Спрос. Закон спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Спрос – важнейшая составляющая рыночного процесса. От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономика государства в целом.
Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров и услуг в разные периоды времени отличаются.

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены изменяет и потребительский выбор, так как изменяется реальный доход потребителя и альтернативная стоимость данного блага.

Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежные доходы).

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или меньше, чем другие.

Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

Иными словами, покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

При заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности, когда отношение предельной полезности к цене (взвешенная предельная полезность) одинаково по всем потребляемым благам (второй закон Госсена)[5, С.158].

Критерием правильности решения покупать или не покупать товар является не общая и даже не предельная полезности, а предельная полезность на затраченный рубль. Дополнительное удовлетворение, получаемое на затраченный рубль, представляет собой наилучший критерий, поскольку объединяет и фактор удовлетворения и фактор затрат, а оба эти фактора необходимы для обоснованного сравнения товаров между собой.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист X. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

  1. Эффект присоединения к большинству (подражания). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.
  2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.
  3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857—1929) Лейбенстайн называет престижное, или демонстративное, потребление, ярко описанное в «Теории праздного класса» (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Таким образом, модель полезности может быть использована для объяснения потребительского поведения и предсказания его вероятной реакции на изменение цен. И хотя существует целый ряд факторов, препятствующих извлечению максимальной полезности (недостаток точной информации о ценах и качестве товара, ошибочное использование Цены в роли индикатора качества, покупки импульсивные или под влиянием внешних эффектов), из этого не следует, что реальный потребитель не способен к обдуманной максимизации полезности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3   Практическое задание

Задание: Годовая рента, получаемая с 1 га. Земли составляет 950 руб., ставка ссудного процента равна 10%. Определите цену земли. Что произойдёт, если при прочих равных условиях ставка процента будет повышаться?

Цена земли= рента/ставку ссудного %*100

Цена земли=950/10%*100=9500

А если ставка процента будет расти при прочих равных условиях, то цена земли будет снижаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Он формирует предложение и напрямую зависит от цены. Обратная зависимость спроса от цены отражена в «кривой спроса», и получила название закона спроса: при повышении цены спрос на товар падает и, наоборот, при уменьшении цены спрос на товар увеличивается.

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно производить с экономической точки зрения.

Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.

На  основе  выше  сказанного  можно  сделать  следующие  выводы: при

эластичном спросе с уменьшением цены  общая  выручка,  об  этом  упоминалось выше,  увеличивается (уменьшается). То есть мы пришли к  выводу,  что  связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная.  Если  спрос  неэластичный, между ними возникает прямая зависимость. Единичная  эластичность  не  меняет величину дохода. 

4.Список используемой  литературы

1.  Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. - 528 с.

2. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов - на – Дону.: Феникс, 2010, 608 с.

3. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.

4. Курс экономической  теории: Общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидорович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 832 с.

5. Камаев В. Д. «Экономическая теория» 5-е издание М. 2007.- 424 с.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005 - 672 с.

 

 

 


Информация о работе Спрос. Закон спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса