги появились как результат экономических отношений в хозяйственной жизни людей. То есть появление денег абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Монеты, как таковые, существуют повсюду приблизительно уже в течение 2500 лет, но, как известно, им предшествовали разные предметы, используемые в качестве денег.

Обычно деньги определяют как обобщённое средство покупательной  способности, принимаемое в качестве оплаты за товары и услуги. Бумажные деньги, монеты и депозиты, которые  можно изымать с помощью чеков, квалифицируют как «деньги», потому что они служат прямым средством оплаты. Исходя из этого определения, депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков и подобные им ликвидные финансовые средства, не являются деньгами, поскольку их надо сначала конвертировать в депозиты, которые можно изымать с помощью чеков, а потом использовать  для платежа. Такие высоколиквидные активы из-за лёгкости, с которой их можно конвертировать в деньги, воспринимают как «почти деньги» (квази деньги). То есть, совокупный объём наличных денег и денег безналичного оборота является денежной массой.  Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата М2, в состав которого включаются наличные деньги в обращении (М0)- деньги вне банков, а также деньги безналичного оборота: остатки на расчётных и текущих счетах, вклады до востребования (М1), депозиты предприятий и организаций, вклады населения в банках. Совокупный объём денежной массы, в том числе и её прирост во многом определяется увеличением абсолютных размеров кредита банков. С этой стороны величина денежной массы в обращении представляет собой результат денежно-кредитной политики.  Денежная база представляет собой:

- суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих банков;

- средства в фонде обязательных резервов банков;

- остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков (в России - в ЦБ РФ).

Регулирование объёмов  денежной массы и денежной базы осуществляются с помощью мер денежно-кредитной  политики, проводимых ЦБ РФ. В их составе  можно отметить изменение учётной  ставки при предоставлении ресурсов ЦБ в порядке рефинансирования коммерческих банков, установление норм образования Фонда обязательных резервов коммерческих банков, ограничение операций коммерческих банков в ЦБ и т.д. Эти меры служат предотвращению чрезмерного роста денежной массы и денежной базы.

Перед тем, как приступить к выявлению основного смысла денежных агрегатов, необходимо дать краткое  описание их компонентов.

Компоненты  денежных агрегатов:

- Наличность -  монеты и бумажные деньги. Они «изготавливаются» на Госзнаке и Монетном дворе (имеется в виду РФ). Когда требуется заменить ветхие (изношенные) банкноты и удовлетворить рост спроса на денежную наличность, Госзнак передаёт отпечатанные деньги и отчеканенные монеты в ЦБ РФ. Депозитарные учреждения получают необходимую им наличность от ЦБ. В денежный показатель включается только «наличность, находящаяся в обращении» – наличность, находящаяся вне Гознака, ЦБ и не в сейфах коммерческих банков. Наличность примерно представляет одну треть денежного показателя М1, но объём наличности, находящейся в обращении, колеблется в зависимости от сезона.

Информация о работе Совокупный спрос