Россия - один из крупнейших экспортёров
нефти. На мировом рынке часто происходят
сильные изменения цен на нефть, что очень
невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы
стабилизировать цены и проводить единую
нефтяную политику, ряд государств объединились
в Организацию стран - экспортёров нефти.
В неё вошли в основном страны Персидского
залива, которые добывают и экспортируют
большую часть мировой нефти. После распада
СССР экономика России стала ещё сильнее
зависеть от экспорта нефти и газа. Кроме
того, в 1998 г. на мировом нефтяном рынке
разразился кризис. Цены на этот вид энергоресурсов
упали более чем в два раза, и страны - экспортёры
нефти, в том числе и Россия, стали терпеть
большие убытки. Поэтому нашей стране
стало необходимо более чётко координировать
и согласовывать с ОПЕК свои действия
на нефтяном рынке. В Вене были проведены
переговоры между странами - членами ОПЕК
и Россией. В результате поставки нефти
на мировой рынок сократились и падение
цен на неё приостановилось.
Россия
и международные клубы
Среди международных организаций есть
несколько не совсем обычных. Их часто
называют клубами, так как членство и условия
приёма в эти организации строго не оформлены.
Попасть в них очень трудно. Условия приёма
могут меняться - всё зависит от страны,
которая хочет вступить в такую организацию.
Быть членом клуба очень престижно, поскольку
это даёт возможность влиять на политические
и экономические процессы, происходящие
в мире. В 1997 г. Россия вступила в три подобные
организации - Лондонский и Парижский
клубы и в "большую семёрку", которая
в результате стала "большой восьмёркой".
Лондонский клуб объединяет крупнейшие
в мире частные банки-кредиторы. Если страна
исправно выплачивает долги и проценты
по финансовым кредитам, а также имеет
репутацию "надёжного должника",
то она может установить официальные отношения
с этим клубом добиться определённых льгот.
В конце XX в. экономический кризис в нашей
стране привёл к тому, что её внешний долг
увеличился, однако она по-прежнему считается
"надёжным должником". Договор с Лондонским
клубом позволил России ослабить долговое
бремя и маневрировать своими финансовыми
средствами.
Наряду с Лондонским существует ещё один
международный клуб - стран-кредиторов.
Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие
в Парижский клуб, объединились, поскольку,
действуя совместно, легче получить обратно
"свои кровные". Часть кредитов, которые
выдали эти государства, практически невозможно
вернуть (например, страны-должники разорились).
Поэтому государство-кредитор при вступлении
в Парижский клуб безвозвратно теряет
часть выданных денег (как бы прощает своих
должников), зато выплата остальных ему
гарантируется.
После распада СССР большинство советских
кредитов перешло к России, и сейчас другие
государства должны нашей стране более
100 млрд долларов - почти столько же, сколько
должна сама Россия. Большая часть этих
долгов не выплачивается или выплачивается
очень медленно, так как должники России
- в основном бедные развивающиеся страны.
Поэтому наша страна решила вступить в
Парижский клуб. Российские кредиты и
состояние выплат по ним были внимательно
изучены в Парижском клубе, и его специалисты
решили, что большую их часть можно получить
обратно. В 1997 г. Россия стала членом этой
престижной международной организации.
"Большая семёрка"2 -
объединение семи ведущих промышленно
развитых государств: США, Канады, Великобритании,
Франции, Германии, Японии и Италии. Оно
было создано для решения наиболее важных,
глобальных экономических и финансовых
проблем. Встречи глав государств "большой
семёрки" проводятся каждый год. Со
временем круг обсуждаемых актуальных
тем расширился. И теперь большое внимание
уделяется таким важнейшим вопросам, как
загрязнение окружающей среды, сохранение
энергоресурсов, международная преступность,
торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия
является полноправным членом этого самого
престижного международного клуба.
Глава 2.
Современные подходы к изучению международных
отношений
Анализ различных форм
межгосударственного сотрудничества,
их организации и функционирования прошел
несколько этапов в своем развитии. С образованием
ООН в центре изучения оказались процессы
принятия управленческих решений, расстановка
сил и образующиеся коалиции в рамках
формальных межправительственных организаций,
а также их взаимодействие друг с другом
и с государствами-членами. Формальные
международные организации продолжают
владеть умами и после распада биполярной
системы. Они играют решающую роль в оказании
финансовой помощи, являются главным генератором
миротворческих усилий и программ обеспечения
устойчивого развития человечества, все
активнее вовлекаются в решение внутренних
проблем суверенных государств.
Продолжают возникать новые направления
в их исследованиях - изучение социологических
аспектов их деятельности и механизмов
взаимодействия с неправительственными
организациями, процессов бюрократизации.
Вместе с тем, прогрессирующее несоответствие
формальных международных организаций
меняющимся реалиям международных отношений,
которое обозначилось в 1970-х годах прошлого
века, дало развитие новому направлению
- исследованиям "международных режимов".
Принятое 15 августа 1971 года решение США
об отмене конвертирования доллара в золото
и другие резервные активы правительства,
положило конец десятилетиям предсказуемости
в сфере валютно-кредитных отношений под
эгидой МВФ. Если одни исследователи выступили
с предложением укрепить формальные организации,
обеспечив их инструментами для решения
проблем углубляющейся взаимозависимости
государств, то другие пришли к выводу
о преувеличенности внимания к формальным
структурам и многосторонним договорным
соглашениям.
Международные режимы
определялись как правила, нормы, принципы
и процедуры, структурирующие ожидания
международных актёров в отношении поведения
друг друга в определенных областях.
Представители этого направления (Р. Кохейн,
Дж. Рагги, О. Янг, Э. Хаас) перенесли акцент
с изучения организаций на анализ правил
и даже "представлений", которыми
руководствуются международные актёры.
Считалось, что принципы и нормы создают
нормативную основу режимов, а правила
и процедуры принятия решений обеспечивают
более тонкую настройку поведения международных
актёров. Хотя определение, данное С. Краснером,
подвергалось критике за расплывчатость
и тенденциозность, немногие попытались
предложить ему альтернативу. Важным элементом
дебатов о международных режимах была
дискуссия о критериях их отграничения
от иных форм сотрудничества. Для ответа
на данный вопрос было предложено два
критерия: эффективность сотрудничества
в определенной области и его устойчивость.
Эффективность определяется на основании
того, в какой мере участники отношений
руководствуются принципами, правилами,
процедурами, или, по меньшей мере, насколько
они их учитывают; как они реагируют на
их нарушение; насколько возможно избежать
принуждения для обеспечения соблюдения
таких правил; позволяет ли участие в режимном
соглашении всем или большинству его членов
так добиваться выигрыша, чтобы при этом
ни один из них не оказывался в чистом
проигрыше. Устойчивость режима связывалась
с его способностью существовать, несмотря
на изменения в расстановке сил на международной
арене.
Лавинообразный рост
"режимных" исследований привёл к
таким разночтениям в терминологии международных
исследований, что на протяжении 1980-х и
1990-х годов не прекращались попытки ее
упрощения и систематизации. Введение
понятия "международные институты"
рассматривалось как один из способов
преодолеть эти трудности. Дж. Миршаймер
дал удачное определение институтов как
"набора правил, определяющих способы
осуществления отношений сотрудничества
и конкуренции между государствами".
"Нормы", "правила" и "процедуры
принятия решений" - ключевые атрибуты
международных режимов - объединялись
отныне в термине "правила". В данном
определении не упоминаются формальные
международные организации, ибо функционирование
некоторых неформальных институтов не
связано с ними, а отдельные международные
организации (например, ООН) охватывают
несколько институтов одновременно. Хотя
международные институты часто и получают
формальное выражение в виде международных
организаций, государства-члены сообразовывают
своё поведение не с мнением штаб-квартир,
но с правилами, лежащими в основе институтов.
Исходя из этого, Роберт Кохэйн определил
институты, в рамках которых он выделял
формальные организации, режимы и неформальные
институты, как совокупность устойчивых
и взаимосвязанных правил, предписывающих
роли актёров и структурирующих их деятельность
и ожидания. Вскоре понятия "режимы"
и "институты" стали выступать как
взаимозаменяемые. Обе приведенные
формулировки сталкиваются с проблемой
определения того, насколько поведение
международных актёров подчиняется выработанным
правилам. Однако сильной стороной формулировки
Миршаймера является то, что она избавляет
от необходимости учитывать, насколько
эффективно применяются правила и акцентирует
лишь сам факт влияния существующих правил
на поведение международных актёров. В
равной степени исключается постановка
вопроса о том, должны ли эти правила быть
имплицитно или эксплицитно выраженными.
