Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 22:13, курсовая работа
Международные валютные отношения – необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.
Введение 3
I Международная валютная система и валютные отношения 4
1.Понятие валютной системы 4
2.Этапы развития международной валютной системы 7
II Современная валютная система России 10
1.Проблемы развития валютной системы России 10
2.Перспективы развития валютной системы России 16
3.Мировой валютный рынок 18
Заключение 20
Список литературы 23
Задача 24
Тесты № 85-90 24
Валютная система России сформировалась в процессе перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной, образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы. Валютную систему России характеризуют следующие основные черты.
Базой служит официальная национальная денежная единица, которой, согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995), является рубль, состоящий из 100 коп., введенный в обращение в 1993 (в 1998 деноминирован в соотношении 1000:1, в связи с чем старые банкноты и монеты заменены новыми). Как того требуют Статьи соглашения (устав) Международного валютного фонда, рубль не имеет фиксированного золотого содержания.
Валютный курс рубля не привязан официально к какой-либо национальной валюте или валютной корзине. С июля 1992 установлен единый плавающий валютный курс рубля по отношению к доллару США, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, а также на внутреннем межбанковском валютном рынке. Практически он формируется главным образом по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже - ММВБ (с 29 июня 1999 в утренней единой торговой сессии наряду с ММВБ принимают участие в режиме реального времени все региональные валютные биржи, связанные с ММВБ единой информационно-торговой системой).
До финансового и валютного кризиса 1998 рыночный курс рубля к доллару определялся в ходе фиксинговых торгов, уравновешивавших спрос на валюту и ее предложение; после кризиса ежедневно выводится обобщенный средневзвешенный курс сделок по купле-продаже валюты, которые стали проводиться в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В межбанковском, а также наличном обороте коммерческие банки используют собственные, договорные валютные курсы рубля, ориентируясь, однако, при этом на курсы торгов ММВБ.
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российский институциональный валютный механизм по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.
Цель валютной стратегии – определение средне- и долгосрочных организационных и экономических мероприятий в области валютной политики, исходя из приоритетов общества – обеспечения устойчивого экономического роста, занятости населения, повышения его жизненного уровня, социальной защищенности. Именно это и является основной задачей рыночных реформ. Очевидно, что валютная стратегия должна описывать не только целевые ориентиры базовых макроэкономических элементов собственно валютной политики (режим валютного курса, роль государственных органов в регулировании валютного рынка, степень либерализации и достаточности валютных ограничений), но и более узкие прикладные задачи (развитие рыночной инфраструктуры, ликвидность самого рынка). При разработке валютной стратегии важно учитывать также степень влияния тех или иных решений, принимаемых на валютном рынке, на другие параметры макроэкономики (инфляцию, рост производства, инвестиционную активность).
Любое кардинальное решение в области валютного рынка должно предварительно проходить тщательную совместную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса в лице профессиональных организаций с точки зрения оценки последствий реализации задач, сформулированных в валютной стратегии страны.
Первоочередная задача российской экономики – достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Она важна для решения социальных проблем, повышения жизненного уровня населения и укрепления международных позиций страны.
Валютная стратегия как часть общеэкономической политики формирует такие отношения российской экономики с мировой, которые позволят:
– укрепить валютно-финансовое положение страны, стабилизировать рубль, повысить внешнюю платежеспособность;
– содействовать росту экспорта особенно в обрабатывающей промышленности и наукоемком производстве;
– обеспечить наличие на внутреннем потребительском рынке современных качественных импортных товаров, что создаст конкуренцию продукции отечественного производства для повышения тем самым ее эффективности и качества;
–импортировать современные технологии, машины и оборудование, необходимые для модернизации и технологического перевооружения отечественной промышленности, а также для внедрения современных навыков организации и управления производством.
Валютная стратегия, прежде всего, определяет политику в области валютного курса рубля, валютного регулирования, развития валютного рынка.
Главное стратегическое направление в области валютного курса – обеспечение его относительной стабильности, соответствие динамики курса базовым макроэкономическим показателям. В отношении валютного рынка стратегия нацелена на обеспечение репрезентативности курса, формирующегося на рынке, и ограничение влияния спекулятивных факторов на его формирование. Непосредственная цель валютных ограничений и контроля состоит в создании приемлемых условий функционирования валютного рынка при существующем уровне нелегальной утечки капитала и непрозрачности финансового оборота.
