Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:30, контрольная работа
Цель работы: выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. Определить рыночные спрос и предложение;
2. Определить рыночное равновесие;
3. Рассмотреть модели рыночного равновесия;
Введение
1. Спрос и предложение
1.1 Терминология
1.2 Закон спроса
1.3 Закон предложения
2. Рыночное равновесие
2.1 Механизм достижения рыночного равновесия
2.2 Виды рыночного равновесия
2.3 Устойчивость равновесия
3. Модели рыночного равновесия
3.1 Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу.
3.2 Паутинообразная модель
3.3 Применение модели рыночного равновесия
Заключение
Литература
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
______________________________
Контрольная работа
Дисциплина: Экономическая теория
Тема: "Спрос, предложение и рыночное равновесие"
Студента II курса
Факультета Экономического
Направление: Менеджмент
Абрамович В.В.
Москва,2014
Содержание
Введение
1. Спрос и предложение
2. Рыночное равновесие
2.1 Механизм достижения рыночного равновесия
2.2 Виды рыночного равновесия
2.3 Устойчивость равновесия
3. Модели рыночного равновесия
Заключение
Литература
Введение
Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.
Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания. Предшественником Л.Вальраса в построении модели общего равновесия был представитель французской школы экономистов-инженеров А.-Н.Иснар (1749-1803). Главная работа А.-Н.Иснара – «Трактат о богатстве», вышедший в 1781г. Работа А.-Н.Иснара оказала влияние на Л.Вальраса, выявилось много общего в работе того и другого, включая общность аналитического инструментария вплоть до использования тем и другим одного из всего множества товаров в качестве счетного товара – numeraire.
В свою очередь
Позднее в 30-х гг. первое строгое доказательство существование общего равновесия осуществил немецкий математик и статистик А.Вальд (1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовал К.Эрроу и Ж.Дебре. Они установили, что существует единственной состояние общего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняются два условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2)для любого блага существует одно или несколько других благ, находящихся в отношении замещения.
Данная тема является актуальной и в наши дни, так как с проблемами, которые рассматриваются в ней, экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание рыночного равновесия и рыночного механизма в целом дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.
Моей целью является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. Определить рыночные спрос и предложение;
2. Определить рыночное равновесие;
3. Рассмотреть модели рыночного равновесия;
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Чтобы понять рыночный механизм необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризовать элементы его функционирования – спрос и предложение, рассмотреть отдельно каждый из элементов, проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов – отражают две рыночные силы – спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.
Все рыночные операции взаимосвязаны между собой. Если некий товар продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.
1.1 Терминология
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Спрос – это вид зависимости величины покупок, которые покупатели готовы совершить на рынке определенного вида благ в определенный период времени, от уровня цены на эти блага (при прочих неизменных условиях).
Закон спроса – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы:
1. Повышение цены не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки.
2. При определении цены на свой товар любой должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене исходя из существующей чувствительности спроса на этот товар к изменениям цены.
Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.
Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объем продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.
В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как
QD = ∑ qij
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.
1. В подавляющем большинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым.
2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода – он возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, сам доход в этом случае не меняется, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму дополнительное количество товара.
3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения – он связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим.
4. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. После изучения спроса рассматривается предложение
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения. Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения i – того продавца: QS = ∑ QSi
Факторы формирования предложения
1. Цена товара с определенными свойствами и технологией изготовления.
2. Величина затрат, необходимых для производства товара.
Закон предложения – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение покупателей влияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя – затраты на изготовление и уровень прибыли).
Аргументация достоверности закона предложения.
1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся производители из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит объем предложения.
2. Рост объема предложения связан с ростом цены товара еще и потому, что производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена товара. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной дополнительной единицы продукции.
2.1 Механизм достижения рыночного равновесия
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие