Современное состояние энергетического комплекса России и проблемы его дальнейшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс — это система добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования.
Данная тема является актуальной, потому что в экономике России он занимал и продолжает занимать ведущее место. Комплекс производит около 25 % промышленной продукции России, является важнейшим источником формирования бюджета страны, обеспечивает примерно половину валютных поступлений от экспорта продукции.

Файлы: 1 файл

Тэк россии.docx

— 29.63 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Топливно-энергетический комплекс — это система добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования.

Данная тема является актуальной, потому что в экономике России он занимал и продолжает занимать ведущее место. Комплекс производит около 25 % промышленной продукции России, является важнейшим источником формирования бюджета страны, обеспечивает примерно половину валютных поступлений от экспорта продукции.

  В ТЭК входят отрасли топливной промышленности (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика. 

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние энергетического комплекса России и проблемы его дальнейшего развития.

 

Топливно- энерегетический комплекс и развитие соответствующей инфраструктуры в субъектах Российской Федерации является одним из ключевых факторов, которые оказывают влияние на региональное социально-экономическое развитие. 

Достаточная обеспеченность капиталом компаний в сырьевых отраслях обуславливает ускоренное развитие добывающих производств, в то же время для инфраструктурных сфер характерны прогрессирующее старение и износ основных производственных фондов, опережающие темпы выбытия стареющих производственных мощностей по сравнению с темпами ввода новых.

При этом характер воздействия негативных тенденций производственного развития в инвестиционно-неблагополучных секторах различен: если в электроэнергетике по-прежнему сохраняется общий избыток установленной энергетической мощности и есть резерв для запуска конкурентного рынка с начальным избытком предложения, который позволит обеспечить рыночный импульс развития отрасли, то в газовой отрасли спрос уже не покрывается объемами добычи газа.

Существуют проблемные тенденции и в состоянии нефтеперерабатывающего комплекса. Суммарные инвестиции в нефтепереработку, при достаточной обеспеченности капиталом нефтяных компаний, значительно ниже инвестиций практически во все другие сектора ТЭК. Низкое качество российских нефтепродуктов сдерживает развитие их экспорта, консервируя сырьевую структуру внешнеторгового предложения российского ТЭК.

К перспективными направлениями государственной политики в нефтяной промышленности относятся:

 

• оптимизация всех элементов государственной экономической политики в целях обеспечения более рациональной структуры нефтедобычи, вовлечения в оборот небольших и малорентабельных нефтяных месторождений, рационализации пользования нефтяными месторождениями;

• принятие прозрачных и стабильных правил пользования нефте- транспортной инфраструктурой, принятие государственной программы ее развития в целях ликвидации транспортных ограничений на перемещение нефти и продуктов ее переработки;

• развитие открытой торговли и конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов;

• стимулирование инвестирования капитала нефтяных компаний в инвестиционно- дефицитные сферы экономики России, в том числе ТЭК, посредством экономических механизмов;

• поддержка приоритетного развития нефтеперерабатывающего комплекса, поддержка инвестиций в эту сферу, развитие инфраструктуры транспортировки и экспорта продуктов переработки нефти;

• отказ от мер краткосрочного административного регулирования рынка нефти в пользу долгосрочных механизмов государственной политики, направленных на улучшение структуры производства, инвестиционного климата, переориентацию бизнеса нефтяных компаний в сторону долгосрочных интересов развития.

Долгосрочная государственная политика в газовом секторе будет направлена:

• создание экономических сигналов, в первую очередь рыночных, стимулирующих прекращение роста и снижение темпов роста внутреннего спроса на газ, расширение сферы применения рыночных цен на газ при одновременной демонополизации внутренней торговли газом;

 

• структурные изменения, направленные на ликвидацию конфликта интересов в области одновременного использования газотранспортной инфраструктуры и участия в коммерческом обороте газа, создания качественно новой системы доступа к магистральным и распределительным газопроводам (переход к заявительной системе доступа вместо разрешительной);

• развитие внутреннего рынка газа, стимулирование разработки новых газовых месторождений в первую очередь независимыми производителями газа (как основного источника покрытия внутреннего спроса на газ, не покрываемого базовым производителем газа акционерным обществом «Газпром»);

• повышение роли акционерного общества «Газпром» по снабжению газом стратегических и социально значимых (коммунально-бытовой сектор, население) потребителей, концентрация в обществе функций гарантирующего поставщика газа для этих нужд и снятие социальной нагрузки с либерализуемого рынка газа;

• максимизации выгод национальной экономики от экспорта газа при условии цивилизованного участия национальных агентов в открытой международной торговле газом.

