Создание специальных экономических зон в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:59, реферат

Описание работы

Одно из важнейших изменений, вызванных китайской экономической реформой, это переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной экономике. После того как в Китае на протяжении 90 лет проводилась политика замкнутости, в 1978 году китайское правительство начало осуществление политики открытости, принята стратегия экономического развития, ориентированная на внешний мир. Являясь важной составной частью всей китайской экономической реформы, политика открытости подтолкнула стремительное развитие экономики Китая. Политика открытости, т.е. развитие экономики, интегрированной во внешний мир, является одним из ярких символов в китайских реформ, который не только имел важное значение для осуществления модернизации в Китае, но также сегодня служит примером для других развивающихся стран.

Содержание работы

Введение
Начало политики внешней открытости в Китае
1.1. Причины начала политики внешней открытости
1.2. Осуществление внешней открытости
Создание специальных экономических зон в Китае
Этапы создания и развития СЭЗ
Влияние специальных экономических зон
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение

  1. Начало политики внешней открытости в Китае

1.1. Причины начала политики внешней открытости

1.2. Осуществление внешней открытости

  1. Создание специальных экономических зон в Китае
    1. Этапы создания и развития СЭЗ
    2. Влияние специальных экономических зон

    Заключение

    Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одно из важнейших изменений, вызванных китайской экономической  реформой, это переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной экономике. После того как в Китае на протяжении 90 лет проводилась политика замкнутости, в 1978 году китайское правительство начало осуществление политики открытости, принята стратегия экономического развития, ориентированная на внешний мир. Являясь важной составной частью всей китайской экономической реформы, политика открытости подтолкнула стремительное развитие экономики Китая. Политика открытости, т.е. развитие экономики, интегрированной во внешний мир, является одним из ярких символов в китайских реформ, который не только имел важное значение для осуществления модернизации в Китае, но также сегодня служит примером для других развивающихся стран.

В настоящее время Китай  воспринимается почти исключительно  как страна, в высшей степени успешно  осуществляющая рыночные реформы и  являющая собой выдающийся пример динамичного развития. Высокая оценка сопровождается размышлениями о причинах и существе предпринятых в Китае мер, обеспечивших мощные динамические процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Начало политики внешней открытости

В 1978 году на третьем пленуме  ЦК КПК одиннадцатого созыва, было принято решение о начале реализации политики реформы и открытости, с чего начался исторический переход политического курса Китая к экономическому строительству и внешней открытости. В течение 30 лет Китай успешно совершил великий исторический  переход от высокоцентрализованной плановой экономики к весьма  жизнеспособной социалистической рыночной экономике, от частичной  либо полной замкнутости к открытости по всему пеленгу. Китай, как развивающаяся страна, общее количество населения которого составляет 10 с лишним миллиардов человек, нашел путь освобождения от бедноты и встал на путь стремительной модернизации. Народ, живший в условиях  дефицита одежды и продовольствия, достиг в целом средней  зажиточности. Успехи политического, культурного  и социального строительства привлекли внимание всего мира. [1]

1.1.Причины начала политики внешней открытости

В 1978 году Китай – отсталая страна с большим населением и  низким уровнем экономического развития, нехватка средств – важный фактор, долгое время ограничивавший экономический рост Китая. Согласно подсчётам экспертов, если отталкиваться от отношения сельскохозяйственных и промышленных основных фондов и валового продукта в 1980 году, а так же отношения между х/з и промышленностью, для того чтобы увеличить валовый продукт объемом 710 млрд юаней в 4 раза, необходимо было увеличить основные фонды на 1,55 трлн юаней. Но уровень национального дохода, к 2000 году мог обеспечить только 800 млрд юаней, т.е. не хватало ещё 40% средств. В тоже время такие отрасли как наука, образование, энергетика и транспорт также нуждались в крупных инвестициях. Чтобы восполнить огромную нехватку средств, необходимо было внутри страны провести структурную модернизацию существовавших предприятий, приложить усилия к расширению воспроизводства, повысить экономическую активность; необходимо было расширять внешнюю открытость, активно использовать иностранный капитал и передовую технику.

В 1978 году с/х Китая в  основном опиралось на ручной труд, значительная часть продукции производилась в традиционных единоличных крестьянских хозяйствах. В целом роль технического прогресса в народной экономике составляла 20%, а в развитых странах – 60%. Надо было стремиться экспортировать больше продукции, чтобы в обмен получать новую технику, благодаря которой ускорять технические преобразования, повышать производительность труда. Привлечение зарубежной передовой техники стало исходной точкой развития. Только при условии внешней открытости можно полностью использовать рынок, международные и внутренние ресурсы, подтолкнуть научно-технический прогресс, повысить экономическую эффективность, ускорить развитие китайской экономики.

1.2.Осуществление внешней открытости

Осуществление внешней открытости Китая – это последовательный процесс решения проблем по мере их возникновения. С самого начала были разработаны отдельные элементы политики внешней открытости Китая. Отмечали, что осуществление внешней политики открытости не означает открытость только для развитых стран, но и для всех стран. Эта стратегия всесторонней открытости соответствует мировым тенденциям и имеет важное стратегическое значение.

Политика внешней открытости Китая развивалась в ногу с  другими реформами экономической системы. Первым шагом в политике открытости было утверждение ЦК КПК в январе 1979 года «особой политике и гибких мер» в отношении провинции Гуандун и Фуцзянь. Вторым шагом было принятие в 1980 году решения последовательно создавать специальные экономические зоны ( СЭЗ ) Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь. Третий шаг – одобрение в 1983 году решений по созданию СЭЗ на Хайнане( в 1988 году стал первой полностью открытой провинцией Китая). Четвёртый шаг – одобрение в 1984 году введения сразу 14-ти прибрежных портовых городах политики открытости. Пятый шаг – создание после 1985 года прибрежного открытого экономического района. Шестой шаг – осуществление с 1992 года политики внешней открытости в административных центрах провинций. Седьмой шаг – в 2000 году открытие западных районов Китая. В дальнейшем политика внешней открытости последовательно вводилась во внутренних районах. Благодаря опыту внешней политики открытости в Китае сформировалась особая структура открытости: специальные экономические зоны – открытые прибережные города, такие как административные центры провинций, расположенных на внутреннем материке, - внутренние районы.

На протяжении 25 лет ход  осуществления внешней открытости Китая не был абсолютно благополучным, с начала он столкнулся с препятствием в виде командной экономической системы. Поэтому необходимо было реформировать прежнюю экономическую систему, в особенности систему управления внешней торговлей. Реформа экономической системы и политика внешней открытости – две стороны одной проблемы, находящиеся в диалектических отношениях взаимодополнения. Особенность реформ китайского рынка – поэтапность внешней открытости. Поскольку на начальном этапе реформы командную систему хозяйствования невозможно было одним шагом превратить в рыночную экономическую систему и поскольку в различных районах условия как географическое положение, естественные ресурсы, транспорт и энергоснабжение различались, а технологии хозяйствования развивались неравномерно, в соответствии с постепенностью реформы, осуществление политики внешней открытости постепенно распространялось с юга на север.[2, c.270-274]

2.Создание специальных экономических зон в Китае

Специальная экономическая  зона ( СЭЗ ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.[3]

В настоящее время существует более 600 различных СЭЗ ( у этих зон по всему миру минимум 40 названий ). Некоторые называются свободными портами или свободными торговыми зонами, некоторые – районами обработки экспортной продукции или научно-промышленными парками. Создание китайских СЭЗ – смелая практика реформ и открытости Китая. Одновременно с введением особой политики в провинция Гуандун и Фуцзянь было принято решение о создания в этих районах 4х СЭЗ в городах Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь.

2.1.Этапы создания и развития СЭЗ

Создание и развитие СЭЗ  в Китае прошло в три этапа.

Первый этап ( 1979-1985гг. ) – создание СЭЗ. Основной задачей ставил совершенствование инфраструктуры городов, создание бытовых удобств и других условий для привлечения иностранного капитала. За пять лет освоения СП сформировался благоприятный инвестиционный климат, постепенно росли иностранные инвестиции, источники инвестиций непрерывно расширялись, сферы инвестиций расширялись от торговли, производства продуктов питания и простых сборочных производств до предприятий с большим масштабом производства и высоким техническим уровнем.

Второй этап ( 1986-1990гг. ) – развитие в СЭЗ экспортоориентированной  экономики. Во всех СЭЗ начиная с 1986 года усиленно регулировалась структура инвестиций. С одной стороны, было принято решение обеспечить строительство промышленных объектов и инфраструктуры; с другой стороны, был усилен отбор объектов иностранных инвестиций, они привлекались в промышленные объекты, среди них преимуществом пользовались экспортнооориентированные объекты и объекты с передовой техникой.

Третий этап ( с 1991 г. ) – регулирование и рост СЭЗ. После начала 90х годов ход реформы в Китае ускорился и сформировалась новая структура всесторонней открытости. СЭЗ также вступили на новый этап развития. Основной задачей было регулирование структуры производства в СЭЗ, повышение общего уровня и эффективности внешнеэкономической деятельности. После 1992 года открытость СЭЗ вступила на новую ступень.[4, c.157-158]

2.2.Влияние специальных экономических зон

Избрав развитие науки и техники приоритетным направлением экономических реформ, Китай за 20 с небольшим лет создал мощный научно-интеллектуальный потенциал, значительную роль в развитии которого сыграли зоны развития новой и высокой технологии. К настоящему времени уже сформировался «восточный пояс открытости», включающий в себя приморские восточные районы — Ляонин, Хэбей, Шаньдун, Цзянсу, Чжецзян, Фуцзянь, Гуандун, Гуанси-Чжуанский автономный район, Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. «Восточный пояс открытости» включает в себя СЭЗ разных типов и разной степени открытости с преференциальным инвестиционным климатом, что создает благоприятные условия для иностранного капитала и устойчивых темпов экономического роста.

Приграничные города обладают преимуществами в развитии торговоэкономического сотрудничества с соседними странами. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля. Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации является не просто взаимоэффективной, но и единственно возможной формой получения дополнительного дохода. Согласно постановлению Госсовета КНР открытые приграничные города имеют право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых осуществляется политика предоставления льгот, как в приморских зонах экономического и технического развития.Одновременно формируются «пояса открытости» на границе со странами Центральной Азии. Китай открыл внешнему миру пригра¬ничные города — Инин, Тачен, Болэ, Сычуань и др. Со странами Юго-Восточной Азии были открыты города Наньнин, Пинсян, Вань-цзин, Жуйли, Хэкоу.

Таким образом, к настоящему времени в Китае сложилась стройная многоярусная и многоступенчатая система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных ее регионов. Главные звенья этой системы — специальные и другие типы свободных экономических зон, сочетающие функции экспортно-производственных, торговых, научно-производственных, но имеющих существенные отличия от каждой их них в отдельности и обладающие дифференцированными условиями размещения иностранного капитала. Тем самым в Китае запущен механизм ускоренного развития не только приморских (как это было в 1980-х гг.), но и внутренних районов. Такой курс, по мнению китайских экономистов, должен способствовать ослаблению диспропорций между приморскими и внутренними районами Китая, распространить реформы на все регионы страны.[5, c. 222]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом процесс перехода экономики Китая к открытости можно считать очень удачным, стране удалось сотворить настоящее экономическое чудо. Однако собственно политика встраивания в глобальную экономику еще нуждается в донастройке и отладке. В частности, вызов сегодняшнего дня — перестройка индустриальной структуры. Назрела также необходимость последовательного и постепенного открытия финансового сектора Китая.

Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ  в  Китае получили широкое распространение , развили те города территории, где они организовывались. СЭЗ  внесли  значительное  улучшение  в  экономическое  и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо  быстрее,  чем в  среднем  по  стране,  растет  занятость  населения,   уровень   жизни   и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная  часть страны, но благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на  мировой  рынок  и  заявить  о  себе, производить товары  с  экспортной  ориентацией  и  «ужить»  социалистическую направленность страны и  рыночные  механизмы.  А  само  правительство  Китая понимает,  что  только  иностранных  инвестиций  в  СЭЗ  не  достаточно  для развития всей страны. Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое  развитие на основе принципов  рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные  капиталовложения. Этот принцип  декларируется, но реализовать его пока не удалось.

3. Главный современный  отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически  на любые иностранные инвестиции  в СЭЗ).

4. Экспортная ориентация  производства, широкое привлечение  импортного сырья.

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. www.chinaculture.org/статья: 30-летний путь политики реформы и открытости Китая
  2. Дин Жуджунь, Ковалев М. М. Путь к рыночной экономике (Китайская модель реформ), Монография - Минск, 2005г.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Особая_экономическая_зона
  4. Дин Жуджунь, Ковалев М. М. Китайские экономические реформы:опыт, возможности применения в Беларуси.- Минск, 2002г.
  5. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны : учеб. Пособие. - Москва, 2005

Информация о работе Создание специальных экономических зон в Китае