Таким образом, институты могут рассматриваться
как набор имплицитно и эксплицитно сформулированных
правил, вокруг которых структурируются
ожидания актёров мировой политики.
Заключение
В настоящее время
приоритет в МЭО по-прежнему сохраняется
за внешнеторговыми отношениями. Первоначально
эти отношения строились на узко региональной
основе, то сейчас происходит их глобализация.
Если раньше в основе региональных отношений
лежали два противоречащих друг другу
принципа: свобода внешней торговли и
протекционизма, то в настоящее время
все более преобладает принцип свободной
торговли. Это проявляется в отмене количественных
ограничениях импорта, снижении таможенных
пошлин, создании свободных экономических
зон, общих рынков и т. д.
Для реализации этих
отношений создавались и создаются различные
торгово-экономические блоки, зоны свободной
торговли и другие формирования. Среди
наиболее известных действующих ныне
региональных организаций можно назвать
ЕС, ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, «Меркосур»3.
Международное экономическое
сотрудничество на действительно универсальном
уровне в основном сосредоточено в рамках
системы ООН, включая органы ООН, а также
специализированные учреждения семьи
ООН. Впрочем, следует оговориться: абсолютно
универсально-организуемого экономического
сотрудничества, строго говоря, не существует
даже в рамках ООН.
Во-первых, все же не
все страны являются членами ООН. При этом
формально не соблюдается на 100% и основной
принцип универсализма: свободный доступ
к участию для любого государства (в идеале
- само зачисление).
Во-вторых, не все отрасли
экономического сотрудничества реально
охватываются деятельностью органов ООН.
К примеру: действенное регулирование
внешнеторговых отношений, не говоря уже,
в частности, о торговле оружием и товарами
двойного использования, - осуществляется
вне ООН.
Список использованной
литературы.
- Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М., 2010, с. 136;
- Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. М., 2011, с. 78;
- Всемирная торговая
организация. Краткое пособие для бизнеса.
Подготовлено Центром торговой политики
и права, М., 2009, с. 24;
- Всемирная торговая
организация: документы и комментарии
в 2-х томах. Составители: Н. М.Васильев, Ю. А. Васятин, А. А.Давыдов. – М.: АНО "Издательский дом налоговой полиции", 2009. Под редакцией чл.-корр. РАН С.А.Смирнова с.156;
- Вступление в ВТО: "Задержись
на пороге". Журнал "Эксперт". 2010
год, 6 ноября с. 30;
- Деятельность международных
экономических организаций по созданию
международно-правовых норм // Право и
политика. М., 2011. №7, с 11;
- Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2010, с.73;
- Зайцева О. Г. Международные
организации: принятие решений. М., 2008, с.86;
- Зенкин И. В. Всемирная
торговая организация в схемах. М.: Центральный
издательский дом, 2010, с. 243;
- Ливенцев Н. Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2009, с.68;
- Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 2008, с.45;
- Ломакин В. К. Мировая
экономика. М., 2009, с. 37;
- Международные экономические
отношения. Учебное пособие. Под ред. С. Ф.Сутырина. Изд-во СПбГУ, 2011, с. 53;
- Мешкова Е. И. Присоединение к Всемирной торговой организации как фактор, влияющий на национальную конкурентоспособность// Экономика. Управление. Культура. Вып.14 в 2 ч., сборник научных статей, М.: ГУУ, 2012, с.64.
1 Мешкова Е. И. Присоединение
к Всемирной торговой организации как
фактор, влияющий на национальную конкурентоспособность//
Экономика. Управление. Культура. Вып.14
в 2 ч., сборник научных статей, М.: ГУУ, 2012,
с.64.
2 Дюмулен И. И. Всемирная торговая
организация. М.: Экономика, 2010, с.73;
3 Зенкин И. В. Всемирная торговая
организация в схемах. М.: Центральный
издательский дом, 2010, с. 243;