Современные подходы к изучению международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал. Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики. К данным слабостям следует отнести: отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; нерациональная структура экспорта и импорта; непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков; ориентация НИОКР на военные исследования; изношенность и моральное устаревание основных фондов; нестабильность в экономике и политике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Представленность России в международных организациях
1.1. Участие России во всемирных организациях……………………...4
1.2. Россия и европейские организации………………………………...6
1.3. Содружество независимых государств…………………………….8
1.4. Сотрудничество России с международными организациями…….9
1.5. Россия и международные клубы…………………………………..10
Глава 2. Современные подходы к изучению международных отношений
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Представленность России в междунордных органищациях.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке часто происходят сильные изменения цен на нефть, что очень невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые добывают и экспортируют большую часть мировой нефти. После распада СССР экономика России стала ещё сильнее зависеть от экспорта нефти и газа. Кроме того, в 1998 г. на мировом нефтяном рынке разразился кризис. Цены на этот вид энергоресурсов упали более чем в два раза, и страны - экспортёры нефти, в том числе и Россия, стали терпеть большие убытки. Поэтому нашей стране стало необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке. В Вене были проведены переговоры между странами - членами ОПЕК и Россией. В результате поставки нефти на мировой рынок сократились и падение цен на неё приостановилось.

    1. Россия и международные клубы

Среди международных организаций есть несколько не совсем обычных. Их часто называют клубами, так как членство и условия приёма в эти организации строго не оформлены. Попасть в них очень трудно. Условия приёма могут меняться - всё зависит от страны, которая хочет вступить в такую организацию. Быть членом клуба очень престижно, поскольку это даёт возможность влиять на политические и экономические процессы, происходящие в мире. В 1997 г. Россия вступила в три подобные организации - Лондонский и Парижский клубы и в "большую семёрку", которая в результате стала "большой восьмёркой".

Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию "надёжного должника", то она может установить официальные отношения с этим клубом добиться определённых льгот. В конце XX в. экономический кризис в нашей стране привёл к тому, что её внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается "надёжным должником". Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.

Наряду с Лондонским существует ещё один международный клуб - стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно "свои кровные". Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.

После распада СССР большинство советских кредитов перешло к России, и сейчас другие государства должны нашей стране более 100 млрд долларов - почти столько же, сколько должна сама Россия. Большая часть этих долгов не выплачивается или выплачивается очень медленно, так как должники России - в основном бедные развивающиеся страны. Поэтому наша страна решила вступить в Парижский клуб. Российские кредиты и состояние выплат по ним были внимательно изучены в Парижском клубе, и его специалисты решили, что большую их часть можно получить обратно. В 1997 г. Россия стала членом этой престижной международной организации.

"Большая семёрка"2 - объединение семи ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств "большой семёрки" проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

 

Глава 2. Современные подходы к изучению международных отношений 

Анализ различных форм межгосударственного сотрудничества, их организации и функционирования прошел несколько этапов в своем развитии. С образованием ООН в центре изучения оказались процессы принятия управленческих решений, расстановка сил и образующиеся коалиции в рамках формальных межправительственных организаций, а также их взаимодействие друг с другом и с государствами-членами. Формальные международные организации продолжают владеть умами и после распада биполярной системы. Они играют решающую роль в оказании финансовой помощи, являются главным генератором миротворческих усилий и программ обеспечения устойчивого развития человечества, все активнее вовлекаются в решение внутренних проблем суверенных государств. Продолжают возникать новые направления в их исследованиях - изучение социологических аспектов их деятельности и механизмов взаимодействия с неправительственными организациями, процессов бюрократизации. Вместе с тем, прогрессирующее несоответствие формальных международных организаций меняющимся реалиям международных отношений, которое обозначилось в 1970-х годах прошлого века, дало развитие новому направлению - исследованиям "международных режимов". Принятое 15 августа 1971 года решение США об отмене конвертирования доллара в золото и другие резервные активы правительства, положило конец десятилетиям предсказуемости в сфере валютно-кредитных отношений под эгидой МВФ. Если одни исследователи выступили с предложением укрепить формальные организации, обеспечив их инструментами для решения проблем углубляющейся взаимозависимости государств, то другие пришли к выводу о преувеличенности внимания к формальным структурам и многосторонним договорным соглашениям.

Международные режимы определялись как правила, нормы, принципы и процедуры, структурирующие ожидания международных актёров в отношении поведения друг друга в определенных областях. Представители этого направления (Р. Кохейн, Дж. Рагги, О. Янг, Э. Хаас) перенесли акцент с изучения организаций на анализ правил и даже "представлений", которыми руководствуются международные актёры. Считалось, что принципы и нормы создают нормативную основу режимов, а правила и процедуры принятия решений обеспечивают более тонкую настройку поведения международных актёров. Хотя определение, данное С. Краснером, подвергалось критике за расплывчатость и тенденциозность, немногие попытались предложить ему альтернативу. Важным элементом дебатов о международных режимах была дискуссия о критериях их отграничения от иных форм сотрудничества. Для ответа на данный вопрос было предложено два критерия: эффективность сотрудничества в определенной области и его устойчивость. Эффективность определяется на основании того, в какой мере участники отношений руководствуются принципами, правилами, процедурами, или, по меньшей мере, насколько они их учитывают; как они реагируют на их нарушение; насколько возможно избежать принуждения для обеспечения соблюдения таких правил; позволяет ли участие в режимном соглашении всем или большинству его членов так добиваться выигрыша, чтобы при этом ни один из них не оказывался в чистом проигрыше. Устойчивость режима связывалась с его способностью существовать, несмотря на изменения в расстановке сил на международной арене.