Значение газификации с точки зрения повышения качества жизни населения и развития экономики негазафицированных районов в настоящее время достаточно велико. Однако проведенный анализ показал, что газификация в большом числе случаев проводится неэффективно, в том числе с точки зрения окупаемости проектов. Основной причиной неэффективности является недостаточная проработанность инвестиционных проектов газификации. Как правило, после окончания строительства новые газораспределительные сети характеризуются чрезвычайно низкой степенью загрузки, что обуславливает высокую удельную стоимость их эксплуатации. Эффективность использования ЕСГ — одна из основных проблем, которые стоят перед нами и, соответственно, перед государством.

Все отрасли комплекса взаимосвязаны. Для учета общего объема добычи топлива и производства энергии, пропорций между ними, их распределения между потребителями составляется топливно-энергетический баланс. Он показывает соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приход) и их использование в хозяйстве (расход). Для расчета баланса различные виды топлива и энергии пересчитывают в условное топливо. За единицу условного топлива принимают 1 кг каменного угля, дающего при сгорании 7000 ккал. Другие виды топлива пересчитываются в условное топливо по коэффициентам, исходя из их теплотворной способности (то есть количества энергии, выделяющейся при сгорании 1 кг топлива).

Дальнейшее развитие ТЭК связанно с целым рядом проблем:

Запасы энергетических ресурсов сосредоточенны в восточных районах страны, а основные районы потребления в западных. Для решения этой проблемы планировалось в западной части страны развитие атомной энергетики, но после аварии на Чернобыльской АЭС, реализация этой программы замедлилась. Возникли и экономические трудности с ускоренной добычей топлива на востоке и передачей его на запад.

  Добыча топлива становится всё  более дорогой и поэтому необходимо  всё шире внедрять энергосберегающие  технологии.

  Увеличение предприятий ТЭК оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, поэтому при строительстве требуется тщательная экспертиза проектов, а выбор места для них должен учитывать требованиям охраны окружающей среды.

Высокая (более 50 процентов) степень износа основных фондов.

  1. Государственная политика РФ в области занятости населения и минимизации безработицы в средне- и долгосрочной перспективе.

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

  Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

 Органы служб занятости на  основе прогнозов экономического  развития с участием работодателей  и представителей трудящихся  разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются  представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной  и представительной власти вместе  со службами занятости контролируют  реализацию принятых программ.

 Взаимодействие служб занятости  с предприятиями - работодателями, работниками  или их представителями - строится  на принципах социального партнерства.

Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

  1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
  2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
  4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
  6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
  7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
  8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
  9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
  10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
  11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
  12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

 Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением  занятости граждан, предоставляются  бесплатно.  Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

  Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения.

Средства фонда занятости направляются на:

  оплату расходов по профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки  и переподготовки безработных, включая  выплату им стипендий;

  организацию общественных работ;

  выплату пособий по безработице  и материальной помощи;

  возмещение затрат пенсионному  фонду в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

  мероприятия по созданию и  сохранению рабочих мест;

  расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности  и на содержание органов занятости.

  Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

 Особенности занятости и  функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически  активного населения, сложившимся  уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и  привлекательностью территории, характером  поддержки предприятий федеральными  и региональными органами власти  и управления. Эта поддержка должна  носить выборочный характер и  определяться приоритетами структурной  перестройки экономики на федеральном  и региональном уровнях, обеспечиваемыми  средствами из соответствующих  бюджетов. Меры по преодолению  временных финансовых затруднений  предприятий должны стать стержнем  региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Информация о работе Современное состояние энергетического комплекса России и проблемы его дальнейшего развития