Исторический
опыт показывает, что технологический
и общественный способы производства
реализуются через факторы общественного
производства. Автор этих строк
еще в 2003 г. пришел к выводу
о том, что именно фактор
производства определяет название
общества: если наряду с землей
и трудом появился новый фактор
- капитал, то и общество получает
название капиталистического. Такое
название выражает сущностную
основу этого общества и его
экономики.
Вместо сравнительно
ограниченного рассмотрения экономики
как рыночной, присущей индустриальной
эпохе, экономическая теория раскрывает
основные черты информационного
постиндустриального общества, пути
и методы сочетания индустриального
и постиндустриального типов развития,
что составляет теоретическую основу
совершенствования экономической политики,
разработки стратегии экономического
и социального развития страны.
2.3 Переход от
человека экономического к человеку
творческому
Первоначальное
накопление капитала, когда сотни
тысяч людей лишались земли
и других средств производства, превращались
в юридически свободных, но экономически
зависимых людей, вынужденных продавать
свою рабочую силу, становиться наемными
работниками, отличалось насилием и жестокостью,
которые были характерными чертами этого
периода. Становление машинной индустрии
сопровождалось превращением формального
подчинения человека капиталу в его реальное
подчинение. Машины в руках капитала стали
орудием формирования из производителей
товаров частичных рабочих, выполнявших
лишь отдельные операции, становившихся
придатком машины. А это означало реальное
подчинение труда капиталу. Экономическая
зависимость работника от капиталиста
была настолько глубокой, что позволяла
продлить рабочее время сверх всякой меры,
жестоко эксплуатировать человека. Все
это нашло отражение и в экономической,
и в художественной литературе. В конце
XIX в. появился тейлоризм, который был "окрещен"
как система интенсификации труда рабочего,
"система выжимания пота", использования
достижений науки для усиления его эксплуатации.
Если посмотреть на XX в., то также нельзя
не увидеть тяжелых последствий для простых
людей двух мировых войн, Великой депрессии
1929-1933 гг.
Давно известно,
что капитал - это не вещь, а
общественные отношения; хотя
носителем капитала являются
вещи и деньги, однако нельзя
отождествлять сущность и формы
ее проявления. Если это важно
для понимания капитала традиционного,
то тем более оно касается
человеческого капитала. Для превращения
рабочей силы в человеческий
капитал необходимо, чтобы изменились
общественно-производственные отношения.
Еще одним
принципиально важным условием
раскрытия сущности категории
"человеческий капитал" является
конкретно-исторический подход, то
есть выявление существенных
причинно-следственных зависимостей
экономической системы на определенном
историческом этапе ее развития. К сожалению,
и западные, и наши экономисты при анализе
этой категории абстрагируются от производственных,
социально-экономических отношений и
все сводят к инвестиции в человека и развитию
его полезных производительных качеств,
что позволяет трактовать ее внеисторически.
В недрах
индустриального общества вместе
с прогрессом техники и технологии
производства развиваются образование
и наука, они все больше повышают
роль знаний в производстве. Рост
образовательного и культурно-технического
уровня работников означает накопление
у них знаний и умения их
использовать. Если на первых
этапах машинного производства
рабочий превращался в придаток
машины, то с развитием комплексной
механизации и автоматизации
производства рабочий освобождается
от выполнения определенных операций,
выводится из непосредственного
производства, все больше выполняет
функции наладчика и контролера
за работой машин, оборудования.
Это значительно расширяет круг
его деятельности, требует все
более высокой общей и профессиональной
подготовки.
Этому способствует
развитие общей, профессионально-технической
и высшей школы. Еще в начале
XX в. на производстве работали рабочие
с начальным образованием. Во второй половине
этого же века стало обязательным среднее
образование. В настоящее время в развитых
странах быстро растет количество рабочих
мест, которые, как правило, занимают работники
с высшим образованием. Л если учесть увеличение
численности инженерно-технических и
экономических работников, то станет понятным
рост удельного веса умственного труда
в производстве. Вместе с повышением качества
труда, изменением места и роли работника
на производстве возрастает его ответственность
за организацию и функционирование производственного
процесса. От квалификации рабочего, его
отношения к выполнению своих обязанностей
зависят бесперебойность работы сложной
машины или их системы, следовательно,
и результаты производства - как количественные,
так и качественные. Высококвалифицированный
рабочий, имеющий глубокие знания и умения,
становится, по сути, партнером предпринимателя-капиталиста.
Его капитал в виде знаний и умения делает
его равноправным с хозяином предприятия.
Этот процесс
значительно усиливается с превращением
сферы услуг в господствующую
сферу экономики. Ведь ее отрасли
- наука, образование, медицина, культура
и др. - характеризуются быстрым ростом
числа специалистов с высшим образованием
- научных работников, врачей, учителей,
инженеров и др. Это означает, что нематериальное
производство, то есть сфера услуг, в еще
большей мере, чем материальное, обусловливает
структурные сдвига в работе, рост удельного
веса, роли и значения умственного труда.
Носитель знаний
- человек, он их собственник.
Возникновение и распространение
собственности на знания нашли
выражение в категории "человеческий
капитал". В отличие от предыдущих
эпох, когда собственность и труд
были отделены, информационная постиндустриальная
эпоха характеризуется тем, что
человек одновременно является
собственником и основного средства
производства - знаний, и тех способностей,
того умения, которые обеспечивают
их использование. Категория "человеческий
капитал" отражает те эпохальные
изменения, которые происходят
в положении человека в новом
обществе. В этом его социально-экономическая
сущность.
Возникновение
и функционирование человеческого
капитала, будучи проявлением глубоких
изменений положения человека в производстве
и обществе, - важная веха на пути перехода
от человека экономического к человеку
творческому. Вместе с тем становление
последнего связано с дальнейшими глубокими
изменениями в развитии его физических,
умственных и духовных способностей. Речь
идет об усилении процессов интеллектуализации
человека и его труда, о коренных изменениях
в мотивационном механизме, в социальном
и духовно-культурном подъеме человека
не только как работника, но и как гражданина.
Это означает, что в процессе утверждения
человека творческого диапазон превращений
и усовершенствований расширяется. Углубление
изменений в производстве па основе информационно-коммуникационных
технологий и повышения уровня образования
дополняется дальнейшим ростом роли и
значения умственного труда, выработкой
и все большим распространением среди
работников отношения к творческому труду
как к внутренней потребности человека,
воспитания у человека внутреннего стимула,
который проявляется в моральном удовлетворении
от достижений в процессе творчества.
Таким образом, на смену материальным
стимулам должны прийти нематериальные
мотивы, постматериальные ценности.
Анализ свидетельствует,
что эти процессы - дело не будущего,
не мечта, а реальность. Все
более широкое распространение
информации и знаний как главного
производственного ресурса, реализующего
и преумножающего умственный
потенциал человека, является мощным
фактором интеллектуализации человека
и его труда, производства в
целом. Сложность этого процесса
заключается в том, что увеличение
умственного труда, будучи огромным
достижением в прогрессе человечества,
все же не тождественно становлению
творческого труда, творческого
человека. Он является необходимым
условием, без интеллектуального,
умственного труда творческий
труд невозможен. Опыт показывает,
что даже орудия труда, построенные
на информационно-коммуникационных
технологиях, могут использоваться
и для сверхсложных высокоинтеллектуальных
операций, и быть орудием технической,
рутинной работы. В этом отношении
показательны компьютеры. Они существенно
изменяют характер труда, повышают
научно-квалификационный уровень
работников, имеют память, а следовательно,
информацию, не идущую ни в какое сравнение
с возможностями человеческого разума.
В то же время люди, использующие компьютеры,
могут выполнять такую техническую работу,
как перепечатка материалов, или ведение
какой-либо документации. Однако даже
при определенных противоречиях безусловным
является то, что компьютер сыграл и играет
огромную роль в интеллектуализации производства,
управления, образования, науки и т.д. Поэтому
компьютеризация, информатизация экономики
и общества - это магистральный путь распространения
и роста умственного труда. Таким образом,
повышение научно-технологического уровня
производства, технической вооруженности
труда и рост всех видов образования -
среднего, профессионально-технического
и высшего - являются необходимым условием
увеличения удельного веса, роли и значения
умственного труда, превращения его в
творческий труд.
Становление
человека творческого - это высшая
ступень в его развитии и
труде. Физические, умственные и
духовные способности человека
должны достичь такого уровня,
когда творчество, творческое отношение
к труду становятся органичной
потребностью, способом жизнедеятельности.
Если в прошлом творчество, творческий
труд был ограничен такими
сферами, как наука, литература,
искусство, то в настоящее время
он распространяется и в экономике.
Это не только изобретательство
и рационализаторство, реализующиеся
в сравнительно узком кругу
людей, но и рост творческого
характера труда среди широких
масс работающих - инженерно-конструкторское
направление, управленческо-предпринимательское,
дизайнерское, рекламное и другие
виды деятельности. Глубокие изменения
в человеке, его труде, его положении
в экономике и обществе требуют
глубокого исследования, которое
бы позволило не только раскрыть
сущность изменений, но и определить
пути и механизмы всестороннего
развития индивидуума, создания
благоприятных условий для наиболее
полного проявления его способностей
и талантов.
Анализ перехода
от человека экономического к
человеку творческому свидетельствует,
что рост роли человека, превращение
его в цель и критерий общественно-экономического
прогресса требуют историко-экономического
и системного подходов к исследованию
проблем развития человека. Опыт показывает,
что сосредоточение значительных усилий
па раскрытии новых процессов и понятий
(например, человеческий капитал и др.),
которое, безусловно, важно и нужно, не
должно мешать глубокому познанию закономерного
процесса становления человека творческого.
Отрыв определенной категории, повой и
важной, от исследования общего закономерного
процесса цивилизации неизбежно приводит
к искажению ее трактовок, к нарушению
и даже игнорированию ее соотношения с
близкими категориями и процессами. Так
произошло с человеческим капиталом, его
внеисторическим толкованием и замалчиванием
категории "стоимость рабочей силы".
Поэтому соблюдение методологических
принципов единства исторического и логического,
системного анализа процессов и явлений
- необходимое условие познания действительности,
достижения научно обоснованных результатов.
3. Современное
развитие экономики.
3.1 Становление современного
механизма функционирования и развития
экономики
Актуальной
проблемой, которая должна занимать
важное место в экономической
теории, является механизм функционирования
и развития экономики. Опыт
показывает, что в каждой науке
сущностный анализ сочетается
с раскрытием механизмов прохождения
тех или иных процессов, что
в значительной степени определяет
практическое использование достижений
этой науки. Глубокое выяснение
механизма действия экономических
законов - необходимое условие
эффективного хозяйствования, научно
обоснованного применения и использования
экономических законов.
К сожалению, нынешний
курс экономической теории не решает этой
проблемы. Существует противоречие между
сущностным анализом системы производственных
отношений и степенью раскрытия механизма
функционирования и развития экономики.
Главное внимание уделяется выяснению
экономических категорий и законов при
отсутствии целостного понимания механизма
их действия и использования. Так, в нынешнем
курсе отдельно освещаются рыночный механизм
и отдельно - государственное экономическое
регулирование, что не позволяет раскрыть
взаимосвязь и взаимодействие рынка и
государства". А если к этому прибавить,
что затраты производства, ценообразование
и другие элементы механизма хозяйствования
рассматриваются в разных частях курса,
то станет понятным "лоскугный характер"
освещения механизма действия и использования
экономических законов, который не дает
и не может дать целостного представления
о механизме функционирования и развития
экономики, его сущности, структуре и действии,
обеспечить его системное познание и совершенствование.
Причина такого
явления, по моему мнению, заключается
в том, что эта серьезная
проблема не только системно
не рассматривается, но и, как
ни удивительно, даже не ставится.
Действует инерция: поскольку
у нас экономика рыночная, то
и функционирует она на основе
рыночного механизма, хотя в
действительности современная экономика
- смешанная. Господствует устоявшийся
стереотип, и это в то время,
когда существующая экономика,
механизм ее функционирования
усложняются. Достаточно отметить,
что распространение нового, инновационного
типа развития и формирования
национальных инновационных систем,
переход от индустриального к
информационному постиндустриальному
способу производства, усиление
действия качественно нового
фактора производства - информации
и знаний - все это вносит существенные
изменения в экономику, механизм
ее функционирования и развития.
Поэтому со всей неотложностью
встает задача углубления познания
механизма действия современной
экономики, преодоления противоречия
между сущностным ее анализом
и присущим ей механизмом функционирования
и развития, создания целостного
представления об этом органичном
элементе экономики, закономерностях
его развития. Это не только
обогатит экономическую теорию
как науку, но и вооружит
хозяйственную практику знанием
методов и рычагов использования
экономических законов, эсрфективного
ведения хозяйства. Необходимо осознать,
что только целостное представление о
механизме функционирования и развития
экономики может быть надежной основой
его системного совершенствования.