Сравнение фискальной и монетарной политики государства в классической и кейнсианской моделях макроравновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.
Экономическая теория состоит из ряда разделов: методология экономической науки, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика, эконометрика, теория игр.

Содержание работы

Введение.
Основные понятия, используемые в работе
2.1 Фискальная политика государства
2.2 Монетарная политика государства
2.3 Классическая модель равновесной динамики
2.4 Кейнсианская модель
Сравнение фискальной и монетарной политики государства в классической и кейнсианской моделях макроравновесия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение.
  2. Основные понятия, используемые в работе

2.1 Фискальная политика государства

2.2 Монетарная политика государства

2.3 Классическая модель равновесной  динамики

2.4 Кейнсианская модель

  1. Сравнение  фискальной и монетарной политики государства в классической и кейнсианской моделях макроравновесия
  2. Заключение
  3. Список использованной литературы

 

1. Введение

 

Экономическая теория — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методология экономической науки, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика, эконометрика, теория игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новая институциональная экономическая теория, нейроэкономика, австрийская школа, новая политическая экономия, экономика и право.

В данном курсовом проекте будут рассматриваться такие аспекты экономической теории как фискальная и монетарная политика государства в условиях классической и кейнсианской моделей макроравновесия.

  1. Основные понятия, используемые в работе
    1. Фискальная политика государства

 

Фискальная (налогово-бюджетная) политика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

 

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

 

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства. Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу. Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кидланд и американец Эдвард Прескотт.

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

 

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев.

 

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума.

 

Автоматическая и дискреционная политики

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились.

Недостатки фискальной политики

Эффект «Crowding-out», также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны.

    Дисбаланс государственного  бюджета: постоянные операции государства  со своим бюджетом может привести  к неэффективности его распределения. Так например, правительство не  может регулярно повышать свои  расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в интересах государства.

    Неопределенность: состояние  экономики невозможно предсказать  идеально точно, поскольку не  все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике.

    1. Монетарная политика государства

 

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

 

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

 

  •     стабильного экономического роста
  •     полной занятости ресурсов
  •     стабильности уровня цен
  •     равновесия платежного баланса

 

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

 

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

 

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

 

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как М = multден х Н. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

    1. Классическая модель равновесной динамики

 

Первая («классическая») модель движения макроэкономики сводила это движение к механизму ценового взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. В ее основе находился «закон Сэя» (французский экономист начала XIX в.), согласно которому предложение товаров создает свой собственный спрос.

Смысл рассуждения Сэя несложен: в условиях общественного разделения труда каждый производитель продает свои товары для того, чтобы купить другие товары, не производимые им. Следовательно, он может купить только в объеме проданного. Поэтому размер спроса (купли) всегда равен размеру реализованного предложения.

Действительно, деньги нужны людям не сами по себе, а чтобы использовать их для приобретения товаров. Значит, все, кто получает деньги как плату за предложенные ими товары, рано или поздно потратят их на покупку. Таким образом, совокупные величины платежеспособного спроса и товарного предложения должны совпадать.

Обрисованная модель макроэкономики предполагает три условия: общество состоит из одних производителей (являющихся одновременно и потребителями); все производители расходуют только свой собственный доход; доход расходуется полностью.

Однако реальная рыночная экономика устроена гораздо сложнее: число потребителей всегда превышает число производителей; доход не обязательно расходуется полностью (часть его превращается в сбережения); часть затрат производитель осуществляет за счет займов (кредитов).

Таким образом, действительная ситуация выглядит иначе, чем она изображается в модели «спрос есть предложение»: спрос уменьшается на величину сбережений, а предложение возрастает на величину кредитов.

Это — важный экономический вывод: равновесие совокупного спроса и совокупного предложения требует равенства инвестируемых сбережений и кредитуемых инвестиций.

Вывод примечателен в двух отношениях.

Во-первых, он означал достижение фундаментального уровня в развитии макроэкономической теории, ибо равенство совокупного спроса и совокупного предложения оказалось сведено к равенству между совокупными сбережениями и совокупными инвестициями, что конкретизировало механизм макроэкономического равновесия.

Во-вторых, это была попытка объяснить дисбаланс между совокупными расходами (уменьшаемыми за счет сбережений) и совокупными доходами (возрастающими за счет кредитуемых инвестиций) в рамках закона Сэя,

Теперь обратим внимание на то, что лица, сберегающие часть дохода, и лица, инвестирующие за счет кредита, — разные участники экономики (они совпадают только в натуральном или тотально огосударствленном хозяйстве). Следовательно, равновесие макроэкономики может быть только результатом специального регулирования, обеспечивающего равенство величин сбережений и инвестиций. Как же это достигается?

В рыночной экономике сбережения держат не в ликвидной форме (в виде наличных денежных средств), а в форме, приносящей доход в виде «процента» (помещая сбережения в банки или ценные бумаги). Хотя размер инвестируемых сбережений определяется множеством факторов (в том числе — величиной денежного дохода, структурой индивидуального спроса, темпами, инфляции), тем не менее он зависит прежде всего — при прочих равных условиях — от нормы процента (доходности от инвестирования сбережений): чем выше норма процента, тем больше размер сберегаемой части дохода. И наоборот.

Предприниматели же осуществляют инвестиции, как правило, за счет кредита, за который им и приходится платить этот самый процент. Понятно, что чем выше процент, тем меньше у предпринимателя желания брать кредит.

Но кому можно прибыльно одолжить сбережения? Только инвестору. А у кого инвестор может взять кредит? Только у «сберегателя». Поэтому, хотя «сберегатели» и «инвесторы» — разные лица, они необходимы друг другу для совместного бизнеса.

Следовательно, механизм, обеспечивающий равенство сбережений и инвестиций, — это рынок денежных средств, на котором «предложение» представлено сбережениями, «спрос» — заемными инвестициями, а роль «цены» выполняет процент.

Информация о работе Сравнение фискальной и монетарной политики государства в классической и кейнсианской моделях макроравновесия