Лавинообразный рост "режимных" исследований привёл к таким разночтениям в терминологии международных исследований, что на протяжении 1980-х и 1990-х годов не прекращались попытки ее упрощения и систематизации. Введение понятия "международные институты" рассматривалось как один из способов преодолеть эти трудности. Дж. Миршаймер дал удачное определение институтов как "набора правил, определяющих способы осуществления отношений сотрудничества и конкуренции между государствами". "Нормы", "правила" и "процедуры принятия решений" - ключевые атрибуты международных режимов - объединялись отныне в термине "правила". В данном определении не упоминаются формальные международные организации, ибо функционирование некоторых неформальных институтов не связано с ними, а отдельные международные организации (например, ООН) охватывают несколько институтов одновременно. Хотя международные институты часто и получают формальное выражение в виде международных организаций, государства-члены сообразовывают своё поведение не с мнением штаб-квартир, но с правилами, лежащими в основе институтов. Исходя из этого, Роберт Кохэйн определил институты, в рамках которых он выделял формальные организации, режимы и неформальные институты, как совокупность устойчивых и взаимосвязанных правил, предписывающих роли актёров и структурирующих их деятельность и ожидания. Вскоре понятия "режимы" и "институты" стали выступать как взаимозаменяемые. Обе приведенные формулировки сталкиваются с проблемой определения того, насколько поведение международных актёров подчиняется выработанным правилам. Однако сильной стороной формулировки Миршаймера является то, что она избавляет от необходимости учитывать, насколько эффективно применяются правила и акцентирует лишь сам факт влияния существующих правил на поведение международных актёров. В равной степени исключается постановка вопроса о том, должны ли эти правила быть имплицитно или эксплицитно выраженными. Таким образом, институты могут рассматриваться как набор имплицитно и эксплицитно сформулированных правил, вокруг которых структурируются ожидания актёров мировой политики.

 

Заключение

В настоящее время приоритет в МЭО по-прежнему сохраняется за внешнеторговыми отношениями. Первоначально эти отношения строились на узко региональной основе, то сейчас происходит их глобализация. Если раньше в основе региональных отношений лежали два противоречащих друг другу принципа: свобода внешней торговли и протекционизма, то в настоящее время все более преобладает принцип свободной торговли. Это проявляется в отмене количественных ограничениях импорта, снижении таможенных пошлин, создании свободных экономических зон, общих рынков и т. д.

Для реализации этих отношений создавались и создаются различные торгово-экономические блоки, зоны свободной торговли и другие формирования. Среди наиболее известных действующих ныне региональных организаций можно назвать ЕС, ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, «Меркосур»3.

Международное экономическое сотрудничество на действительно универсальном уровне в основном сосредоточено в рамках системы ООН, включая органы ООН, а также специализированные учреждения семьи ООН. Впрочем, следует оговориться: абсолютно универсально-организуемого экономического сотрудничества, строго говоря, не существует даже в рамках ООН.

Во-первых, все же не все страны являются членами ООН. При этом формально не соблюдается на 100% и основной принцип универсализма: свободный доступ к участию для любого государства (в идеале - само зачисление).

Во-вторых, не все отрасли экономического сотрудничества реально охватываются деятельностью органов ООН. К примеру: действенное регулирование внешнеторговых отношений, не говоря уже, в частности, о торговле оружием и товарами двойного использования, - осуществляется вне ООН.

 

Список использованной литературы.

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М., 2010, с. 136;
  2. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. М., 2011, с. 78;
  3. Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. Подготовлено Центром торговой политики и права, М., 2009, с. 24;
  4. Всемирная торговая организация: документы и комментарии в 2-х томах. Составители: Н. М.Васильев, Ю. А. Васятин, А. А.Давыдов. – М.: АНО "Издательский дом налоговой полиции", 2009. Под редакцией чл.-корр. РАН С.А.Смирнова с.156;
  5. Вступление в ВТО: "Задержись на пороге". Журнал "Эксперт". 2010 год, 6 ноября с. 30;
  6. Деятельность международных экономических организаций по созданию международно-правовых норм // Право и политика. М., 2011. №7, с 11;
  7. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2010, с.73;
  8. Зайцева О. Г. Международные организации: принятие решений. М., 2008, с.86;
  9. Зенкин И. В. Всемирная торговая организация в схемах. М.: Центральный издательский дом, 2010, с. 243;
  10. Ливенцев Н. Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2009, с.68;
  11. Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 2008, с.45;
  12. Ломакин В. К. Мировая экономика. М., 2009, с. 37;
  13. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Под ред. С. Ф.Сутырина. Изд-во СПбГУ, 2011, с. 53;
  14. Мешкова Е. И. Присоединение к Всемирной торговой организации как фактор, влияющий на национальную конкурентоспособность// Экономика. Управление. Культура. Вып.14 в 2 ч., сборник научных статей, М.: ГУУ, 2012, с.64.

1 Мешкова Е. И. Присоединение к Всемирной торговой организации как фактор, влияющий на национальную конкурентоспособность// Экономика. Управление. Культура. Вып.14 в 2 ч., сборник научных статей, М.: ГУУ, 2012, с.64.

 

2 Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2010, с.73;

3 Зенкин И. В. Всемирная торговая организация в схемах. М.: Центральный издательский дом, 2010, с. 243;

 

 


Информация о работе Современные подходы к изучению международных отношений