Современные проблемы процентной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

Процентная политика центрального банка является важнейшей составляющей денежно-кредитной политики, и в общем представляет собой установление процентных ставок по выдаваемым коммерческим банкам кредитам и по депозитам центрального банка. Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля над приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок.

Файлы: 1 файл

Современные проблемы процентной политики в России.docx

— 398.47 Кб (Скачать файл)

С.А. Лаврова, студентка

Владимирский государственный  университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

 

Современные проблемы процентной политики в России

 

Процентная политика Российской Федерации в современных  реалиях, её влияние на экономику. Политика «дорогих» и «дешевых» денег, внешний государственный и корпоративный  долги, динамика внешних долгов, рестриктивный характер процентной политики.

 

Процентная политика центрального банка является важнейшей  составляющей денежно-кредитной политики, и в общем представляет собой установление процентных ставок по выдаваемым коммерческим банкам кредитам и по депозитам центрального банка. Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля над приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Целью такой политики является стимулирование деловой активности и экономического роста. Рестрикционная денежно- кредитная политика (сдерживание выпуска дополнительных денег) или политика дорогих денег, связана с повышением официальных ставок и затрудняет для коммерческих банков возможность получения кредитных ресурсов и расширения масштабов кредитных операций. Такая политика направлена, прежде всего, на снижение инфляции [1]. В России политика "дорогих" денег проводилась лишь в 1997 г. - первой половине 1998 г. Тогда целью подобной политики было снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом - доходность ГКО. И напротив, в 2000-х гг. проводилась политика "дешевых" денег, которая реализовывалась за счет притока нефтяных доходов и внешних займов при минимальных ограничениях со стороны государства. В результате такая политика изменила модель роста, сделав основным фактором развития расширение внутреннего спроса за счет внешнего долга. Сопоставив позитивные и негативные последствия политики "дорогих" и "дешевых" денег, российские специалисты сделали вывод, что необходим комбинированный вариант. В современных условиях реализация в классическом виде той или иной политики приводит скорее к негативным результатам - чисто рыночные механизмы неизбежно сопровождаются издержками, потерями и новыми угрозами [5]. Фактически происходит выбор одного из имеющихся так называемых плохих решений. Решить проблему возможно лишь путем административного регулирования и активной работы государства на микроуровне с представителями бизнеса.

 В условиях экономического спада центральные банки сокращают базовые процентные ставки для стимулирования экономики расширенным кредитно-денежным предложением. В период устойчивого экономического роста базовые процентные ставки растут, вложения средств в банковскую систему становятся выгодными, и это формирует тенденцию снижения стоимости заимствований. Если придерживаться такой теории, то могут возникнуть проблемы, что особенно ярко проявилось в период кризиса 2007-2009 гг. Поведение регуляторов в период кризиса в различных странах отличалось в отношении процентной ставки центрального банка. В США в июле 2006 г. учетная ставка составляла 5,25%, а в декабре 2008 г - уже 0,25%. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил ставку с 4,25% накануне кризиса до 1%, к маю 2008 г., а в Японии она уменьшилась с 0,5 до 0,3%. В настоящее время, на фоне долгового кризиса в еврозоне, а также желания не допустить новой волны кризиса, ЕЦБ понижает базовую процентную ставку на 0,25 процентного пункта - до 1% годовых [1]. Банк Англии имеет базовую процентную ставку, установленную с марта 2009 г. на рекордно низком уровне - 5% годовых [2]. Таким образом, в период кризиса проблема эффективности процентной политики центральных банков приобрела дополнительную значимость и привлекла к себе общественное внимание. Публичные дискуссии разгорелись вокруг ряда вопросов, касающихся того, как должна определяться процентная ставка, как быстро она должна изменяться. Аргументы сторонников повышения процентных ставок выглядели следующим образом: процентные ставки должны быть положительными в реальном выражении (т. е. превышать уровень инфляции); процентные ставки должны привлекать вкладчиков и, следовательно, обеспечить ресурсную базу для банков; высокие процентные ставки по рублевым депозитам делают невыгодным перелив средств в валюту, что позволяет сохранять золотовалютные резервы. Среди основных аргументов снижения ставок назывались: необходимость предотвратить экономический спад; борьба со сжатием денежного предложения; требование обеспечить ликвидность банковской системы. Сторонники снижения процентных ставок говорят о том, что высокие процентные ставки делают кредиты недоступными широкому кругу предприятий реального сектора.

Важнейшим ограничивающим фактором для российской процентной политики является значительный уровень внешнего долга. Долг иностранным государствам, организациям и лицам (т.е. внешний государственный долг) на 1 января 2012 года составлял 33,5 млрд. долларов [6]. В 2013 году размер валового государственного долга увеличился на 33,5% и составил 44,72 млрд. долларов. При корпоративном долге заёмщиками могут выступать как частные, так и государственные компании. Величина внешнего корпоративного долга России на 1 января 2012 года составила 564 млрд. долларов. Но уже на 1 января 2013 года, по данным ЦБ, показатель составил 623,963 млрд. долларов. Для более наглядного представления, на диаграмме 1 отражена динамика изменений внешнего государственного и корпоративного долгов,  за предшествующие 18 лет [3].