Страна, обладающая достаточными запасами иностранной валюты, устойчивым и неотрицательным торговым балансом, имеет возможность инвестировать отечественный капитал в другие страны. Однако если торговый баланс устойчиво отрицателен или (как в случае с Россией) существуют значительные ограничения на использование валютных доходов, в частности высокий уровень внешней задолженности, то свободные потоки капитала быстро разрушат основу валютно-денежной системы страны и приведут как минимум к девальвации национальной валюты. Это уже признали и международные финансовые организации, в частности МВФ. Так, в середине января 2004 г. на встрече министров финансов стран Европы и Азии в японском городе Кобе директор-распорядитель МВФ Хорст Келер заявил, что странам с переходной экономикой не стоит стремиться к жесткой привязке курса своих национальных валют к доллару, иене или евро. “Политика плавающего валютного курса способна предоставить экономике определенные преимущества для развития и сделать ее более устойчивой”, – резюмировал он. Это свидетельствовало о том, что идеология МВФ под давлением объективных фактов радикально изменилась, что подтверждается следующей фразой: “Урок недавних кризисов состоит в том, что чрезмерная либерализация движения капиталов способна усугубить последствия биржевых потрясений”, к тому же, чтобы приток иностранных инвестиций в страну был благом для нее, а не злом, необходимо наличие в ней “устойчивой финансовой системы, адекватного контроля над банковским сектором и благоразумного регулирования”.
Причины утечки капитала в российском случае хорошо известны. Во-первых, это общая политическая и экономическая нестабильность, которая вынуждает владельцев страховать свои капиталы в стабильной экономике. Во-вторых, уход от налогов. Это глобальный, общемировой фактор утечки капитала, только в развитых экономиках он является первым по значимости, что вряд ли соответствует российской ситуации. Вариантов минимизации налогов достаточно и внутри страны. В-третьих, это “отмывание” доходов, полученных криминальным или нелегальным путем.
Однако есть еще причины, по которым капитал легально и нелегально вывозится за границу. В частности, низкая капитализация российской банковской и страховой системы завышает риски, связанные с трансфертом крупных сумм через банковскую систему, даже при полной и признанной легальности их происхождения. Поэтому крупные денежные трансферты, особенно, связанные с перераспределением собственности, обычно проходят в иностранных банках, тем более, практически вся крупная частная собственность в России формально принадлежит фирмам, зарегистрированным в оффшорах. Там же, в оффшорах, проводятся сделки с этой собственностью, там же концентрируются доходы от нее.
Вывоз капитала за рубеж происходит также из-за ограниченности внутреннего инвестиционного спроса. Нехватка инвестиционных проектов, грамотно оформленных для открытия программ кредитования, и высокие системные риски, не связанные непосредственно с конкретными проектами, сужают возможности вложения капитала. Государство не справляется с задачей минимизации системных рисков, что отпугивает как внешних, так и внутренних инвесторов.
«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны:
1. Сокращается
предложение валюты и
2. Сокращаются валютные резервы, что косвенно бьет по курсу рубля. Если хотя бы часть «сбежавшего» капитала осталась в стране, валютные резервы могли бы быть в 3-4 раза больше, чем в настоящее время.
3. Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты.
4. Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются налоги.
5. В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала.
6. Снижается устойчивость финансового рынка, возникает асимметрия между его сегментами.
Общее улучшение экономической ситуации в России следует рассматривать, скорее, в аспекте не конъюнктурном, а динамическом. Оценка эффекта воздействия предлагаемых мер (в частности, либерализации валютного регулирования) необходима не только в рамках сегодняшней ситуации, но и в горизонте планирования на несколько лет вперед.
Рубль как резервная
валюта – один из главных предвыборных
проектов президента Медведева, о которых
он заявил на Красноярском форуме в феврале
2008 года. Спустя несколько месяцев, уже
в статусе главы государства он поставил
эту амбициозную задачу перед правительством.
«Превращение Москвы в мощный мировой
финансовый центр, а рубля в одну из ведущих
региональных резервных валют – вот ключевые
составляющие, призванные обеспечить
конкурентоспособность нашей финансовой
системы», – заявил он, выступая 7 июня
2008 года на форуме в Петербурге. «Рубль
– достаточно надежная, стабильная валюта»,
– спустя три года, в августе 2011, убеждал
премьер-министр Владимир Путин. После
этого национальная валюта девальвировалась
еще на 8,5% к бивалютной корзине.
Сможет ли рубль переломить
эту тенденцию до окончания президентского
срока Медведева? Казалось бы, для этого
есть предпосылки: доля рубля в расчетах
за энергоносители со странами ЕврАзЭс
все эти годы уверенно растет (56%). Однако
инвесторы и экономисты рубль в качестве
региональной резервной валюты по-прежнему
в упор не видят. Тому есть объективные
причины: зависимость от экспорта сырья
и высокая инфляция. Кроме них есть целый
ряд неочевидных и неожиданных причин,
подрывающих веру в будущее рубля.
Задача сделать
рубль резервной валютой не имеет серьезной
экономической основы. Из-за высокой инфляции
рубли держать невыгодно – теряется стоимость.
Из-за сильной зависимости от цен на нефть
держать рубли опасно – непредсказуемы
колебания стоимости.
Средний курс рубля к доллару
в январе 2012 г. сложился на уровне 31,51
руб./долл.; таким образом, по сравнению
с декабрем 2011 г., номинальное ослабление
составило 0,2%. Ослабление рубля происходило
на фоне продолжающегося оттока капитала.
Вместе с тем, внутримесячная динамика
курса доллара была понижательной, чему
способствовало некоторое снижение напряженности
на мировых рынках; на конец месяца значение
курса составило 30,36 руб./долл. По сравнению
с декабрем, реальное укрепление к доллару
в январе составило 0,6%.
Средний курс рубля к евро в январе составил 40,73 руб./евро (укрепление на 1,8%); на конец месяца он составил 39,97 руб./евро. Реальный курс рубля к евро в январе вырос на 2,2%.
Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос в январе на 0,7%.
Внутренний валютный рынок
На фоне укрепления рубля к евро, стоимость бивалютной корзины в январе несколько снизилась; ее среднее значение составило 35,38 руб., что на 59 коп. меньше, чем в декабре. На конец месяца стоимость корзины составила 34,69 руб.
Для противодействия спекулятивному давлению и избыточной волатильности курса в январе Банк России продолжил проводить интервенции на валютном рынке, хотя их объем существенно снизился по сравнению с декабрем. Объем продажи валюты составил 0,64 млрд. долл. и 0,04 млрд. евро (в декабре – 1,77 млрд. долл. и 0,19 млрд. евро), объем покупки валюты – 0,43 млрд. долл. и 0,02 млрд. долл. (покупка валюты проводилась впервые с августа 2011 г.). Все интервенции были целевыми (совершаемыми внутри установленного валютного коридора, предназначенными для компенсации диспропорций платежного баланса и дестимулирования спекуляций на валютном рынке); ЦБ не проводил так называемых накопленных интервенций, направленных на сглаживание избыточных колебаний курса. Отметим, что, согласно заявлению первого зампреда ЦБ А. Улюкаева, в 2012 г. ЦБ в своей валютной политике будет все реже вмешиваться в курсообразование и продолжит переход от «грязного» плавания рубля в границах коридора к более свободному курсу.
Волатильность курса доллара в январе несколько снизилась по сравнению с декабрем (на 16,1%), притом, что волатильность курса евро, напротив, выросла (на 29,9%). Волатильность стоимости бивалютной корзины снизилась на 6,3%.
Среднемесячный курс евро к доллару в январе 2012 г. составил 1,292 долл./евро; номинальное ослабление составило 1,9%. Тренд курса на протяжении практически всего месяца был повышательным на фоне снижения проблем с ликвидностью в европейской банковской системе. Минимальное значение курса (1,267 долл./евро) было достигнуто 16 января после того, как агентство S&P снизило суверенные рейтинги ряда стран Еврозоны (в том числе, Франции) и Европейского фонда финансовой стабильности (что может привести к снижению возможностей поддержки «уязвимых» экономик). Максимальное значение (1,318 долл./евро) было достигнуто 31 января на фоне прогресса переговоров по реструктуризации греческого госдолга.
В кратко- и среднесрочной перспективе, в том, что касается динамики пары евро/доллар, позиции европейской валюты выглядят более слабыми. Действительно, последние данные указывают на продолжающееся оживление американской экономики (в частности, происходит достаточно быстрое снижение безработицы), притом, что в Еврозоне в первом полугодии 2012 г. ожидается рецессия; согласно январским оценкам МВФ, рост ВВП США в 2012 г. составит 1,8%, а спад экономики Еврозоны – 0,5%. На момент написания обзора все еще не были достигнуты окончательные договоренности о реструктуризации греческого долга, с одной стороны, и выделения стране второго пакета помощи, с другой; кроме того, высока вероятность того, что аналогичный пакет потребуется Португалии. В этих условиях доходности по гособлигациям «уязвимых» стран остаются на высоком уровне. Потенциально дестабилизирующим фактором для евро в ближайшие месяцы являются также предстоящие выборы во Франции, результаты которых могут привести к пересмотру достигнутых ранее соглашений по фискальной консолидации.