Способы координации хозяйственной жизни. Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Способы координации хозяйственной жизни. Модели рыночной экономики……………………………………………………………….5
Особенности белорусской социально-экономической модели……11
Заключение………………………………………………………………..16
Список используемых источников……………………………………..17

Файлы: 1 файл

эконом.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

· ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

· всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;

· открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;

· государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;

· социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны - государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества. [21,с.36]

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Существует два способа такой координации: один - это централизованное управление и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. [11,с.54]

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки.

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.

Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.

1. Индивидуальная свобода. Она необходима  для децентрализованного принятия  решений и функционирования рыночных  механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная  социальная политика должна быть  обращена к людям, которые не  вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.

3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

4. Политика роста - создание правовых  основ, инфраструктуры и стимулов  для модернизации производственных  мощностей и использования технологических  инноваций.

6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей  не должно достигаться за счет  подавления или существенного  ограничения конкурентных начал  экономической деятельности.

7. Социальное партнерство. Текущие  вопросы найма и оплаты труда  решаются в двустороннем порядке  между работодателями и работниками  при посредничестве, в случае  необходимости, государства.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности белорусской социально-экономической модели

 

Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики.

Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации. 
 
     Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции: 
• поддержка науки, образования научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства; 
• проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка; 
• обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты; 
• создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики; 
• обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм; 
• формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики; 
• создание среды для малого и среднего бизнеса; 
• стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности. 
 
     Развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как:  
 
     Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года;  
Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года;  
 
     В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих вышеперечисленных прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь. 
 
    Белорусская модель гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.  
 
    Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам. 
 
    Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.  
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные  Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены следующие этапы и их задачи. 
 
   Основной целью первого этапа (до 2010 г.) является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.  
 
    На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.  
 
    Приоритетными направлениями в этот период обозначаются:  
 
- развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;  
 
- инновационное развитие национальной экономики;  
 
- наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;  
 
- развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села. 
 
     Целью второго этапа (2011–2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.  
 
     На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. 
 
    Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

- человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики; 
изменение структур потребления;

- приоритетное развитие  систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер  духовной жизни общества, факторов  долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции  народного хозяйства;

- улучшение демографической  ситуации, содействие устойчивому  развитию поселений;

- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный  тип развития экономики;

- усиление взаимосвязи  экономики и экологии, формирование  эколого-ориентированной экономической  системы, развитие ее в пределах  хозяйственной емкости экосистем;

- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное  расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

- развитие международного  сотрудничества и социального  партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

- экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

- ведущая роль государства  в осуществлении целей и задач  устойчивого развития, совершенствование  систем управления, политических  механизмов принятия и реализации  решений;

- повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества. 
 
     Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов. 
 
     В XXI век наша республика вошла с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 80% ВВП органично связано с внешними рынками, а значит, зависит от их конъюнктуры. Занимая по территории в Европе 0,9%, по численности населения – 5% и соответственно 15 и 18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и конструкции, химической и нефтехимической промышленности, радиотехнической, пищевой, оптико-механической, животноводческой, льноводческой, картофелеводческой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

 

 
     Ядром новой парадигмы  социально-экономической развития  Беларуси выступает человек, который  рассматривается не как средство  или фактор экономического развития, а как его цель. 
 
   Экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем.  
 
   Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и каче-ственного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Во-первых, следует отметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.  
 
       Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде и имеет свои плюсы и минусы. Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Голубев С.Г., Экономика переходного периода. Учеб. пособие. - М.: Алгоритм, 2002. - 262с.

2. Гущин Ю.Г. Экономическая политика  России: проблемы и рекомендации. - М.: Право и экономика, 2005. - 134с.

3. Дарькин С.Е. Экономические реформы, как залог стабильности России. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 623с.

4. Дадалко В.А., Эффективная экономика: Курс лекций. - М.: Армита-Миркетинг, Менеджмент, 2005. - 287с.

5. Демина Л.И. Экономические стратегии: Учебник. / Под общ.ред. Г.И. Кравцова - М.: Мисанта, 2003. - 434с.

6. Зимовский А.Л. Проблемы теории и практики управления. - М.: Веды, 1998. - 112с.

7. Кулешов В.Г. Государство и  рынок: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. - М.: Тесей, 2001. - 446с.

8. Петров Д.Т. Привлечение капитала: Учебное пособие. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.

9. Национальная стратегия устойчивого  социально-экономи-ческого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Мн.: Юнипак, 2004. - 412 с.

10. Сурикова В.Н. Теория перехода  к рынку. - М.: БМРЦ,. - 128с.

 


Информация о работе Способы координации хозяйственной жизни. Модели рыночной экономики