Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:28, реферат
Процентная политика центрального банка является важнейшей составляющей денежно-кредитной политики, и в общем представляет собой установление процентных ставок по выдаваемым коммерческим банкам кредитам и по депозитам центрального банка. Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля над приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок.
С.А. Лаврова, студентка
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Современные проблемы процентной политики в России
Процентная политика
Российской Федерации в современных
реалиях, её влияние на экономику. Политика
«дорогих» и «дешевых» денег,
внешний государственный и
Процентная политика центрального банка является важнейшей составляющей денежно-кредитной политики, и в общем представляет собой установление процентных ставок по выдаваемым коммерческим банкам кредитам и по депозитам центрального банка. Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля над приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Целью такой политики является стимулирование деловой активности и экономического роста. Рестрикционная денежно- кредитная политика (сдерживание выпуска дополнительных денег) или политика дорогих денег, связана с повышением официальных ставок и затрудняет для коммерческих банков возможность получения кредитных ресурсов и расширения масштабов кредитных операций. Такая политика направлена, прежде всего, на снижение инфляции [1]. В России политика "дорогих" денег проводилась лишь в 1997 г. - первой половине 1998 г. Тогда целью подобной политики было снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом - доходность ГКО. И напротив, в 2000-х гг. проводилась политика "дешевых" денег, которая реализовывалась за счет притока нефтяных доходов и внешних займов при минимальных ограничениях со стороны государства. В результате такая политика изменила модель роста, сделав основным фактором развития расширение внутреннего спроса за счет внешнего долга. Сопоставив позитивные и негативные последствия политики "дорогих" и "дешевых" денег, российские специалисты сделали вывод, что необходим комбинированный вариант. В современных условиях реализация в классическом виде той или иной политики приводит скорее к негативным результатам - чисто рыночные механизмы неизбежно сопровождаются издержками, потерями и новыми угрозами [5]. Фактически происходит выбор одного из имеющихся так называемых плохих решений. Решить проблему возможно лишь путем административного регулирования и активной работы государства на микроуровне с представителями бизнеса.
В условиях экономического спада центральные банки сокращают базовые процентные ставки для стимулирования экономики расширенным кредитно-денежным предложением. В период устойчивого экономического роста базовые процентные ставки растут, вложения средств в банковскую систему становятся выгодными, и это формирует тенденцию снижения стоимости заимствований. Если придерживаться такой теории, то могут возникнуть проблемы, что особенно ярко проявилось в период кризиса 2007-2009 гг. Поведение регуляторов в период кризиса в различных странах отличалось в отношении процентной ставки центрального банка. В США в июле 2006 г. учетная ставка составляла 5,25%, а в декабре 2008 г - уже 0,25%. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил ставку с 4,25% накануне кризиса до 1%, к маю 2008 г., а в Японии она уменьшилась с 0,5 до 0,3%. В настоящее время, на фоне долгового кризиса в еврозоне, а также желания не допустить новой волны кризиса, ЕЦБ понижает базовую процентную ставку на 0,25 процентного пункта - до 1% годовых [1]. Банк Англии имеет базовую процентную ставку, установленную с марта 2009 г. на рекордно низком уровне - 5% годовых [2]. Таким образом, в период кризиса проблема эффективности процентной политики центральных банков приобрела дополнительную значимость и привлекла к себе общественное внимание. Публичные дискуссии разгорелись вокруг ряда вопросов, касающихся того, как должна определяться процентная ставка, как быстро она должна изменяться. Аргументы сторонников повышения процентных ставок выглядели следующим образом: процентные ставки должны быть положительными в реальном выражении (т. е. превышать уровень инфляции); процентные ставки должны привлекать вкладчиков и, следовательно, обеспечить ресурсную базу для банков; высокие процентные ставки по рублевым депозитам делают невыгодным перелив средств в валюту, что позволяет сохранять золотовалютные резервы. Среди основных аргументов снижения ставок назывались: необходимость предотвратить экономический спад; борьба со сжатием денежного предложения; требование обеспечить ликвидность банковской системы. Сторонники снижения процентных ставок говорят о том, что высокие процентные ставки делают кредиты недоступными широкому кругу предприятий реального сектора.
Важнейшим ограничивающим фактором для российской процентной политики является значительный уровень внешнего долга. Долг иностранным государствам, организациям и лицам (т.е. внешний государственный долг) на 1 января 2012 года составлял 33,5 млрд. долларов [6]. В 2013 году размер валового государственного долга увеличился на 33,5% и составил 44,72 млрд. долларов. При корпоративном долге заёмщиками могут выступать как частные, так и государственные компании. Величина внешнего корпоративного долга России на 1 января 2012 года составила 564 млрд. долларов. Но уже на 1 января 2013 года, по данным ЦБ, показатель составил 623,963 млрд. долларов. Для более наглядного представления, на диаграмме 1 отражена динамика изменений внешнего государственного и корпоративного долгов, за предшествующие 18 лет [3].
Диаграмма 1
Динамика изменений внешнего долга России
Более подробные изменения объёмов внешнего долга Российской Федерации, за 2012 год, изображены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
В настоящее время процентная политика в подавляющем большинстве стран переживает “сложные времена”. Далеко не всегда она идеально функционирует. Необходимость недопущения рецессии, которой сегодня опасаются многие в развитых странах, традиционно требует снижения ставки рефинансирования, тогда как это уже практически технически невозможно. В то же время в ряде развивающихся стран, несмотря на достаточно высокие номинальные значения этой ставки, действуют факторы, не позволяющие их снижать и действующие сильнее, чем требование удешевлять кредиты для обеспечения экономического роста [1]. В современных условиях какая-либо определенная, более или менее универсальная, модель процентной политики вряд ли может существовать. На мой взгляд, факт того, что сейчас не существует единой модели функционирования процентной политики, осложняет ситуацию с исследованиями в области проблем денежно-кредитной политики в нашей стране.
На очередном
заседании Комиссии РСПП (российский
союз промышленников и предпринимателей)
по банкам и банковской деятельности
рассматривались вопросы
В целом следует признать, что влияние процентной политики на экономическое развитие России сегодня невелико. Являясь инструментом, присущим рыночной экономике, она имеет ограниченное действие в экономике, существующей на некоторой переходной стадии (не вполне соответствует объекту регулирования). Для того чтобы процентная политика так же, как и денежно-кредитная политика в целом, приобрела действенный, имманентный ей характер, необходимо, во-первых, добиться максимальной непротиворечивости задач макроэкономического регулирования. Экономический рост, приемлемая инфляция, равновесие платежного баланса, социальная справедливость - традиционные задачи макроэкономического регулирования, однако, как показывает опыт, они, к сожалению, принципиально не могут решаться одновременно. Нужно найти сбалансированные оптимальные целевые ориентиры, которые позволили бы нашей экономике преодолеть кризис и при этом создать благоприятные условия для посткризисного развития. Во-вторых, ошибкой является возложение на методы монетарного регулирования излишне больших надежд вообще, придание им не вспомогательной, а главенствующей роли. Высокий уровень монополизма в экономике, широкое распространение перераспределительных отношений, слабые стандарты платежной дисциплины и целый ряд других факторов, которые можно определить как отсутствие достаточного уровня развития конкурентной среды и, соответственно, стимулов, заставляющих значительную часть экономических субъектов динамично двигаться в направлении повышения эффективности и конкурентоспособности своего бизнеса, - являются сегодня, на взгляд автора, более фундаментальной причин [1]. Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что нынешняя ситуация имеет и позитивное значение в том смысле, что четко показывает слабые места нашей экономики, вынуждая заново переосмысливать собственный и чужой опыт, некоторые устоявшиеся концепции и догмы, принимать новые решения, направленные на преодоление этих слабых мест, тем самым двигаясь вперед.
Используемая литература:
Информация о работе Современные проблемы процентной политики в России