Спрос и предложение на рынках факторов производства, особенности анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Определение цен на факторы производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли, связано с решением проблемы «для кого должны производиться товары». Поэтому ее детальный анализ относится к теории распределения. В то же время механизм образования цен на факторы производства дает нам возможность ответить, каким путем должно быть организовано производство, чтобы оно было эффективным. Отсюда становится ясным, что ключ для понимания механизмов установления цен на факторы производства дает экономическая теория производства.

Содержание работы

Введение
Особенности спроса и предложения основных факторов производства
1.1 Спрос на факторы производства
1.2 Предложение факторов производства
2. Производственная функция и спрос на ресурсы
2.1 Предельная доходность ресурсов
2.2 Пример производственной функции
3. Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства
3.1 Условие равновесия фирмы
3.2 Минимизация издержек
3.3 Максимизация прибыли
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

спрос и предложение на рынках факторов производства, особенности анализа.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Особенности спроса и предложения основных факторов производства
  2. 1.1 Спрос на факторы производства
  3. 1.2 Предложение факторов производства
  4. 2. Производственная функция и спрос на ресурсы
  5. 2.1 Предельная доходность ресурсов
  6. 2.2 Пример производственной функции
  7. 3. Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства
  8. 3.1 Условие равновесия фирмы
  9. 3.2 Минимизация издержек
  10. 3.3  Максимизация прибыли
  11. Список использованной литературы

Введение

Производство товаров зависит  от издержек, которые в свою очередь определяются ценами на факторы производства. Эти факторы имеют свой рынок, на котором они продаются и покупаются, а цена на них устанавливается в соответствии с законами спроса и предложения. 
 
Определение цен на факторы производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли, связано с решением проблемы «для кого должны производиться товары». Поэтому ее детальный анализ относится к теории распределения. В то же время механизм образования цен на факторы производства дает нам возможность ответить, каким путем должно быть организовано производство, чтобы оно было эффективным. Отсюда становится ясным, что ключ для понимания механизмов установления цен на факторы производства дает экономическая теория производства. 
 
 
1. Особенности спроса и предложения основных факторов производства 
 
 
 
1.1 Спрос на факторы производства 
 
Спрос – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен. 
 
Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость). 
 
Спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычно потребительского назначения. 
 
Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живот труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот. 
 
Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены. 
 
Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от: 
 
1. уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию; 
 
2. возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов; 
 
3. наличие рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам; 
 
4. стремление к новациям и т.д. 
 
 
 
1.2 Предложение факторов производства  
 
На конкретных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства – это то, их количество, которое может быть предоставлено на рынке по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют свои особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. Особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как труд, земля природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, «как воздух», а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. «Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности». [3]. Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количество добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей отслеживается динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и в частности рынка предложения любого фактора производства. 
 
На рынках обнаруживается, что предложение конкретного фактора производства имеет различную эластичность. Первопричиной здесь выступает закон ограниченности, редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействия других факторов. Например, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы, альтернативного, заменяющего землю ресурса не существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое благо. Практически невозобновляемы во времени и ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично, если найдены альтернативные, взаимозаменяемые, в том числе искусственные виды сырья и материалов. Количество трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы. 
 
 
 
 
2. Производственная функция и спрос на ресурсы 
2.1 Предельная доходность ресурсов 
 
Деятельность фирм в условиях рыночного ценообразования строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции. Критерием здесь выступает предельная доходность ресурсов, измеряемая показателями изменения доходов фирмы от продажи выпускаемой продукции, произведенной с помощью использования дополнительной единицы каждого ресурса. 
 
Рыночное ценообразование, особенности его предложения и спроса формируют условия, укладывающиеся в классическую «модель» поведения фирм, получившую название закона «затрат – выпуска». Она представляет собой систему инженерных расчетов производственной функции фирмы. 
 
Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсных затрат. В наиболее общем виде это есть расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию можно представить в следующем виде: 
 
Q = (L, C), 
 
где Q – объем выпуска продукции, L – количество используемого труд, C – объем капитала (технических средств) фирмы. 
 
 
 
2.2 Пример производственной функции 
 
В таблице 1 представлен гипотетический производственный процесс, технология которого предполагает сочетание капитала и труда. По вертикали указано количество единиц капитала, по горизонтали – численность работников. Размеры выпуска продукции показаны на пересечении каждой единицы капитала и труда. Данный пример показывает возможные сочетания количественно изменяющихся затрат факторов производства и максимально возможный результат такого сочетания – выпуск продукции. 
 
Современная экономика – это миллионы производственных функций. Для каждой фирмы вычисление своей производственной функции – это нахождение наиболее оптимального соотношения факторов производства для данного объема выпуска продукции. Для этого необходима информация о производительности привлекаемых в производство факторах, ценах и издержках на их приобретение, а также ценах и спросе на продукцию, выпускаемую с помощью этих факторов. 
 
Таблица 1. Числовой пример производственной функции фирмы.

 
C \ L

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
1

 
6

 
11

 
15

 
18

 
20

 
2

 
11

 
15

 
18

 
20

 
21

 
3

 
15

 
18

 
20

 
21

 
22

 
4

 
18

 
20

 
21

 
22

 
23

 
5

 
20

 
21

 
22

 
23

 
24


 
 
 
Из таблицы 2 (колонки 1 и 2) видно, что изменение производственной функции отражает изменяющуюся техническую оснащенность труда, поскольку численность работников не изменилась. Вследствие этого возрастает объем выпуска (колонка 3). При стабильности спроса и рыночной цены за единицу продукции (колонка 5) возрастает выручка от продаж продукции (колонка 6). 
 
Можно заметить снижающуюся динамику показателей предельного продукта (колонка 4) и получаемого от его продажи предельного дохода (колонка 7). Эти снижения не являются «казусом»условного числового примера, представленного в таблице 2. Подобная тенденция означает действие закона снижающейся доходности. Это обнаружится и тогда, если осуществлять дополнительные приращения труда, оставляя капитал неизменным. Относительное снижение выпуска, улавливаемое показателями предельного продукта происходит потому, что на каждую добавочную единицу приращиваемого фактора производства приходится все меньшее количество оставшихся неизменными других факторов. 
 
Снижение предельного продукта приостановится, если осуществлять дополнительные приращения не одного, а всех предусмотренных технологией. В результате возрастает абсолютный объем выпуска, его относительный прирост, т.е. предельный продукт. Единственным ограничителем здесь может быть рыночная цена на выпускемую продукцию. 
 
Таблица 2. Производственная функция и динамика результатов экономической деятельности

 
Труд, число работающих

 
Капитал, число единиц техники 

 
Физический объем выпуска 

 
Предельный продукт 

 
Цена за единицу продукции

 
Общая выручка 

 
Предельный доход 

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
0

 
0

 
0

 
6

 
2

 
0

 
12

 
1

 
1

 
6

 
5

 
2

 
12

 
10

 
1

 
2

 
11

 
4

 
2

 
22

 
8

 
1

 
3

 
15

 
3

 
2

 
30

 
6

 
1

 
4

 
18

 
2

 
2

 
36

 
4

 
1

 
5

 
20

 
2

 
40


 

 
 
 
 
3. Закон взаимозамещения и ценообразования  на факторы производства 
3.1 Условие равновесия фирмы 
 
Расчет производственной функции фирмы - это выбор среди многих вариантов, предусматривающих различные сочетания факторов производства, дающих один и тот же максимально возможный объем выпуска продукции. В условиях растущих цен и денежных затрат фирмы расчет производственной функции сосредоточен на поисках такого варианта, который обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших издержках. Условием равновесия фирмы выступает равенство предельных издержек и предельного дохода: 
 
MC = MR,  
 
где MC – предельные издержки, MR – предельный доход. 
 
Расчет производственной функции фирмы, стремящейся к достижению равновесия, будет сосредоточен на поиске такого варианта, который обеспечит необходимый выпуск продукции при минимальных издержках производства. Минимальные издержки определяются методом замещения, вытеснения дорогостоящих факторов производства альтернативными более дешевыми. Замещение осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства и их рыночных цен. 
 
Методика подобного поиска может основываться и на сопоставлении рыночных цен предельного продукта, получаемого от применения каждого данного фактора производства. 
 
Критерий эффективности достигается при равенстве цены каждого используемого ресурса (фактора производства) и цены предельного продукта, произведенного с его помощью. 
 
 
 
3.2 Минимизация издержек 
 
Каждая фирма стремиться минимизировать свои издержки производства, действуя по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат, издержек на применяемые ресурсы – одинаковый предельный продукт. 
 
Издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальными, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы. Правило наименьших издержек можно представить в следующем виде:  
 
 
 
Где MPa – предельный продукт ресурса A, MPb – предельный продукт ресурса 
 
 
 
B, Pa – цена ресурса A, Pb – цена ресурса B. 
 
Если целесообразно осуществить перелив издержек, сокращая их на фактор A и соответственно увеличивая на фактор B, так как его предельный продукт намного выше. За счет такого «перелива» может быть достигнута минимизация издержек на данный объем выпуска товаров. Следствием этого на рынках факторов производства становится «перелив» спроса от дорогостоящих к более дешевым в цене факторам производства. Процессы замещения стабилизируют рынок каждого данного фактора. Замещение факторов и ресурсов в самом производстве вызывает изменение их рыночных цен. Вытесняемые из производства факторы снижаются в цене из-за сокращения спроса на них, а на замещающих их факторы спрос и цена могут вновь возрасти. Импульсом подобных колебаний служит политика фирм относительно объемов своего выпуска продукции, при минимальных издержках и максимальной прибыли. 
 
 
 
3.3 Максимизация прибыли 
 
Главная цель фирмы – максимизация прибыли –достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода: MC=MR. Фирме потребуется такое количество и соотношение факторов производства при их данных рыночных ценах, которое необходимо для выпуска продукции в пределах равенства MC и MR. 
 
Деятельность любой фирмы - это перекресток двух рынков: потребительских товаров индивидуального спроса и факторов производства. На потребительских рынках фирма выступает как поставщик готовой продукции конечного потребительского назначения. На рынках факторов производства – покупателем ресурсов. Информация о рыночных ценах готовой продукции позволяет осуществлять расчет потенциального дохода и прибыли от ее продажи. Цены на рынках факторов производства позволяют вычислить издержки производства. Суммируя данную информацию фирма может обеспечить себе равновесие MC и MR, при котором достигается максимизация прибыли. Расчет необходимого оптимизма осуществляется по следующей схеме: 
 
 
MRPа = (MRq) * (Mpa) 
 
MRPb = (MRq) * (MPb) 
 
MRPc = (MRq) * (MPc) и т.д. 
 
Где MRPa,b,c и т.д. – доход от предельного продукта факторов a,b,c и т.д., 
 
MRq – предельный доход от единицы выпуска, Mpa,b,c и т.д. – физический объем выпуска предельного продукта, полученного от применения каждого указанного фактора производства. 
 
Количество предельных продуктов, умноженное на величину предельного дохода, называют доходом от предельного продукта – MRP. 
 
Стремясь к максимизации прибыли, фирма увеличивает спрос на факторы производства до тех пор, пока доход от их предельного продукта не уравновесится с ценой каждого их применяемых факторов. 
 
Максимальная прибыль фирмы может быть вычислена следующим образом: 
 
MRPa = Pa; MRP = Rb и т.д., 
 
где Pa,b,c и т.д. – рыночная цена факторов производства a,b,c и т.д. 
 
Ценообразование на рынках факторов производства изменяется в зависимости от реального спроса фирм, т.е. спроса определяющегося не потенциальными возможностями наращивания выпуска продукции, а возможностями максимилизации прибыли, достигаемой при равновесии предельных издержек и предельного дохода. 
 
Фирмы приостановят затраты и снизят спрос на факторы производства, рыночная цена которых выше предельного дохода от производимого им продукта. Спрос на фактор снизится и тогда, когда возрастет его рыночная цена. В обоих случаях идет замещение факторов производства более дешевыми. 
 
Рынки факторов производства – это сферы товарного оборота важнейших групп ресурсов. Движение факторов производства опосредуется рынками денег, ценных бумаг, регулируется соответствующей экономической политикой государства. 
 
Отмечается необходимость рыночной оценки ресурсов, как факторов производства. Эта необходимость диктуется ростом ресурсных затрат и снижением доходности. Существуют механизмы, противодействующие этому : 
 
1. взаимозамещение ресурсов, 
 
2. минимизация издержек производства, 
 
3. обеспечение предельной доходности любого ресурса, 
 
4. достижение экономического равновесия. 
 
Данные принципы приводят в движение механизмы ценообразования на факторы производства. 
 
 
 
 
Заключение 
 
Включение в рыночный оборот первичных ресурсов и производных от них факторов производства возможно при четком законодательном определении прав собственности. 
 
Спрос на факторы производства – взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен на каждый из них и сопряженные с ними ресурсы и факторы производства. Цена – одно из условий эластичности спроса по каждому фактору производства. 
 
Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть предоставлено на рынках по существующим на данный момент ценам. 
 
Обобщающим выражением дохода на капитал выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени в процентном отношении к величине применяемого капитала. Определение расчетной величины чистой производительности капитала есть дисконтирование. 
 
Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количество необходимых для этого ресурсных затрат. 
 
 
Список использованной литературы 
 
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М, 1996 
 
2. Ральперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб.,1994 
 
3. Камаев В.Д. и колл. Авт. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М., 1994 
 
4. Экономическая теория (политэкономия) : Учебник /Под общ. Ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА, 1997

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Спрос и предложение»

1. Спрос и факторы,  на него влияющие. Закон спроса

Спрос -- это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей  в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар  по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос -- это спрос  конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос -- это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

Также различают первичный и  вторичный спрос. Первичный спрос -- это спрос на продукт или  услуги определенной категории товаров  в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые  услуги. Вторичный (или избирательный) спрос -- это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.

Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

Отрицательный спрос -- это спрос, возникающий  в тех случаях, когда потребители  «недолюбливают» товар и поэтому  избегают его приобретения. Отсутствующий  спрос -- это спрос на товары, которые  ненужны на рынке или устарели. Скрытый спрос -- это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос-- это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия -- производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос-- это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос-- это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос-- это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос -- спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос -- это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

Кроме понятия «спрос» надо также  выделять понятие «величина спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель  хочет и может купить по данной цене в данный период времени.

На величину спроса оказывает влияние  целый ряд факторов:

цена предлагаемого товара;

качественные характеристики товара;

уровень доходов потребителей;

изменение доходов потребителей -- обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;

изменение цен на взаимозаменяемые товары;

изменение цен на взаимодополняемые  товары;

изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;

изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;

политические факторы;

социально-культурные факторы;

насыщенность рынка;

общеэкономические показатели -- например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги.

Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

2. Предложение и факторы, на  него влияющие. Закон предложения

Предложение -- это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени  по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.

Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение -- это предложение конкретного  производителя или предложение  конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.

Точно так же как надо разграничивать понятия  «спрос» и «величина спроса», надо разграничивать понятия «предложение»  и «величина предложения». Величина предложения -- это максимальное количество какого-либо товара или услуги, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене на определенном рынке и в определенное время.

Факторы, влияющие на величину предложения, можно  разделить на две большие группы:

внешние факторы, влияние которых не зависит  от деятельности производителей товаров  и услуг:

социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень  процентных ставок по вкладам; демографическая  ситуация и т.д.;

Информация о работе Спрос и предложение на рынках факторов производства, особенности анализа