 

Диаграмма 1

Динамика изменений внешнего долга России

 

 

Более подробные изменения  объёмов внешнего долга Российской Федерации, за 2012 год, изображены на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2

В настоящее время процентная политика в подавляющем большинстве стран переживает “сложные времена”. Далеко не всегда она идеально функционирует. Необходимость недопущения рецессии, которой сегодня опасаются многие в развитых странах, традиционно требует снижения ставки рефинансирования, тогда как это уже практически технически невозможно. В то же время в ряде развивающихся стран, несмотря на достаточно высокие номинальные значения этой ставки, действуют факторы, не позволяющие их снижать и действующие сильнее, чем требование удешевлять кредиты для обеспечения экономического роста [1]. В современных условиях какая-либо определенная, более или менее универсальная, модель процентной политики вряд ли может существовать. На мой взгляд, факт того, что сейчас не существует единой модели функционирования процентной политики, осложняет ситуацию с исследованиями в области проблем денежно-кредитной политики в нашей стране.

На очередном  заседании Комиссии РСПП (российский союз промышленников и предпринимателей) по банкам и банковской деятельности рассматривались вопросы процентной политики и ее влияние на российскую экономику. В настоящее время усилия Банка России, отметил первый исполнительный вице-президент РСПП А.В. Мурычев, открывая обсуждение процентной политики, направлены на противодействие оттоку капитала из страны и на поддержку обменного курса рубля. В связи с этим власти вынуждены сохранять высокие процентные ставки по операциям рефинансирования банков. Однако эти высокие ставки делают кредиты недоступными широкому кругу предприятий реального сектора. Дорогие кредиты способствуют откату экономики назад, так же как в трудные 1990-е гг., когда высокие ставки могли выдержать преимущественно лишь те, кто занимался спекулятивной, посреднической деятельностью, а не производители. Промышленные предприятия, малый и средний бизнес сегодня поставлены в безвыходное положение. Проблема процентных ставок перестала быть сугубо экономической - она вышла на политический уровень. По мнению президента Ассоциации российских банков Г.А. Тосуняна, процентная политика Банка России на протяжении последних лет была жесткой. В период экономического подъема Центральный банк РФ удерживал высокие ставки, мотивируя это перегревом экономики. Во время кризиса он вновь оставляет их на высоком уровне, указывая на необходимость поддержки курса рубля и снижения инфляции. Таким образом, Банк России, по оценке главы АРБ, никогда не проявлял симметрию процентной политики - она всегда носила рестриктивный характер (т.е. в режиме ограничений). При этом снижение процентных ставок способствовало бы промышленному росту. А наполнение рынка товарами и продуктами позволило поглотить избыточное денежное предложение. Таким образом, констатировал Г.А. Тосунян, низкие ставки будут способствовать снижению инфляции. Рост цен же является следствием монополизации российской экономики и дефицита предложения качественных товаров и услуг, которое обеспечивается в основном за счет импорта [4].

 В целом следует признать, что влияние процентной политики на экономическое развитие России сегодня невелико. Являясь инструментом, присущим рыночной экономике, она имеет ограниченное действие в экономике, существующей на некоторой переходной стадии (не вполне соответствует объекту регулирования). Для того чтобы процентная политика так же, как и денежно-кредитная политика в целом, приобрела действенный, имманентный ей характер, необходимо, во-первых, добиться максимальной непротиворечивости задач макроэкономического регулирования. Экономический рост, приемлемая инфляция, равновесие платежного баланса, социальная справедливость - традиционные задачи макроэкономического регулирования, однако, как показывает опыт, они, к сожалению, принципиально не могут решаться одновременно. Нужно найти сбалансированные оптимальные целевые ориентиры, которые позволили бы нашей экономике преодолеть кризис и при этом создать благоприятные условия для посткризисного развития. Во-вторых, ошибкой является возложение на методы монетарного регулирования излишне больших надежд вообще, придание им не вспомогательной, а главенствующей роли. Высокий уровень монополизма в экономике, широкое распространение перераспределительных отношений, слабые стандарты платежной дисциплины и целый ряд других факторов, которые можно определить как отсутствие достаточного уровня развития конкурентной среды и, соответственно, стимулов, заставляющих значительную часть экономических субъектов динамично двигаться в направлении повышения эффективности и конкурентоспособности своего бизнеса, - являются сегодня, на взгляд автора, более фундаментальной причин [1]. Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что нынешняя ситуация имеет и позитивное значение в том смысле, что четко показывает слабые места нашей экономики, вынуждая заново переосмысливать собственный и чужой опыт, некоторые устоявшиеся концепции и догмы, принимать новые решения, направленные на преодоление этих слабых мест, тем самым двигаясь вперед.

 

Используемая литература:

 

  1. Актуальные проблемы процентной политики ЦБ. http://www.nbrb.by/bv/narch/555/6.pdf;
  2. Информационное агентство ФИНМАРКЕТ. http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=2672030;
  3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ. http://info.minfin.ru/debt.php;
  4. Российский союз промышленников и предпринимателей. http://www.rspp.ru/cc/news/23;
  5. РЦБ РФ. http://www.rcb.ru/bo/2009-04/22759/;
  6. Финансы. http://www.wofan.org/vneshniy-gosudarstvenniy-dolg.html.

 


Информация о работе Современные проблемы процентной политики в России