Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:41, контрольная работа
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Именно с разработки простой модели такого взаимодействия начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой, так как через эту модель могут быть описаны все экономические процессы. Любому акту купли-продажи предшествуют «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика – это динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса и величину предложения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По экономической теории
Тема: Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Студент
Кафедра: Менеджмент
Гр. УЧРп - 13КЧ
Екатеринбург 2013 г.
Оглавление
Понятие «рынок» многогранно, и по мере развития общества и материального производства оно неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, т. е. место рыночной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным и осуществляется в определенном месте и в определенное время. Более сложное толкование рынка дает французский экономист О. Курио. По его мнению, рынок - это место, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Рынок рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами экономики, т. е. как механизм осуществления взаимодействия производства и потребления.
Рынок - это общественная форма организации и функционирования экономики; совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями, продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег. Эти отношения отражают экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивают обмен продуктами труда.
Рынок является системой экономических отношений между людьми, охватывающей процессы производства, распределения, обмена и потребления, т. е. все стадии процесса общественного воспроизводства. Он представляет собой сложный механизм функционирования экономики, который основывается на разнообразных формах собственности, использовании товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы. То есть рынок рассматривается как определенный тип экономической системы (системы хозяйствования).
Все рассмотренные выше определения рынка отражают различные грани понятия «рынок». Наиболее популярное определение рынка гласит, что рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ.
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Именно с разработки простой модели такого взаимодействия начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой, так как через эту модель могут быть описаны все экономические процессы. Любому акту купли-продажи предшествуют «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика – это динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса и величину предложения.
Спрос и предложение напрямую зависят от рыночных цен: чем выше цены, тем меньше спрос и больше предложение, чем ниже цены – тем больше спрос и меньше предложение. Возникает закономерность, спрос и предложение формируют цену, в то же время цена определяет соотношение между спросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса и предложения.
При несоответствии объемов спроса и предложения на рынке возникает нарушение равновесного состояния. Оно может характеризоваться дефицитом или затовариванием. Однако, возникающие при этом конкурентные силы будут изменять объемы и цены по направлению к равновесному состоянию в зависимости от того на стороне чего они находятся спроса или предложения. Например, конкурентное понижение продавцами цены при затоваривании рынка побудит покупателей к увеличению объема спроса, а конкурентное повышение покупателями цены при дефиците товара будет стимулировать производителей к расширению его производства и увеличению объема предложения. Поэтому, работа рыночного механизма должна быть направлена на своевременное воздействие конкурентных сил производителей и покупателей для поддержания равновесного состояния между ними.
Спрос выражает потребности, которые подтверждаются платежеспособностью потребителей, т.е. спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос». Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. Взаимосвязь спроса от цены можно рассмотреть с помощью кривой спроса (рис. 1).
Рисунок 1 «Кривая спроса»
Для этого на оси абсцисс надо отложить объемы продукции, на которые предъявляется спрос, а на оси ординат – цены на данный товар, и провести линию, выражающую взаимосвязь между ними.
Кривая спроса представляет обратную функциональную зависимость изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном направлении (соответственно в сторону понижения или повышения). В связи с этим можно сказать, что величина спроса – это конкретная количественная определенность, диктуемая или навязываемая ценой. Скользя по кривой вверх или вниз и останавливаясь в тех или иных точках, можно сказать, что при сложившийся рыночной ситуации данной цене соответствует определенная величина спроса, равная определенному количеству данного блага.
В то же время кривая спроса не выражает обратную функциональную зависимость изменения цены под воздействием динамики спроса. В противном случае это означало бы, что с увеличением спроса цены падают. Это противоречит закону спроса, который гласит: понижение цен вызывает рост спроса, а повышение спроса ведет к росту цен. Поэтому для графического отображения функциональной зависимости цены от спроса, когда независимой переменной выступает спрос, а зависимой переменной – цена, используют метод смещения кривой спроса вверх и вправо или вниз и влево. Это объясняется тем, что функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее принимались в качестве постоянных – это изменение величины доходов, вкусов и предпочтений покупателей, качества товара и т.д.
Многие потребители считают, что цена достаточно точно отражает качество товара. На самом деле зависимость «цена-качество» не является однозначной. Особое место занимает «эффект Веблена», который означает покупку товаров особого рода по престижным соображениям, что должно свидетельствовать о высоком положении, статусе покупателя. Престижная цена – цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами или признаками. Если потребители перестанут воспринимать товар как уникальный, особенный, то кривая спроса неизменно вернется в исходное положение.
На динамику цен, их уровень оказывает воздействие эффект адаптивных инфляционных ожиданий, который находит свое проявление в нарастающем спросе на продукты в условиях постоянного ожидания роста на них.
Различают спрос и величину спроса. Если под воздействием тех или иных факторов (увеличение дохода, ажиотаж, изменение социально-экономической обстановки) люди стремятся закупить определенный товар впрок, то происходит изменение в спросе. Рынок начнет испытывать давление со стороны покупателей, со стороны спроса. Тогда кривая спроса переместится вверх и вправо, описывая изменившееся состояние спроса. Наоборот, под влиянием сокращения спроса произойдет падение цен и величины спроса – кривая сместится вниз влево. Любые смещения кривой спроса свидетельствуют об изменении ситуации на рынке со стороны спроса, которое может привести либо к сохранению прежней величины спроса, либо к его увеличению, либо к уменьшению.
Немаловажное значение для анализа состояния рынка имеет знание реакции спроса на повышение или понижение цены, его количественное измерение к изменению цен. Таким показателем является эластичность спроса по цене, показывающая, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1% при неизменности прочих факторов, влияющих на объем спроса. Данный показатель можно выразить следующей формулой:
Где Эс – эластичность спроса по цене
∆Q –изменение спроса, %
∆Ц – изменение цены, %
Для определения соответственно числителя и знаменателя необходимо воспользоваться формулами:
Где Qб – первоначальный или базовый объем спроса
Qн – новый объем спроса
Цб – первоначальная или базовая цена
Цн – новая цена спроса.
В качестве критерия, разграничивающего блага на обладающие эластичным и неэластичным спросом, принимается коэффициент единой эластичности, когда повышение (понижение) цены на 1% вызовет соответственно сокращение (увеличение) величины спроса на 1%. Блага, имеющие коэффициент эластичности больше единицы, относятся к группе товаров, обладающие высокой эластичностью. Коэффициент эластичности меньше единицы свидетельствует о недостаточной или низкой эластичности спроса на эти товары.
Для избежания возможных ошибок при измерении эластичности спроса, сопряженных с неадекватными показателями эластичности, получаемыми для одних и тех же точек, в зависимости от направления изменения цены, т.е. повышения или понижения ее, используют расчет дуговой эластичности, которая выражает эластичность спроса между двумя точками как процентное выражение изменения средней цены и среднего объема спроса.
Где Эсд – дуговая эластичность
Q – изменение объема спроса
Ц – изменение цены
Цср – средняя цена.
На эластичность спроса влияет целый ряд факторов. Прежде всего, динамика доходов населения, наличие у данного товара заменителей, удельный вес цены товара в доходе потребителя, отрезок времени, который необходим для принятия решения о покупке.
Степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара выражает перекрестная эластичность спроса (рис.2).
Рисунок 2 «Перекрестная эластичность спроса».
Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%.
Где ∆Qx – относительное изменение спроса на товар X
∆Цy – относительное изменение цены на товар Y.
Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими или нейтральными друг к другу.
Кривая B (Эxy < 0) характеризует отрицательную перекрестную эластичность: с ростом цены товара Y объем спроса на товар X сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняющими: например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и пленка к нему.
Кривая С (Эxy > 0) отражает положительную перекрестную эластичность: при росте цены товара Y объем спроса на товар X увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара Y на товар X. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми, например, автобус и метро, кофе и чай.
Кривая D (Эxy = 0) выражает нулевую или близкую к нулевой перекрестную эластичность: изменение цены товара Y никак или очень мало отражается на спросе на товар X. Такие товары называются независимыми, например, рост цен на шляпы никак не отразится на спросе на ботинки.
Следовательно, понятие эластичности спроса весьма полезно при изучении реакции потребителей под воздействием тех или иных факторов. В зависимости от степени эластичности спроса предприниматели могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий.
В механизме рыночного равновесия существенную роль играет предложение. Предложение – это не вообще произведенные блага, а только те из них, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей. Здесь также определяющим стимулом являются цены. Однако, если для роста спроса в качестве стимула выступает понижение цен, то для предложения, наоборот, сигналом к расширению производства любого товара и, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут цены на определенный товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска. Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятном экономическом стечении обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары, находящиеся в пути. Предложение исследуется по трем временным интервалам: краткосрочный - до 1 года; среднесрочный - от 1 года до 5 лет; долгосрочный - более 5 лет.
Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. К неценовым факторам предложения относят:
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие