Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность………………………...5
1.1 Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса…….…5
1.2 Неценовые факторы спроса………………………………………………11
1.3 Эластичность спроса……………………………………………………...15
2 Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность…………..20
2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения……………………………………………………………………...20
2.2 Неценовые факторы предложения……………………………………….22
2.3 Эластичность предложения………………………………………………24
3 Равновесная цена………………………………………………………….28
3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие………………………………………………………………………28
3.2. Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины…………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………
Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.
Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.
Рыночную экономику следует понимать как экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер.
Сложность перехода отечественных предприятий к рыночной экономике усугубляется деформированностью ее прежней отраслевой структуры, которая складывалась при практически полном отсутствии влияния на нее спроса и, следовательно, не была ориентирована на его удовлетворение. В экономике СССР преобладало гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса с созданием высокого удельного веса военной продукции и средств производства для отраслей тяжелой промышленности. Идеологи командно-административной системы считали тяжелую промышленность основой экономики, в которой уголь и металл - “хлеб промышленности”, а нефть и газ - ее “сердце”. Отсюда очевидно, что удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах отводилась второстепенная роль. Это не могло не отразиться на техническом уровне отраслей, производящих потребительские товары и оказывающих услуги населению, качество которых было весьма невысоким.
При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения.
В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно управляемой экономики.
Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция.
Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической теории: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений/Под ред. проф. Н.В. Сумцовой. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 335 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2010. - 399 с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник - М.: Экономистъ, 2012. - 861 с.
Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 544 с.
Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 400 с.
Курс экономики: Учебник/Под ред. Райзберга Б.А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2012. - 627 с.
Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 408 с.
Экономика: Учебник/Архипов А.И. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2009. - 840 с.
Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Буланова - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2010. - 831 с.
Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 640 с.
Экономическая теория: Учебн. пособие/Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколтянского - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 464 с.
Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 510 с.
Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 557 с.
1 данные представлены региональным центром маркетинговых исследований и коммуникаций «Прома», где принимали участие 300 потребителей соков и нектаров в возрасте от 18 лет
2 по данным информационного агентства «Новый регион» от 7 апреля 2009 года
3 данные представлены региональным центром маркетинговых исследований и коммуникаций «Прома», где принимали участие 300 потребителей соков и нектаров в возрасте от 18 лет
4 А.Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц